“Простые вопросы”: Сергей Абрамович, главный врач Амурской областной станции переливания крови

Ведущая — Эльвира Оверченко:

Помню, какими праздничными и волнительными были для нас в институте дни донора: в очередь на сдачу крови стояли группами и курсами, пили в буфете сладкий чай, получали шоколадки и три законных выходных и гордились тем, что делаем благое дело.
Сегодня мой собеседник – главный врач Амурской областной станции переливания крови Сергей АБРАМОВИЧ.

– Сергей Владимирович, сейчас происходит то же самое? Добровольные доноры сдают кровь так же торжественно и много?

– Дни донора в институтах мы возобновили несколько лет назад. В разных институтах по-разному. Очень активное участие принимает ДальГАУ. Там в донорские дни приходит до 1000 человек. Активна и медицинская академия.

– Сегодня сдают кровь ветераны-афганцы. Такая акция проходит впервые?

– Такая акция первая.

– Сколько крови и ее препаратов хранится у вас на станции?

– Плазмы хранится более тысячи литров. Обычно нет необходимости хранить такой запас крови, потому что срок хранения короткий. Ее надо просто регулярно заготавливать. Хранится небольшое количество, но необходимое в полном объеме для оказания первой помощи.

«В отдаленном районе может не оказаться в необходимом количестве четвертой отрицательной или третьей отрицательной – самых редких групп крови. Но этот вопрос помогает решить искусственный заменитель крови – перфторан»    
 
 

– Дефицита донорской крови у нас в области нет?

– На сегодня можно говорить только о дефиците редких групп крови. Если отдаленный район и нужно иметь запасы разных групп крови, то, естественно, может не оказаться в необходимом количестве четвертой отрицательной или третьей отрицательной – самых редких групп крови. Выйти из этой ситуации помогает искусственный заменитель крови, который тоже приносит кислород – перфторан. Лечебные учреждения, имея запас этого препарата, могут оказать экстренную помощь, отсрочив переливание эритроцитной массы.

– То есть вы уверены в том, что с больными не может возникнуть никакая критическая ситуация из-за того, что в лечебных учреждениях не хватает крови или заменителей, или препаратов крови?

– Стопроцентно гарантировать, что такая ситуация не возникнет, мы, конечно, не можем. Это зависит от того, имеет ли учреждение эти запасы, имеет ли возможность их хранить. Если это все выполняется, то возможность возникновения ситуации можно исключить полностью.

– Самое главное – боязнь при переливании крови, при сдаче крови – не заразиться чем-то: гепатитом, СПИДом и так далее, что может передаваться через кровь. Вы гарантируете, что это не происходит на вашей станции?

– Поражает, когда донор боится, что его самого заразят. Но мы работаем с разовым инструментарием, с разовым расходным материалом. И на станции переливания крови возможность передачи инфекции от донора к донору исключается стопроцентно. Возможность передачи инфекции от донора больному теоретически существует. Но при тех объемах, что у нас ведется заготовка, возможно пропустить в течение десяти лет работы один случай. Вот такая вероятность передачи.

– На вашей памяти у нас в области никогда не было, чтобы через кровь заражались какими-то вирусными инфекциями??

– Нет.

«Больной не сразу получает плазму. Она направляется в специальное хранилище и выдерживается в течение полугода… Если за это время инфекция у донора не проявилась, мы можем почти стопроцентно гарантировать, что эта плазма не имеет маркеров инфекции»    
 
 

– Вы проверяете кровь не один раз?

– Конечно. Мы проверяем каждую кровосдачу. Но есть такая особенность: любое заболевание имеет так называемое серонегативное окно, которое не выявляется при проведении анализа. Человек еще не болеет, но вирус в крови уже имеется. И на этой стадии человек может передать инфекцию. Для этого вводится такое мероприятие, как карантинизация. В чем оно заключается? Донор, допустим, сдал плазму. Но больной ее сразу не получает. Плазма направляется в специальное хранилище и выдерживается в течение полугода. Через полгода донор повторно сдает кровь. Если за это время инфекция у донора не проявилась, мы можем почти стопроцентно гарантировать, что эта плазма в принципе не имеет маркеров инфекции.

– То есть все, что у вас есть в банке крови и что вы предлагаете для лечебных учреждений, безопасно?

– Безусловно.

– Вы говорили о том, что самое лучшее, когда человек заготавливает кровь сам для себя, и вы в этом направлении работаете. Что это за новая форма работы? На самом ли деле уже есть такое?

– Мы пока планируем работу в этом направлении. Что для этого делается? Во-первых, отрабатывается база данных, условия хранения. То есть необходимо иметь большое хранилище. При температуре минус 30-40 градусов плазма может храниться до двух лет. И человек, сдав плазму, при необходимости, если возникла опасность развития кровотечения, может получить свою же плазму, которая будет безопасна. Но для этого нужно развитие информационной технологии – на сегодня для станции переливания крови пишется программа, которая позволит отслеживать и эти вещи: человек сдал, и для него она хранится.

– У вас такая идея есть, и вы ее сейчас разрабатываете?

– Конечно, но это будущее. К тому же наиболее безопасно получить свою плазму, свою кровь.

– Где в России уже так делают?

– Это развивается, но только в небольших объемах. Пока, к сожалению, государство не может гарантировать нам такой вид помощи. И сознание людей не готово к тому, чтобы, заранее не видя опасности, прийти и сдать плазму, кровь для себя, чтобы она хранилась.

– Если эта услуга будет, она будет платной для населения, или вы не знаете, как это будет развиваться?

– Как это будет, я пока точно сказать не могу. На сегодня это уже возможно на платной основе. Если государство примет гарантии, такой стандарт для всех пациентов, то это будет бесплатно.

«Плазма может храниться до двух лет при температуре минус 30-40 градусов. При необходимости, если возникла опасность развития кровотечения, человек может получить свою же плазму. На сегодня эта услуга уже возможна, но только на платной основе»    
 
 

– Сколько стоит литр крови?

– Сейчас мы все можем оценить. Но, с одной стороны, может быть, он бесценен. С другой стороны, необходимо оценивать в плане, сколько надо затратить, чтобы его получить. Такая работа проводится. На станции переливания крови стоимость литра плазмы, ее получение, хранение, сохранение в безопасном состоянии, обеспечение ее безопасности, обследование и так далее, для государства выходит примерно пять с половиной тысяч рублей. Это ориентировочная цена. Эритроцитная масса стоит немного меньше.

– Сколько получает донор? За один раз можно сдать 400 миллилитров крови?

– Человек может сдавать без ущерба для своего здоровья и в зависимости от веса большее или меньшее количество крови. Но считается безопасно при среднем весе до 500 миллилитров.

– Что получает взамен?

– Во-первых, я считаю, моральное удовлетворение от того, что он сдал кровь, помог другим людям. Во-вторых, мы компенсируем донору затраты на повышенное питание. Донору выдается шоколад на дополнительное питание. Если донор сдает кровь очень часто, то ему нужно повышенное питание. Поэтому такому донору есть еще и денежная компенсация. Но нельзя сказать, что это донорство платное, потому что сумма, 750 рублей, выдается за литр сданной крови. Конечно, в пересчете, сколько человек сдает. Но эта сумма позволяет только улучшить свое питание.

– Люди на этом не зарабатывают?

– Нет. На этом заработать невозможно.

– Есть ли у вас такие, кто ходит годами сдавать кровь?

– Есть такие люди, которые сдают и 300 раз, и больше. Все зависит от состояния здоровья донора.

«Сдав кровь, человек получает моральное удовлетворение от того, что помог другим людям. Во-вторых, мы компенсируем донору затраты на повышенное питание»    
 
 

– Вы сами кровь сдавали и сдаете?

– Да.

– Постоянно это делаете?

– Последнее время это делаю реже – меньше времени стало. А в принципе я сдал более 100 раз.

– Вы тоже почетный донор?

– Да.

– Спасибо за разговор.
Мы сегодня говорили о благородном деле, о донорстве, и об Амурской станции переливании крови. Сегодня мой собеседник – главный врач переливания крови Сергей Абрамович.

Источник новости: http://www.amur.info/easy/2007/11/22/907.html