Ведущий — Игорь Горевой:
– Степан Степанович, а что вы знали об Амурской области до своего назначения в 1963-64 году?
– До назначения меня на работу в Амурскую область я только знал о её территориальном расположении. Знал о том, что это область, которая граничит с Китаем и расположена на реке Амур.
В апреле 1964 года у нас проходил пленум областного комитета партии. На этом пленуме присутствовал Косыгин. Вдруг меня приглашают к телефону. На проводе оказался Черненко.
– Константин Устинович Черненко?
– Да. «Степан Степанович вам необходимо немедленно выехать в Амурскую область». – «Для чего?» – «Вас будут рекомендовать первым секретарём областного комитета партии». – «Так со мной же должен быть соответствующий разговор по этому вопросу». А он мне говорит: «Если вас это не устраивает, вы позвоните в Крым. Там сейчас отдыхает Никита Сергеевич Хрущёв. И он уже подписал постановление о вашей рекомендации на эту должность».
– Сколько вам потребовалось времени, чтобы понять обстановку в регионе, объездить область, районы. Год, меньше, больше?
– Года полтора, потому что, если брать экономику, территория области огромная – 36 миллионов гектаров, то есть на этой территории могла разместиться Япония. Из этих 36 миллионов гектаров, около трёх, 2 миллиона 800 тысяч было сельскохозяйственных угодий, 1 миллион 800 тысяч – пашни. И в то время в области было 147, я точно помню, совхозов и 66 колхозов. И получалось, что на каждое хозяйство приходилось почти 10 тысяч гектаров сельскохозяйственных угодий.
За успехи в выполнении социалистических обязательств по производству и закупкам хлеба в 1975-1977 годах тружеников сельского хозяйства, всех амурцев, тепло поздравил генеральный секретарь ЦК КПСС, председатель Президиума Верховного Совета СССР товарищ Леонид Ильич Брежнев.
– Вы упоминали, что вы общались с Брежневым. Как часто вы общались? Это было раз в год, по телефону разговоры или встречи в ЦК?
– Встречи с Брежневым, уже будучи в Амурской области, были только, когда я ездил в Москву на соответствующие пленумы и совещания и так далее. А до этого я встречался с Брежневым не однажды. И не только с Брежневым, но и с Косыгиным, и с Хрущёвым, когда я работал в Новосибирске.
– То есть не было таких интриг, что кто-то захотел бы, например, в Амурской области, занять ваше место и какие-то кадровые интриги в ЦК проводить? Такого не было?
– Такого не было.
– Совсем?
– Совсем. В Амурскую область не очень-то рвались, потому что надо было там проводить большие дела. Во-первых, надо выехать за пределы самого Благовещенска на ту сторону Зеи, а моста нет.
– Паром.
– Паром. И мне пришлось в аппаратах Совмина и ЦК решать вопросы, связанные со строительством моста через реку Зея, и со строительством аэропорта. Когда я прилетел туда, там был домик деревянный, хата.
Очень сложный вопрос был, когда начали строительство Зейской гидроэлектростанции. Уже начались подготовительные работы, мы имели уже 1 300 человек, работающих на строительстве ГЭС, и вдруг Байбаков – был такой председатель Госплана – даёт команду прекратить финансирование строительства Зейской ГЭС. А уже 1 300 человек! Получаем телеграмму, и я вынужден был сесть в самолёт и лететь в Москву. Сразу пошёл к Косыгину. В разговоре он мне сказал: «Давайте мы сделаем таким образом. Я поручу Дмитрию Степановичу Полянскому (он уже был у него первым заместителем), чтобы он выделил вам пять миллионов рублей из средств, отпускаемых на развитие сельского хозяйства. И вы продолжаете строить». Тогда это были огромные деньги. И действительно, Полянский подписал постановление, и пять миллионов рублей сыграли огромную роль, что потом строительство гидроэлектростанции, которая, как вы понимаете и знаете, занимает одно из таких важнейших мест и сейчас, пошло по доброму пути.
– А какие-то предприятия, может быть, опасные с экологической точки зрения, навязывали из Москвы строить в области, а вы, например, сопротивлялись?
– Из промышленных предприятий я не могу назвать, потому что меня это интересовало. Отмечу один вопрос, который пришлось рассматривать, и до сих пор он не решён. Амурская область граничит с Китаем, 1 500 километров нашей территории граничит с Китаем. И китайцы ставили вопрос в отношении того, чтобы построить мост. Когда я был в Москве, а в одно время и будучи на приёме у Леонида Ильича Брежнева, он меня спросил: «Мне докладывают и вносят предложение в отношении строительства с китайцами моста через Амур. Какое отношение твоё, как секретаря?» Я категорически против. Я говорю, что сейчас у нас такие взаимоотношения, что, если у нас сейчас 200 тысяч населения в Благовещенске, то в одну ночь, если будет у нас такой мост, появится ещё миллион.
– А если бы вы были за, построили бы мост?
– Я думаю, да.
– Вас боялись подчинённые? Как вы это чувствовали?
– Я не знаю, боялись или нет, но уважали, по-моему. Со мной соглашались.
– А вы знаете, как расшифровывалось КПСС в Амурской области?
– «Как прикажет Степан Степанович».
– Когда это появилось? Сразу, как вы приехали, или через несколько лет?
– Нет. Этот появилось попозже.
– А есть ещё одна расшифровка. «Слава КПСС» переводилось как «Слава князю Приамурскому Степану Степановичу». Вы такое слышали?
– Нет. Вот такое я не слышал.
– Начнём с марта. Похоронили Черненко. Становится генеральным секретарём Горбачёв. Сразу почувствовалось, что будут убирать старые кадры?
– Абсолютно точно. Звонит Лигачёв и говорит: «Слушай, ты обязательно после пленума зайди ко мне». А с Лигачёвым мы работали в своё время в Новосибирске. Я председателем, а он секретарём обкома был, поэтому мы друг друга знали близко. Захожу к нему после пленума и спрашиваю, зачем позвал. Он говорит, ты проработал порядочное время, 21 год, хватит, поступило предложение о том, чтобы освободить тебя и отправить на пенсию. Я говорю: «Не пойму. Я, что, уже совершенно ни на что не пригоден? Я же ещё могу что-то другое. Я вполне согласен (я так рассуждаю) с тем, что держать 21 год человека на посту первого секретаря не положено. Я считаю, 10-12 лет максимум…» «Но так решил Михаил Сергеевич, – говорит Лигачёв. – С тобой оформим пенсию. Потом решим, устроим тебя куда-нибудь».
– У вас не было мысли написать мемуары о своей наполненной жизни?
– Как-то думал, но не предполагал, что так быстро я завершу всю свою эту работу.
– То есть планировали, но не получилось?
– Не получилось.
Запись сделана в декабре 2004 года
Источник новости: http://www.amur.info/easy/2010/09/09/1729.html