Ведущий — Павел Савинкин:
В течение десяти дней в рабочей поездке по Дальнему Востоку находился сопредседатель Совета муфтиев России, верховный муфтий азиатской части страны, шейх Нафигулла АШИРОВ.
– Насколько нам известно, мусульмане азиатской части России ожидали вашего приезда как с нетерпением, так и с большими надеждами. Расскажите о причинах вашего высокого визита, конечно, кроме естественного интереса к нашим красивейшим местам.
– Красивые места, конечно же, очень сильно привлекают, потому что мы очень много слышали о термальных водах, которые есть на Камчатке, где я недавно побывал, о красивейшей природе Приморья, Хабаровского края. И вот сейчас я в городе Благовещенске. Основная цель моего визита заключается в том, что сегодня в программе «Возрождение духовности российских народов», которую изложил президент, создаются новые мусульманские религиозные организации, которые берут на себя просвещение мусульман, отправление их религиозных культов, оказание помощи, строительство культовых храмов, где это возможно на сегодняшний день. Вот такие процессы идут в целом по всей стране. И непосредственно сейчас духовное возрождение. Сегодня одно из традиционных конфессий ислама на Дальнем Востоке переживает некий подъем.
– Дальний Восток при советской власти был традиционно православным. Ислам пришел сюда достаточно массово в постперестроечные годы. То есть он здесь еще молод. Как духовный лидер азиатской части нашей страны, вы видите перспективы развития этого вида религии здесь, у нас, в краях, не особо богобоязненных?
– Позвольте мне немного с вами не согласиться. Потому что, общаясь с людьми, с владыкой епархии города и всего края, я не осмелился бы сказать, что люди не богобоязненные. В их разговоре, в их подходу к религии видел глубокую богобоязненность. Проблема, наверное, заключается в том, что люди, любя свою религию, любя Всевышнего Господа, Творца, не всегда, может быть, грамотны в своей религиозной конфессии, в отправлении религиозных культов. И потом, вы, наверное, должны прекрасно знать по истории развития Дальнего Востока о том, что с первыми первопроходцами, которые осваивали Дальний Восток, фактически в одно и то же время приехали переселенцы – татары, башкиры, которые традиционно являлись носителями исламской религиозной концепции. И еще до революции в городе Благовещенске существовала мечеть. Фактически та община, которая сегодня воссоздается заново нашими усилиями, усилиями верующих, проживающих в Благовещенске, является правопреемницей той общины, которая существовала в городе еще до революции.
«В Амурской области долгое время деятельность шла в рамках общественной организации. Мой приезд четко все расставил по местам» | |||
– Амурская область, Благовещенск – завершение вашего визита. Вас встречали, по сути, во всех основных городах Дальнего Востока. Что общего в проблемах мусульман, если они есть вообще, и есть ли какая-то разница?
– Если коснуться Приморского края, то община существует очень давно. В ряде городов, например, в Артеме, Находке, уже действует мусульманская религиозная организация. В Находке построена прекрасная мечеть, которая вписывается в архитектуру города. Что касается Амурской области, то здесь долгое время деятельность шла в рамках общественной организации. Но, учитывая наши законы, которые четко разделяют общественную деятельность и религиозную, общественная организация не может в полной мере отвечать тем потребностям, которые предъявляются к религиозной жизни мусульман. То есть она может развивать культуру, язык, традиции, пляски и народные песни. А религиозная организация создается для отправления религиозных культов и религиозного просвещения, далекая от политики, от общественной деятельности, иногда бурно проходящей. Мой приезд четко расставил все по местам. То есть при помощи местных мусульман, жителей этого города, мы будем создавать мусульманскую религиозную организацию. Она будет сотрудничать с общественными организациями, которые представляют разные диаспоры, проживающие здесь, сотрудничать с Русской православной церковью, непосредственно с органами государственными власти. Хотя религия как бы отделена от государства, те люди, которые ее представляют, не могут жить в отрыве о тех проблем, которыми живет наша страна.
– Что здесь увидели вы, человек многоопытный как в вопросах религии, так и в вопросах взаимодействия со светской властью?
– Дух единения, братства и человеколюбия, я думаю, присутствует в регионах Сибири, Дальнего Востока больше, чем присутствует в тех регионах, которые мы называем европейской частью страны.
– Почему?
– Потому что именно здесь люди, во-первых, живут суровых условиях. Когда человек живет в более суровых условиях, он всегда нуждается во взаимопомощи. Человек не может в одиночестве выжить или состояться как личность в таких суровых экономических, климатических условиях. Во-вторых, все люди, пусть даже во втором или третьем поколении, здесь в той или иной мере чувствуют себя приезжими. И это не дает повода одному говорить другому, как, допустим, уважаемый Владимир Вольфович в свое время говорил о том, что кого-то надо в Монголию обратно отправить и прочее. Таких устремлений я здесь, по крайней мере, не заметил. И это меня очень радует. Здесь нет такого водораздела, который, к сожалению, иногда присутствует на южных территориях нашей страны или даже в Санкт-Петербурге, в Москве. Тех негативных моментов, которые там имеются, здесь я не заметил, и меня это очень радует.
«Ислам в той же мере, как и другие религиозные конфессии, иногда становится или на защиту, или кем-то используется для достижения своих узкокорыстных, может быть, политических целей. Любая религиозная конфессия, любой народ имеет право защищать свою целостность, суверенитет от внешней агрессии» | |||
– Почему ислам – религия, проповедующая, как и остальные, любовь к ближнему, мир, поддержку нуждающихся – сегодня зачастую ассоциируется с терроризмом, кровопролитием, неприятием чужой веры? Не весь ислам, но все-таки?
– Я вас очень хорошо понимаю. И вопрос на сегодняшний день актуален. Действительно, если смотреть поверхностно, не углубляясь в проблему, можно подумать: да, везде, где мусульмане, проблемы. Это и Ирак, и Палестина, и Афганистан, имеются не совсем нормальные взаимоотношения и внутри нашей стране. Но если мы включим свое сознание, интеллект и захотим проанализировать все эти конфликты, то мы увидим, что ислам в той же мере, как и другие религиозные конфессии, иногда становится или на защиту, или кем-то используется для достижения своих узкокорыстных, может быть, политических целей. Мы прекрасно знаем, что у немецких солдат, которые наступали на Европу и вторглись в нашу великую Россию, раньше Советский Союз, на пряжках было написано «С нами бог». Но ни в какой мере сегодня никто не может ассоциировать или говорить о том, что это христианский фашизм напал на Советский Союз и убил миллионы и миллионы жителей как нашей страны, так и Европы. Сегодня в какой-то мере антиисламская пропаганда, запущенная в первую очередь западными СМИ, воздействует на сознание людей. И та же оборонительная тактика, партизанская тактика, выбранная иракскими силами сопротивления, сегодня преподносится как акты терроризма, экстремизма. Хотя если, допустим, американцы придут на нашу территорию, те же самые российские мусульмане будут их взрывать, на них нападать, уничтожать живую силу и технику. Это война. Ведь партизан Ковпака, которые пускали под откос германские поезда, никто не считал террористами, кроме фашистов, которые называли их террористами-экстремистами. Поэтому любая религиозная конфессия, любой народ и страна имеет право защищать свою целостность, суверенитет от внешней агрессии. А то, что сегодня американская военщина является мировым агрессором, никто не оспаривает, в том числе и руководство нашей страны.
– Вы довольны вашей поездкой по Дальнему Востоку?
– Я думаю, что поездка была очень результативной. Потому что в ходе поездки я имел возможность повстречаться с членами нашей общины, дать им наше духовное наставление для того, чтобы они не отрывались от реальности нашей жизни, то есть сотрудничали с братьями православными, сотрудничали со всеми различными диаспорами, потому что они являются единой общиной.
– Удовлетворены ли встречей в верхах у нас в Благовещенске?
– По крайней мере сегодня у нас не было такой необходимости встречаться с главами администраций государственных органов власти, потому что на сегодняшний день мусульмане, к сожалению, не представлены юридическим лицом. Нет организации, и поэтому неясно, от какого лица они будут говорить с властью. И мы им сказали, что мы должны двигаться последовательно и законно.
– Спасибо за разговор.
У нас в гостях был сопредседатель Совета муфтиев России, верховный муфтий азиатской части страны шейх Нафигулла Аширов.
Источник новости: http://www.amur.info/easy/2007/11/28/910.html