Ведущий — Александр Ярошенко:
Добрый вечер! Не люблю умничать, цитировать классиков. Проще сказать своими словами, может быть, и не так остро, но по-своему. В данном же случае не удержусь и процитирую Льва Толстого. «Граница породила казаков, а казаки породили Россию», – сказал мастер слова, и, наверное, был прав.
Сегодня свои простые вопросы я задам двум забайкальским казакам, двум Юриям – ТКАЧЕНКО и НИКИТИНУ. Братья казаки построили свой маленький плот и приплыли на нём из Забайкалья в Благовещенск.
– Знаю, что свой маленький плот вы построили из пустых пластиковых бутылок. Почему пришла в голову такая идея?
– Ю. Т.: Во-первых, это не первый год уже. Это десятый поход у нас. В Благовещенск мы приходим второй год подряд – в прошлом году мы были. По Амуру это пятый поход. А вообще мы начали всё это дело в 2002 году, когда нам надо было привезти в Читу закладной камень для будущей установки памятника Петру Ивановичу Бекетову – человеку, который в 1653 году страну Даурию присоединил к царству русскому. Это гениальный человек по тем временам, но незаконно забыт советской властью.
А насчёт плота – это проще пареной репы. За два года до этих событий, в 2000 или 1999 году, я случайно посмотрел какую-то передачу. Какой-то умник на Волге построил таким же образом плотик для того, чтобы с друзьями отметить свой день рождения. Они прошли целых пять километров. А мы решили 1 700 километров.
– Другие умники на Шилке да на Амуре посмотрели и сделали.
– Ю. Т.: Да, посмотрели и сделали.
– Что вы хотите этим самым сделать – привлечь внимание к себе? Сели бы на машину да поехали.
– Ю. Т.: Нет, не совсем так. Во-первых, есть президентская программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», которая рассчитана на 2006-2010 годы. Но не все наши общественные и государственные деятели, не все наши главы администраций, может быть, на разных уровнях и чиновники относятся к этому делу серьёзно. Мы относимся серьёзно. Коль президент требует, раз это надо – надо. Тем более в наше время, когда закон ЧЧВ процветает – человек человеку волк, и закон курятника – клюй ближнего и гадь на нижнего.
– Мужики, ни один президент не заставит меня любить родину. Только мама, только улица, только от печки своей.
– Ю. Т.: Это верно. Но в любом случае если мы не будем своему подрастающему поколению говорить о наших предках и рассказывать, то и вырастет такое же «по колено».
– Понятно.
Почему на плоту-то поплыли, Юрий? Поехали бы на машине, быстрее, комфортнее. То же самое.
– Ю. Н.: Да нет. Это совершенно другое. Здесь всё-таки сила воли и здоровье, да и многое другое.
– Сколько вам лет?
– Ю. Н.: 72 года мне.
– Ю. Т.: 65 лет.
– Красавцы.
Физически трудно было на этом плоту?
– Ю. Т.: Нет, конечно.
– Не поверю.
– Ю. Т.: Во-первых, плот на воздушной подушке. Шесть тысяч бутылок зашито в две сотни мешков из-под сахара и муки. И всё это привязано капроновыми канатами к деревянным настилам. Во-вторых, четыре огромных весла на двоих, это совершенно нормально. Мы плотом управляем, как игрушкой – то, что нам нужно и куда нужно. Только против течения, конечно, мы не сможем его повести. Палатка устроена из баннеров. Баннеры – вещь непромокаемая. Палатка у нас комфортабельная, с газовой плитой, в коврах и с иконами, с оружием, как положено.
– Жизнь, умирать не надо.
– Ю. Т.: Не надо. Всё в порядке. Тут другое дело. Мы этим самым показываем, что и в наше время есть место маленькому подвигу. И с молодёжью разговариваем на эту тему, и с взрослыми разговариваем. Поездом – это одно, из поезда никто ничего не увидит. Это раз.
Второе – мы хотим и добиваемся, и, наверное, со следующего года будет открыт постоянно действующий туристический маршрут внутреннего туризма Забайкальского края «Путь Бекетова». А Бекетов как раз дошёл сюда, почти сюда. Кумарский острог, когда они в 1654 году вместе с Онуфрием Степановым с 500 казаками отбивали нападение 10-тысячной маньчжурской армии. Месяц сидели в осаде. Надоело, вышли, ввалили, как следует – последних маньчжуров медведи доедали.
– Какие-то казусы были во время вашего путешествия? Вообще как в основном к вам люди относятся – с любопытством, с интересом, с уважением, с иронией, – мы же все разные?
– Ю. Т.: С иронией никто ещё не отнёсся. Почему? Потому что у всех тоже вызывает очень серьёзное уважение, что двое, в приличном возрасте отважились пройти такое количество километров. А встречались мы и на заставах, и в сёлах. Народ с очень большим интересом относится к нам, молодёжь – в особенности. Прибегают все, тем более что казачество. Казачество – это казачество. А наше дело хоть оно и старое, но сейчас почему-то опять новое.
– Вы с этого плота смотрели на Россию. Как сегодня живут там на берегах?
– Ю. Т.: Об этом не хочется говорить.
– А что не хочется?! Какова жизнь, таковы и песни.
– Ю. Т.: Понятно. Справа Великая страна, а слева вонючие сёла, деревни и пьяные рожи. Вот всё, что я могу сказать по этому поводу. Обидно, стыдно, горько, досадно. Вот и всё.
– В Приамурье есть форпост России Албазино. Вы прекрасно об этом знаете. И 360 лет недавно отметили, и чудотворную икону село дало, много чего. На мой взгляд, 360 лет Албазино России так и не нужно было: ни дорог, ни школы, поля коноплёй заросли, всё старится, валится, сыплется. Умирает деревня. Вот только братская могила, крест широкий и музей какой-то там живёт. Почему так? Вы прожили на этой земле не один десяток лет, видели и советскую власть, и красных, и белых? Почему так?
– Ю. Т.: Это нужно спросить не у нас.
– Мне ваше мнение интересно.
– Ю. Т.: Я понял. И мнение такое есть. Почему? Пожалуйста. Видимо, те, кто делал когда-то революцию, их же внучки, «гайдарчики», их внучки, Гайдаров – шестнадцатилетних командиров полков, начали делать ещё одну революцию только потому, что воровать стало легче в этой стране, чем в советской.
– Каким вам глянулся наш Благовещенск? В нём что-то казацкое осталось или нет?
– Ю. Н.: Да я что-то не заметил. Есть, конечно, можно обратить внимание, но почти не видно.
– А вообще город сам, как вам?
– Ю. Н.: Сам город хороший, красивый, чистый. Мне понравился.
– А вам, Юрий?
– Ю. Т.: Первое, что мне понравилось, так это то, что Триумфальная арка восстановлена, великолепная арка. Она о многом говорит, и многим многое напоминает. Отсюда и надо бы танцевать.
– Как выдумаете, что такое казак? Это состояние души, это кровь, это образ жизни или просто красивые нарядные аксельбанты? Сегодня многие к казакам относятся как к ряженым. Коня кто запряжёт из казаков, или уже сегодняшний казак коня запрягать не должен?
– Ю. Т.: Во-первых, сегодняшний конь – это танки, БТР и БМП. А конь – это уже как…
– Мерседес ушёл под пресс?
– Ю. Т.: Ну, конечно. Скажем так.
Во-вторых, казак – это прежде всего состояние духа. Казаком можно родиться. От грузина ещё никогда армянин не родился. От казака рождается ни грузин, ни армянин, только казак. Но им нужно ещё стать, им нужно быть. Нужно знать обычаи, традиции, любить свою землю, суметь защитить в нужный момент. И, конечно, если Отечество в опасности, все на защиту «Газпрома», господа.
– Кто главнее, на ваш взгляд, председатель или атаман?
– Ю. Т.: Председатель где и чего?
– Не знаю, жизни, в селе, в стране.
– Ю. Т.: Господа, атаман – отец людей, а председатель – это «перед седатель, да ноздрёй пускай председательствует». Председатель в кресле сидит, а отец людей – это отец людей.
– Серьёзно? Но атаманов нам не хватает? Атаманов не хватает в жизни?
– Ю. Т.: Очень не хватает. Толковых не хватает. Тут дело в другом. Кто возьмётся за это дело? А просто так взяться, надеть на себя форму, поиграть – вот эти долго не удержатся. Я в Забайкалье 20 лет назад первый надел на себя казачью форму. Первый! И я это знаю! Потому что опыт у меня и казачий, и офицерский, слава богу, 27 лет в армии. Так что кое-что знаю.
– Всё от личности зависит в любом деле?
– Ю. Т.: Да. Иногда ещё нужно лысого вождя взять и почитать «О роли масс и личности в истории».
– Серьёзно?
– Ю. Т.: Да-с.
– Читали?
– Ю. Т.: Приходилось.
– Это были «Простые вопросы» для забайкальских казаков, двух Юриев – Ткаченко и Никитина, которые сплавились к нам на своём маленьком плоту и которые не понаслышке знают труды классика марксизма-ленинизма.
Я желаю вам всего самого доброго. И будем жить долго и любо.
Источник новости: http://www.amur.info/easy/2010/08/20/1699.html