Ведущий — Александр Ярошенко:
Добрый вечер! В амурском правительстве произошла очередная смена власти, и добровольно ушёл в отставку министр здравоохранения Юрий МАКСИМОВ. Проза жизни такова, что министры с занимаемых должностей добровольно уходят крайне редко. Поэтому свои простые вопросы я задам человеку, который сам оставил свой министерский портфель.
– Здравствуйте, Юрий Георгиевич. Во-первых, спасибо, что пришли к нам на программу. Обычно чиновники любят говорить на камеру только о грядущих перспективах. А о делах сегодняшнего дня, тем более о своих отставках говорят менее охотно. Для этого нужно иметь как минимум гражданское мужество. Первый вопрос простой: почему вы ушли с занимаемой должности?
– Я думаю, что вы сами понимаете. В век меняются три поколения людей. То есть в среднем каждый человек работает 30-35 лет. И, конечно, я уже отработал столько лет в министерстве, 23 года, первым заместителем министра, министром…
– Не в амурском министерстве?
– А это разве важно? Важно другое: я гражданин России и сегодня житель города Благовещенска, то есть житель Амурской области.
– 23 года вы проработали в других министерствах?
– А, может, по-другому скажем: я готовился работать министром здравоохранения Амурской области.
– Понятно. Ну и почему ушли?
– Я думаю, что вопрос достаточно сложный. Наверное, годы, прежде всего работы, они сказываются. С другой стороны, пост министра – это аморфность какая-то. Кажется, что это такая почётная должность, но эта должность требует того, чтобы человек 24 часа в сутки был готов к работе. И, конечно, это вызывает усталость. Наверное, подошло время, когда надо подумать и об этом. Но когда я добровольно написал заявление об уходе, губернатор мне не просто сказал «до свидания, мы с вами расстались», а он мне предложил занять другую должность. И я согласился.
– Какую?
– Советник губернатора по вопросам охраны здоровья.
– А вы не думаете, что советник – это такой пролонгированный уход? Вроде бы сразу человека неловко на диван отправить, а это такой ход – с полгода советником поработаете и… То есть история знает много таких примеров.
– История, может быть, и знает, но весь вопрос в каждом человеке. Наверное, приглашая на эту должность, он был уверен в том, что я его не подводил за эти два года работы совместно с ним. С одной стороны. А с другой стороны, он видел результаты, и, наверное, на первых порах, когда нужна какая-то ещё помощь с моей стороны, она была оказана.
– Кстати, Юрий Георгиевич, вы единственный, по-моему, человек из команды Колесова, предыдущего губернатора, который длительное время проработал в нынешней власти, в нынешнем правительстве.
– Вы знаете, я на этот вопрос долго размышлял и могу точно сказать: «Я ни в какой команде». Я специалист, которого приглашали для работы. То есть с Колесовым я лично не был знаком никогда. А меня пригласили, чтобы работать и работать.
– Как врач, скажите, чем «больна» сегодня амурская медицина? Если в один диагноз не уместимся, можно несколько назвать.
– «Больна» медицина – вот так я не стал бы говорить. Есть вопросы, которые, конечно, требуют решения в будущем. Всё-таки отдалённость от центра России в какой-то мере сказывается на том, что те реформы, которые происходили в центральных регионах России, несколько запаздывали у нас. Взять, допустим, сосудистый центр, который сегодня создаётся в области. Ведь он создан уже несколько лет назад в центральной России. Мы на Дальнем Востоке только в этом году его создаём. Вот это как раз характеризует, что с некоторым опозданием. Но это не говорит о том, что медицинские работники совсем другие. Нет. Среди наших врачей, медицинских сестёр достаточно людей. Я даже больше скажу: в нашем амурском здравоохранении осталось больше советского, чем на западе. И это наше преимущество.
– Того хорошего, гуманного и настоящего.
– Конечно.
– Поговорим о сосудистом центре. Его разворачивают на базе областной больницы?
– Да.
– По-моему, закрывают даже гастроэнтерологическое отделение и эндокринологическое – слили вместе. Лет двадцать назад в области был эндокринологический диспансер, сегодня даже специализированного отделения нет. У нас что, меньше стало диабета?
– Этот вопрос очень справедливый. Дело в том, что областная больница, к сожалению, она не трансформировалась, не реформировалась последние пять-десять лет. Она должна была быть реформирована. Она фактически дублировала те функции, которые несли на себе и районные, и городские больницы. А это ненормальное явление. Областная больница должна нести ответственность…
– Это другой уровень.
– Конечно.
– Абсолютно.
– Вот сегодня как раз и создаётся новый уровень организации медицинской помощи. Качество другое.
– Закрываем специализированные отделения.
– Неверно.
– Гастроэнтерологическое.
– Неправильно.
– Но закрыли же?
– Неправильно. Так нельзя рассматривать.
– Есть? Или эндокринологическое?
– Это начало реформ. Мы на первом этапе подошли к тому, что, чтобы создать сосудистый центр, необходимы именно эти площади. Исходя из этого, там и были проведены ремонтные работы, и сегодня идёт оснащение оборудованием. А что касается специализированных центров, они, несомненно, будут прежде всего в составе областной больницы. А дублирование – извините, терапевтическое отделение в районной больнице, в городской больнице и областной больнице – это нонсенс, который должен был быть разрешён ещё лет десять назад.
– Никогда не пойму, почему двадцать лет назад в регионе был специализированный эндокринологический диспансер, а сегодня нет даже отделения?
– А можно я вам по-другому задам?
– Можно.
– Кардиологический диспансер…
– Эндокринологический.
– Секундочку, я осознанно говорю. Кардиологический диспансер должен был быть создан двадцать лет назад, но его не создавали. Хотя среди причин заболеваемости и смертности населения кардиологические причины являются ведущими. Корень вопроса-то в этом.
– Так не надо губить одно и строить другое на этом же месте.
– Извините, это превратное понимание вопроса. Сегодня надо думать совсем о другом. Сегодня надо создавать новую областную больницу, на иных принципах организации медицинского общества.
– Юрий Георгиевич, диабет растёт?
– Растёт. Я даже статистику могу сказать: шесть процентов населения сегодня страдает этим заболеванием.
– Зачем закрываем эндокринологическую службу?
– Я вам ещё раз отвечаю на этот вопрос. Сегодня для того, чтобы легче войти в сосудистую программу, мы выбрали именно эти площади. В дальнейшем отделения областной больницы должны быть пересмотрены.
– Как жить сегодня больному диабетом?
– А зачем? У нас койки развёрнуты, специалисты сохранены.
– Их меньше не стало?
– Нет, конечно.
– Даже на президентском уровне заговорили вдруг, как много воруют в нашей медицине. Там закупают всякие «золотые» томографы. Буквально все регионы погрязли в этом деле, которое президент назвал циничным. Какая обстановка в Амурской области?
– Я не похвалюсь, если скажу, что мы с честью сделали то, что нам было поручено. То есть фактически, когда мы вошли в сосудистую программу, по федеральной службе мы получили 236 миллионов рублей на приобретение оборудования. Кроме того, из областного бюджета были выделены 224 миллиона рублей. Вы видите, какие огромные средства направлены на создание сосудистой программы. Что мы сделали? Мы фактически впервые в Российской Федерации закупили компьютерный томограф самого лучшего качества за 40 миллионов рублей. В других субъектах они закупались от 60 до 80 миллионов рублей. Каждый должен отвечать за свои действия. В данном случае могу поделиться опытом, что мы приобрели за это время.
– И где этот томограф установили или установят?
– Его установят на базе областной клинической больницы. Здесь разное было. Единственное, что нам удалось это сделать только благодаря тому, что мы до конца выдержали государственную позицию при закупке. То есть при поддержке только губернатора. Если бы у губернатора не было доверия к нам, я бы эту закупку не смог бы сделать. Я бы её вынужден был закупить за 60 миллионов, а ещё и не знаю за сколько. То есть губернатор мне чётко поставил задачу.
– Вопрос доверия исчисляется десятками миллионов бюджетных денег?
– Да, именно так.
– Много слухов ходит о баснословных зарплатах главных врачей. Дескать, они живут в мире совершенно иных цифр. Это правда или нет? Они намного больше получают, чем рядовой врач?
– Эта ситуация была близка к истине два года назад. За эти два года произошли изменения. Сегодня заработная плата главного врача областной детской клинической больницы в соответствии с нормативными актами, принятыми в области, чуть больше двух с половиной раз, чем в среднем у врачей областной детской клинической больницы. То есть заработная плата в пределах 48-50 тысяч рублей.
– То же самое вы можете сказать о взрослой больнице?
– Среднемесячная заработная плата у областных главных врачей от 30 до 60 тысяч рублей.
– Все эти разговоры об их миллионах…
– Это было в прошлом.
– Но были большие зарплаты?
– Были.
– Понятно.
Что вы пожелали бы своему преемнику, и, кстати, кто им будет, знаете?
– Может быть, я и информирован, но озвучивать не должен. Наверное, озвучит сам губернатор или исполняющий обязанности губернатора. Я думаю, что это должен быть достойный преемник, который должен развивать дальше здравоохранение.
– Что вы ему пожелали бы?
– Выдержки и здоровья.
– Это самое главное.
А вот психологически трудно было решиться написать заявление по собственному желанию? Ведь министр – это определённый статус, определённая зарплата, определённый уровень жизни, и добровольно как-то из этого уходить трудно.
– Нет. Я отработал 23 года и всегда придерживался того мнения, что не место красит человека, а должен человек определять это место. И для меня в любой момент встать и уйти никаких проблем не составляло.
Что касается мифической заработной платы министра, то это не соответствует действительности. Это с одной стороны. С другой, я доктор медицинских наук, всё-таки профессор, и мой опыт, наверное, он будет востребован в любом случае. И я должен сказать, что я житель Амурской области, ещё раз повторяю, и я буду жить и работать здесь же.
– Но заявление нетрудно было написать?
– Нет.
– Это были «Простые вопросы» для уже сегодня экс-министра здравоохранения Амурской области Юрия Максимова.
Я желаю вам всем добра и здоровья. И помните, что наше здоровье прежде всего в наших руках. Всего вам самого доброго.
Источник новости: http://www.amur.info/easy/2010/08/18/1695.html