“Простые вопросы”: Юрий Розум, пианист, народный артист России

Ведущая — Татьяна Удалова:

«Пианист, который сегодня наиболее ярко представляет все лучшие достижения русской фортепианной школы», – это цитата из немецкого журнала «ПИАНОньюз» о нашем сегодняшнем герое. На простые вопросы отвечает гость – народный артист России пианист Юрий РОЗУМ.

– Юрий Александрович, когда-то пианино или фортепиано стояло почти в каждой квартире. В середине 90-х газеты запестрели такими текстами: «Продам пианино», «Отдам пианино». Почему начался процесс массового отказа от этих инструментов?

– Временно, я бы сказал, сменились ценности. Вопросы культуры отошли на второй план, а вопросы быта выдвинулись на первый, поэтому музыкальные инструменты, может быть, даже мешали такому благоустроенному быту. Они занимали какое-то место. Но сейчас идет обратный процесс. И хотя я пианист, а не торговец инструментами, лично получаю десятки просьб или заказов от друзей, которые просят познакомить их с какой-то фортепианной фирмой, чтобы поставить приличный музыкальный инструмент себе домой. И если я был бы бизнесменом, я уже мог этот бизнес наладить, потому что уже 15 инструментов приватно порекомендовал друзьям купить, не говоря уже о филармониях и музыкальных учреждениях.

«Главная задача конкурса – привлечь внимание общественности, государства, бизнес. Сказать, что есть музыкальные школы, которые влачат свое существование и вопреки условиям все равно достойно делают дело»    
 
 

– Подрастает новое поколение, которое опять будет играть на инструментах?

– Да.

– Но все же оперные певцы, скрипачи, пианисты – представители классических видов искусств не так популярны, как представители поп-музыки.

– Безусловно.

– Почему?

– Серьезное искусство всегда было немножечко элитное занятие. Так же, как нельзя сравнить серьезную литературу с газетой, журналами. Это массовое чтиво, а Шекспира и Достоевского не каждый будет читать, потому что это требует большого напряжения, какой-то подготовки, определенного уровня культуры. Никогда нельзя ожидать, что классическая музыка станет настолько же распространенной, как и популярная поп-музыка.

– Получается, что сейчас пианист не может стать таким же популярным, как и популярная группа «Виагра»?

– Не может. Но есть исключения. Например, Паваротти – тенор, которого знают в мире больше, чем «Виагру». Но это такое исключение. Он сумел соединить классическое искусство с поп-культурой. Вышел на стадионы, вывел высокую классику на стадионы. Это тоже предмет времени, это пока еще отдельное явление. Я не думаю, что это будет так же распространено. Во всяком случае, благодаря телевидению и Интернету, теперь есть возможность классической музыке жить и входить в любые дома. Главное, чтобы у людей были открыты сердца, уши, глаза к высокому искусству. Это надо делать с детства. Поэтому сейчас и занимаемся программой.

– Программа вашего фонда существует с 2005 года.

– Я бы сказал, что сам фонд существует больше двух лет. У него несколько программ.

«Мы выбираем лучшие, поддерживаем лучшие музыкальные школы. Лучшие не в смысле того, что у них все глянцевое, оснащено лучше, а лучшие по таланту, по тому месту, которое они занимают в обществе, по фанатизму педагогов, по увлеченности учеников»    
 
 

– Кто стал основателем фонда?

– Началось все с того, что одной школе искусств в Подмосковье дали мое имя, вопреки моему сопротивлению, потому что я сказал, что это участь человека, который уже отжил свои годы. Я совершенно не ощущаю себя бронзой или гипсом, я очень живой человек, и мне как-то было непонятно. Но мне убедили, что это в интересах школы, и посоветовали создать фонд. Когда я созвал своих друзей на это дело, мы объединились. Здесь выдающиеся личности: Людмила Зыкина, Дмитрий Дибров, Николай Басков, Владимир Редькин, Никас Сафронов, Алена Свиридова, Тамара Гвердцители и прочие, а также политики Ирина Хакамада, Ирина Вирганская – дочка Горбачева, это с благословения Михаила Сергеевича, бизнес-люди, иностранные мои друзья. Объединившись, мы стали делать разные проекты. Основная задача – сделать все возможное, чтобы дети росли в атмосфере высокой культуры.
Мы сделали проект, который и привел нас в Благовещенск. Он называется «Где рождается искусство». Это смотр-конкурс музыкальных школ и школ искусств. Мы выбираем лучшие, поддерживаем лучшие. Лучшие не в смысле того, что у них все глянцевое, оснащено лучше, а лучшие по таланту, по тому месту, которое они занимают в обществе, по фанатизму педагогов, по увлеченности учеников.

– Вы ездите по очереди по всем регионам?

– Да. И первый год – Дальний Восток. Я уже был с друзьями на Камчатке, Сахалине, в Якутии и Хабаровске. И сейчас мне очень приятно, что это программа привела меня в Благовещенск.

– У нас в области вы были не только в Благовещенске, но вы смотрели и Райчихинск, Свободный и Тынду. Что сказали ваши друзья – эксперты фонда?

– Они остались очень довольны, но, конечно, не всеми школами. Я не буду бежать впереди поезда, потому что решение по результатам будет принимать большой экспертный совет, во главе которого находится Зураб Церетели, куда входят ректоры консерватории, Московской, Петербургской, Гнесинской академий и других музыкальный учреждений, а также члены Федерального Собрания и представители бизнеса.

– Сколько потом школ отберете для вручения какой-то стипендии?

– Первое место получит одна школа искусств и одна музыкальная школа. Там будут еще и другие награды. Их будет довольно много. Это будут компьютеры, музыкальные инструменты, а также большой концерт победителей, в котором будут играть члены совета – музыканты.

– Две школы только из Амурской области или со всего Дальнего Востока?

– Со всего Дальнего Востока. Это серьезный конкурс. Мы знаем, что решение этих наград не решит проблем школ. Главная задача конкурса – привлечь внимание общественности, государства, бизнес. Сказать, что они есть, что есть музыкальные школы, которые влачат свое существование и вопреки условиям все равно достойно делают дело. Воспитать культурное поколение важно, поскольку страна через десять лет будет жить тем, что мы сейчас вложим в этих детей. Это важно для всех нас, важно для страны и бизнес-сообщества. И наша задача – всколыхнуть эту волну внимания. Потому что школы – их даже называют дополнительное образование, даже не обязательное. Есть обязательное образование, а то, что ты будешь культурным человеком, это не обязательно, это дополнительно. А я считаю, что это важно. Кто-то сказал: «Культура стоит очень дорого, но бескультурье обходится стране намного дороже».

«Приходится убеждать богатые компании в том, что им надо вкладывать деньги не в казино, не в ночные бары, во всяком случае не только в это, а еще и в детей, в серьезную культуру, серьезное искусство. Тогда им самим будет лучше жить»    
 
 

– Откуда средства у фонда?

– Приходится пробивать, быть ледоколом и бороздить сознание наших богатых компаний. Убеждать их, что им надо вкладывать деньги не в казино, не в ночные бары, во всяком случае не только в это, а еще и в детей, в серьезную культуру, серьезное искусство. Тогда им самим будет лучше жить, потому что они – все наши финансовые компании – тоже должны расти в культурной стране. Они уже начинают понимать, просто их надо немножечко сориентировать, направить. Мы этим занимаемся, но это нелегко. Я, например, прежде всего пианист и играю примерно сто концертов в сезон. Раньше я вообще занимался только музыкой. Мне казалось, что кроме фортепианной деятельности заниматься ничем нельзя. Я всегда отказывался даже от преподавательской деятельности. Мне казалось, что я тот самый турист из карикатуры, который несет свой рюкзак – мое фортепианное дело – и волочит ноги, а потом бабочка садится на рюкзак и этот турист падает. Но сейчас взвалил на себя еще и фонд. И ничего, пока справляюсь, хотя, конечно, нелегко.
Мы надеемся, что программа пойдет по всей стране, она уже дала хорошие результаты. Ей уже уделяют внимание. Дальше мы будем набирать силу, я надеюсь на это. И я обещаю, что это будет не единственной программой.

– Желаю вам успехов в этом деле.
У нас в гостях на простые вопросы отвечал народный артист России пианист Юрий Розум.

Источник новости: http://www.amur.info/easy/2007/12/03/916.html