“Простые вопросы”: Анатолий Дедюхин, коллекционер

Ведущий — Павел Савинкин:

Знаете ли вы, что Фарук, один из бывших королей Египта, был мошенником и выпускал марки, которые потом уничтожал, оставляя у себя несколько экземпляров. Они, естественно, потом баснословно взлетали в цене.
В курсе ли вы, что некий итальянский бизнесмен Феррари собирал только фальшивки, для него как раз работали изготовители фальшивок, и его коллекция получила название «Ферраритеты»?
Сегодня мы разговариваем с одним из опытнейших коллекционеров, филателистом и фалеристом Анатолием ДЕДЮХИНЫМ.

– Анатолий Сергеевич, для людей непосвященных коллекционирование марок, значков – это не больше чем мальчишество, игра в детство. В чем ошибка тех, кто этого мнения придерживается?

– Я думаю, что коллекционирование вырабатывает усидчивость, вызывает интерес. Со временем делаешь выставки и приглашаешь посмотреть всех, особенно ребятишек, школьников. Я сам начинал коллекционирование в 1938-39 году, когда учился в школе.

– Вы собираете так называемую хронологию, или у вас некая «мотивная» коллекция, то есть коллекция по какой-то определенной теме?

– Сначала я собирал хронологию. Марок было очень мало, поэтому обменивались, кто что даст, у кого сменяешь на что-нибудь другое. А потом, когда уже был значительный материал, начали собирать и выставлять «тематику». Допустим, у меня уже были выставки о Великой Отечественной войне, об авиации. Я сам служил в авиации, поэтому это родная мне тема, и у меня есть большая коллекция «Авиация». Есть также коллекция открыток и марок «Женщины-медики – герои войны». В виду того, что у меня была собачка, миттельшнауцер, я увлекался темой «Животные», собирал марки с изображением животных. У меня больше 35-ти кляссеров, которые выделены и в «хронологию», и в «Тематику». Занимался я спортом – у меня спортивные кляссеры. Занимался живописью – есть кляссеры «Живопись».

«Я думаю, что коллекционирование вырабатывает усидчивость, вызывает интерес»    
 
 

– Вы собираете по каталогу всю тему, после этого переходите к какой-то другой?

– По каталогу все-таки идут разные марки, хронологические. Как выпускается каталог, так сразу и идет. А когда появился интерес создать какую-то тему, то начинаешь собирать со всех каталогов, кляссеров и помещать на выставочные листы. Надо выставку организовать – пожалуйста.

– Вершина творчества каждого коллекционера – участие в выставке.

– Конечно.

– У нас в Благовещенске «зеленая улица» выставкам? Они удовлетворяют наших коллекционеров, или есть некоторые проблемы?

– «Зеленая улица» – пожалуйста, показывайте свои коллекции, кто может или желает. У нас есть уже устоявшиеся коллекционеры, известные люди: председатель областного общества Геннадий Агафонович Бобыкин, Олег Сысоевич Петров, Борис Фадеевич Крынин. Раньше у нас в выставках и ребятишки выставляли свои первые коллекции. В обществе у нас было 42 человека. Они ходили к нам по субботам и воскресеньям. Обменивались с нами. Конечно, мы их уважали и старались подарить марки-дубли. Мы притягивали их коллекционированием. Они не ходили по улицам, сидели и изучали историю русского государства.

– У вас есть значки Зейской ГЭС?

– Да. Здесь есть и 10-летие, 15-летие и 20-летие. Полностью история энергетики.

– Насколько я знаю, западные коллекционеры, проживающие в центральной части России, не совсем хорошо отзываются о коллекционерах Дальнего Востока, в частности об амурчанах, за то, что именно от нас большие части хороших коллекций ушли в Китай. Так это или нет?

– Да. Надо сказать, что наши соседи-китайцы очень внимательно следят за нашими выставками, коллекциями, которые у нас есть.

– Но все-таки наши коллекции туда уходят?

– Коллекции вряд ли, а вот отдельные марки – да. У нас по сути дела продают их, продают наборы. Китайцы приходят, покупают и увозят к себе.

– Чем определяется цена марки?

– Цена определяется, во-первых, данностью. Цена тех марок, которые были выпущены минимальными тиражами, с каждым годом поднимается. У нас есть отдельные товарищи, которые продают марки. Видимо, у них такой жажды коллекционирования нет, они раньше где-то брали, собирали, а потом разочаровались и теперь продают марки. Мы очень негативно относимся к тому, кто продает марки.

«Любовь к коллекционированию нужно прививать для того, чтобы развивать усидчивость, познавание мира»    
 
 

– В вашей коллекции есть редкие марки?

– Есть. В моей коллекции есть первая марка, выпущенная Россией.

– Вы не собираетесь ее продать и сделать некий капитал?

– Нет, что вы! Она так и лежит у меня в кляссере.

– Нужно ли и можно ли прививать любовь к этому виду времяпрепровождения, или это приходит извне?

– Думаю, что надо. Сейчас очень сложное время. Ребята, которые ходили к нам, не в состоянии приобретать марки, потому что они дорогие в цене. Раньше мы старались дать и им, а сейчас дубли уходят, ничего школьникам не дашь. Нужно для того, чтобы развивать усидчивость, познавание мира. На марках, на значках мы можем узнать все стороны жизни, историю. У меня правнуки очень заинтересованы этим делом. Я говорю: «Давайте собирать», а они: «Да ну». И я решил: «Конечно, я все значки, марки и этикетки отдам вам, когда мне будет не нужно, а вы помудреете». Так что считаю, что школьников надо привлекать, и один из видов этого привлечения – выставки. Они приходят, посмотрят и загораются, начинают собирать, участвовать в этом.

– Начинают более сознательно ценить, любить и уважать свою родину. Я прав?

– Совершенно верно.

– Спасибо за беседу.
У нас в гостях был опытнейший коллекционер Анатолий Сергеевич Дедюхин.

Источник новости: http://www.amur.info/easy/2007/11/21/906.html