“Простые вопросы”: Сергей Поздняков, и Елена Леонтьева, путешествующие учителя буддийского Центра Алмазного пути (г. Москва)

Ведущая — Эльвира Оверченко:

Здравствуйте, это «Простые вопросы». Сегодня у нас в студии два буддийских путешествующих учителя – Елена ЛЕОНТЬЕВА и Сергей ПОЗДНЯКОВ.

– Вы в Благовещенске, насколько я знаю, уже не в первый раз и снова с публичными лекциями. Это так?

– Е. Л.: Да, это так.

– О чём вы рассказываете и для кого?

– Е. Л.: Мы приезжаем по приглашению местного буддийского Центра Карма Кагью Алмазного пути и рассказываем о буддизме, у нас есть разные темы. Обычно люди заказывают темы сами.

– Но сейчас какая тема была?

– С. П.: Тема была очень интересная – взаимоотношения мужчины и женщин. Как буддизм смотрит на эту проблему, на эту сторону жизни. Лекция прошла удачно. Пришло достаточно много новых людей.

– Путешествующий учитель – это ваша основная деятельность, это ваша профессия или это ваше хобби? Что это такое?

– Е. Л.: Смысл жизни.

– С. П.: Это взаимоотношения с нашим учителем, который таким образом просит нас помогать себе и другим. Наверное, так.

– Е. Л.: Мы зарабатываем деньги, как обычные люди. И в дополнении к этому отпуск проводим как путешествующие учителя.

– Что такое буддизм для вас? Лена Леонтьева и Сергей Поздняков – это такие славянские имена и фамилии. Каким образом вы пошли в буддизм и пришли к нему, что вы там искали?

– Е. Л.: В своё время я даже точно не знала, что искала. Мне казалось, что есть какой-то смысл жизни, который мне в обычной жизни не виден. Мне казалось, что во внешнем мире не достаёт чего-то очень-очень важного, какого-то единого скрепляющего большого начала. Я его искала. Это было во время перестройки, конец перестройки. Ходила в разные группы, но мне хватало обычно десяти минут для того, чтобы понять, что нет, не сюда. А потом меня пригласили в буддийскую группу, и я пришла на лекцию Лама Оле Нидала. И вы знаете, меня буддизм подкупил очень важной вещью – доверием к человеку. Он говорит, что наша природа совершенна. И для меня это очень важно. Мне кажется, что если бы наша природа была грешной, то жизнь не имела бы смысла. Мне кажется, нужно было бы скорее всё прекратить для того, чтобы не напортить ещё больше. Но поскольку наша природа совершенна, как говорит буддизм, то жизнь имеет огромный смысл. А поскольку это совершенство можно в себе раскрыть и поделиться им с другими, мне кажется, что смысл этой жизни просто многократно расширяется, потому что это уже для всех.

– В Благовещенске не так много постоянно практикующих буддистов. Я могу быть не права, формулировки могут быть неправильные.

– С. П.: Бывает и меньше. В вашем городе процент практикующих довольно большой. Бывают города, где такие же группы или меньше, а города-миллионники и более.

– Лама Оле Нидал был у нас в Благовещенске, наверное, в середине 90-х годов, и, наверное, столько же было народу. Тогда, после его отъезда, сформировалась группа, и она была почти такая же, как и сейчас. Тем не менее путешествующие учителя приезжают, рассказывают, отвечают на вопросы, а этих людей не становится больше. Вы не считаете, что это плохой результат? Что это такое? Это самоцель, чтобы буддистов было, например, тысяча, пять тысяч и так далее?

– Е. Л.: Нет, не самоцель. Сколько бы их ни было, мы всё равно будем всегда работать для людей. Даже если всего один человек приходит на лекцию, мы всё равно будем её читать.

– А зачем?

– Е. Л.: Потому что это кому-то нужно, и число не имеет значения. Честно говоря, мне кажется, что буддизм, особенно в этой форме – это не массовое движение, совсем не массовое. Не хочется говорить, что это для элиты, но всё-таки для какого-то достаточно узкого круга людей. Потому что большинству людей, как мне кажется, пока ещё нужен бог, а в буддизме его нет.

– С. П.: Такой научный подход к тому, как всё функционирует в пространстве. То есть что такое наш ум, кто осознаёт в нашем уме, поиск этого осознающего, и открытие этим самым всего потенциала, который заложен в уме каждого человека. И каждый может раскрыть в себе весь потенциал и стать Буддой. Цель буддистов – стать Буддой, а не поклоняться какому-то другому существу или разуму.

– Что такое стать Буддой? Например, сидит какой-нибудь наш телезритель и говорит: «Классно, это для меня. Хочу». А что это такое, каким он должен быть?

– С. П.: Это человек, который в каждой ситуации может быть бесстрашным, полностью радостным и полностью добрым. То есть человек, который выглядит как нормальный человек, а на самом деле в любой ситуации он может действовать идеально.

– Е. Л.: Это ответ на вопрос о том, почему буддизм не такой массовый, почему не многим людям он подходит. Видите ли, буддизм предполагает ответственность человека за всю свою жизнь. В остальных религиях, так или иначе, есть кто-нибудь, кого мы обычно обвиняем в наших собственных страданиях, наших проблемах, и кто-нибудь, кому мы молимся, чтобы быть счастливыми. В буддизме этого нет. Вот это, наверное, его самое главное отличие. Это фундамент, то место, где буддизм начинается. С того, что на нас самих лежит ответственность за все наши страдания и за всё наше счастье в жизни. И мне кажется, очень немного есть людей, которые готовы эту ответственность на себя взять.

– Вас представили нам как пару. Но вы не семья в общепринятом смысле этого слова. У вас нет штампа в паспорте, насколько я знаю.

– Е. Л.: Есть.

– С. П.: Конечно.

– Не знала. Общее хозяйство, всё это есть?

– С. П.: Естественно. Просто у нас жизнь немного другая, потому что мы живём в буддийском центре.

– Я об этом. Она всё равно по-другому устроена. Что в вашем понимании семья и любовь?

– С. П.: Жизнь нестандартная, потому что мы живём в буддийском центре, куда вечером приходят от 50 до 100 человек. В Москве есть такое место, сравнительно небольшое. Мы хотим расшириться. Мы там живём две пары, и получается, что это такая буддийская коммуналка, община. Но наша комната наша всю ночь.

– То есть гнездо такое есть?

– С. П.: Да.

– Как вы трактуете, что значит любить, быть семьёй, жить вместе?

– Е. Л.: Во-первых, мне кажется, что человек должен принять такое внутреннее решение, что мы вместе. Каждый из людей. И очень важно думать «мы», не «я» и «ты» – я хочу одного, а ты другого, – а как-то выйти за пределы своего собственного я, в какую-то серединную область и говорить «мы».

– С. П.: Буддизм учит тому, что любовь – это желание сделать человека счастливым. То есть мы смотрим, что мы хотим сделать приятное и хорошее для своего партнёра. И это самое главное. В этом любовь заключается. Поэтому мы считаем, что не может быть несчастной любви, например. Если какое-то несчастье, если отрицательные эмоции, то это уже не любовь, а попытка контроля, того, что человек хочет что-то взять для себя. А любовь предполагает отдачу, и она предполагает то, что мы думаем о другом человеке.

– Е. Л.: Буддизм различает любовь и привязанность. Мы обычно соединяем эти вещи. Буддизм говорит, что это разное. Привязанность – это зависимость. Привязанность – это значит, что когда этот человек со мной – мне хорошо; и когда он делает то, что я хочу, ожидаю, то это хорошо, мне хорошо. А когда он делает мне что-то не то, когда он не со мной, то мне плохо. Это привязанность, это значит, что я завишу от его присутствия, завишу от того, что он делает.
Любовь в буддизме другая. Она означает, что мы свободны от того, что делает человек. Мы его любим, мы желаем ему счастья в любом случае, будь он с нами или нет. Это любовь, которая освобождает. Это любовь, которая прежде всего желает человеку свободы, и если нужно, то свободы и от меня. Если действительно нужно для его счастья.

– Это же тяжело очень.

– Е. Л.: Но это возможно. Это настолько освобождает нас самих, когда мы не привязаны. Когда мы действительно свободны и можем быть счастливы в любом случае, это огромная победа.

– У вас получается, правда?

– Е. Л.: Понемножечку.

– С. П.: Но мы стремимся к этому. Зная направление, можно останавливать в каких-то вещах, попытках контролировать. Как Стинг поёт: «Если любишь кого-то, сделай его свободным». А Лама наш добавляет: «А потом если он вернётся, значит он твой, а если нет – значит так лучше».

– Спасибо. Сегодня мы говорили о буддизме. И у нас в гостях были два путешествующих учителя буддийского Центра Алмазного пути Елена Соболева и Сергей Поздняков.

Это были «Простые вопросы». Всего хорошего.

Источник новости: http://www.amur.info/easy/2010/08/04/1675.html