“Простые вопросы”: Светлана Ермолина, учитель-логопед центра «Соната», председатель методического объединения дефектологов здравоохранения

Ведущая — Эльвира Оверченко:

К сожалению, наша программа проходит без сурдоперевода. Да и вообще на телевидении исчезли такие специалисты, которые переводили бы звучащую речь в речь жестов, понятную людям с нарушением слуха. Сегодня День сурдопереводчика, и мы решили поговорить, каково это, жить в тишине.
Мой гость – учитель-логопед, председатель методического объединения дефектологов здравоохранения Светлана ЕРМОЛИНА.

– Светлана Анатольевна, я прочитала в Интернете страшную информацию о том, что сейчас в мире каждый десятый человек имеет проблемы со слухом – недослышит или не слышит вообще. Это все прогрессирует, и к 2015 году мы будем иметь таких людей в полтора раза больше. На самом ли деле люди глохнут, это прогрессирует в мире?

– Проблема такая существует. Да, процент несколько вырос.

– Влияет ли на снижение слуха то, что дети ходят в наушниках, слушают музыку, используют мобильные телефоны; вообще общий уровень вырос в окружающем нас мире? Что влияет на слух?

– Естественно, это очень сильно влияет, потому что у каждого человека есть свой слуховой болевой порог. У кого-то он низкий, у кого-то – высокий. И кому-то можно слушать более громкую музыку, и она не причинит ему вреда, а кому-то нанесет сильный вред. У ребенка может наступить так называемая акустическая травма. Естественно, как следствие – снижение слуха. То есть, да, это является проблемой.

«У каждого человека есть свой слуховой болевой порог. У кого-то он низкий, у кого-то – высокий. И кому-то можно слушать более громкую музыку, и она не причинит ему вреда, а кому-то нанесет сильный вред. У ребенка может наступить так называемая акустическая травма. Естественно, как следствие – снижение слуха»    
 
 

– А сколько таких людей в области? У вас есть такая статистика?

– У нас есть статистика по детям, потому что на диспансерном учете, куда мы ставим детей, по области 605 человек. Также обращаются и взрослые. Но я хочу сказать, что это не окончательная цифра, потому что не обследованы многие отдаленные регионы. Естественно, и обращений оттуда меньше всего. Это зависит и от различных субъективных причин – трудно и далеко добираться, и от уровня населения.

– Реальная цифра будет больше в разы?

– Да, реальная цифра будет больше. Это только те, кто уже обследован и стоит на учете.

– У людей с нарушением слуха возникает массам проблем. Им очень сложно устроиться на работу, учебу. Масса психологических проблем. С чем вы сталкиваетесь? Какие проблемы у людей существуют, и можно ли их решать?

– Проблема прежде всего в коммуникации. Между собой они общаются дактилем, и поэтому им трудно общаться со слышащими людьми. Но это необходимо. И когда возникают трудности при общении, естественно, это откладывается на каких-то личностных моментах.

– Люди становятся более закрытыми?

– Да. Они общаются практически в своем кругу. Но надо сказать, что и слышащие люди не так уж открыто идут навстречу им. Непонятно, трудно разговаривать – лучше совсем не общаться. Проблема не решается, а просто обходится стороной.

«Глухие и слабослышащие общаются практически в своем кругу. Но надо сказать, что и слышащие люди не так уж открыто идут им навстречу. Проблема не решается, а просто обходится стороной»    
 
 

– Вы сказали, что центр «Соната» работает по хорватской методике.

– Да, это верботональный метод.

– Что это такое?

– Он основан на ощущениях тела. Все наше тело слышит. И метод основан на том, чтобы услышать звук через тело. Идет специальное оснащение: вибростолы, различные вибраторы. Ребенок находится в вакууме, не слышит никакого звука. И вначале звук поступает к ребенку через тело. Вот так, постепенно, учим ребенка слышать.

– Я прочитала такую вещь о том, что у каждого нашего физиологического дефекта есть психологическая причина. Например, люди с плохим зрением просто не хотят ничего видеть в окружающем их мире. Точно так же, если у вас проблемы со слухом, вы просто не хотите слышать или устали от того, что вокруг вас происходит в этом шумном людском мире. Как вы относитесь к этой теории?

– В принципе есть такой момент, потому что сейчас, благодаря тому, что наука идет вперед и технические возможности возрастают с каждым днем, есть возможность глухому человеку научиться слышать. Проводится операция «Кохлярная имплантация». То есть в ухо вживляется электродик, поступает электрический сигнал, который преобразуется, и человек начинает слышать. Но человек, который все время прожил в полной глухоте и вдруг услышал звуки, совершенно их не различает, не дифференцирует. И у него возникают большие трудности. Представляете, мы в один прекрасный момент услышали звуки. Причем звуки все: улицы, в помещении и так далее. Но если мы уже научились ненужные звуки не воспринимать и общаться, несмотря на звуки вокруг, то для них это хаос звуков, весь ужас, какофония, которую они не отличают. Они не знают, откуда эти звуки идут, что издает такие звуки, как скрип двери, телефонный звонок.

«В перспективе центр “Соната” останется. Просто будет другое помещение. Но уже стоит вопрос о том, что, возможно, будет сокращение штатов. Поэтому дальнейшую свою судьбу не знаем. Но такая сложная работа была проведена, и такая стройная система реабилитации построена, что жалко, конечно, потерять все это»    
 
 

– И что происходит?

– Начинаются дикие головные боли. Страх, ужас, непонимание того, что происходит вокруг. И многие взрослые, причем с достаточно хорошим образованием, несмотря на нарушение слуха, сейчас пишут свои мемуары, где описывают ощущения до и после приобретения слуха. И говорят, что если бы знали, то никогда бы не согласились на эту операцию. Они привыкли жить в своем мире. Им очень сложно адаптироваться в мире звуков.

– Центр «Соната» – единственный в области центр по реабилитации детей с нарушением слуха? И таких центров совсем немного по России?

– Да.

– Я знаю, что были проблемы с помещением. И они до сих пор, наверное, остаются. Каково положение центра? Что с ним сейчас происходит? Будет ли он существовать, потому что проблема помещения – это фактически проблема существования центра?

– Да, проблема в помещении, потому что мы арендовали помещение в 56-м детском саду. Он относится к системе образования, а мы относимся к системе здравоохранения. Сейчас есть такое положение, что все детские сады отдать детям, аренду любого учреждения убрать полностью. Но в данном случае мы делаем одну задачу. Мы не можем без детского сада, и наши дети интегрированы в среду слышащих. То есть, глухие дети ходят в массовый детский сад, и мы просто берем их на специальные занятия. В то же время, сами понимаете, система образования и система здравоохранения – это разные структуры. Здесь уже действуют циркуляры.

– Что же в перспективе?

– В перспективе центр «Соната» останется. Просто будет другое помещение. Но уже стоит вопрос, приказ, о том, что, возможно, будет сокращение штатов. Поэтому дальнейшую свою судьбу не знаем. Но такая сложная работа была проведена, и такая стройная система реабилитации построена, что жалко, конечно, потерять все это. Потому что дети, глухие могут получить такую помощь в единственном месте.

«Сейчас среди чиновников ведутся разговоры о том, чтобы нам самим стать ближе к глухим и слабослышащим людям, чтобы сурдоперевод был на каждой передаче, на каждой телевизионной программе. Чтобы эти люди тоже могли полноценно воспринимать ту информацию, которую воспринимаем мы, слышащие»    
 
 

– Достаточно ли у нас в области делается для того, чтобы люди не чувствовали себя ущербными? Например, в Нижнем Тагиле даже богослужения в церкви ведутся с сурдопереводчиком для того, чтобы слабослышащие люди и к этому могли приобщиться, не чувствовали себя какими-то изгоями и в этой среде.

– Буквально неделю назад у нас присутствовала и проводила свои занятия куратор верботонального метода по всей России Руленкова Людмила Ивановна. Она приехала из Зеленограда. Людмила Ивановна говорила, что сейчас среди чиновников ведутся разговоры о том, чтобы нам самим стать ближе к глухим и слабослышащим людям, чтобы сурдоперевод был на каждой передаче, на каждой телевизионной программе. Чтобы люди тоже полноценно могли воспринимать ту информацию, которую воспринимаем мы, слышащие. То есть идти к ним навстречу, делать шаги. Действительно, об этом сейчас говорят даже на более высоком уровне, а не только специалисты, которые работают с такими людьми.

– Спасибо за разговор.
Сегодня День сурдопереводчика. Мы говорили о проблемах людей с нарушениями слуха. Мой гость – учитель-логопед центра «Соната», председатель методического объединения дефектологов здравоохранения Светлана Ермолина.

Источник новости: http://www.amur.info/easy/2007/10/31/892.html