Ведущая — Оксана Руденко:
Здравствуйте! Что делать, если вас постоянно топят соседи, или вы вынуждены воевать с управляющей компанией? О жилищно-коммунальных бедах поговорим сегодня в «Простых вопросах».
Моя гостья – юрист-консультант государственной жилищной инспекции Наталья МАЗУРЕЦ.
– Наталья Николаевна, сколько инспекторов работает в вашей организации?
– В жилищной инспекции в настоящий момент работает шесть инспекторов. Это на всю область.
– А сколько жалоб поступает к вам каждый месяц?
– Ежемесячная статистика не ведётся. Но вот за 2007 год у нас было 642 обращения граждан. В 2009-м уже 1 тысяча обращений, это 19 процентов от всех обращений граждан, поступивших в органы исполнительной власти Амурской области. И шесть инспекторов отрабатывают эти жалобы.
– Вы работаете 24 часа в сутки?
– Конечно, не двадцать четыре, но стараемся все жалобы отработать, как положено.
– Какой срок вам даётся на рассмотрение одной жалобы?
– В соответствии с законом по работе с обращениями граждан на ответ на жалобу даётся один месяц.
– Шесть инспекторов на одну область, тысяча заявлений, и вы эти сроки выдерживаете?
– Да, у каждого по несколько районов. И у нас не было ещё нарушений сроков по работе с обращениями граждан. Всё делается в срок.
– То есть в течение месяца вы рассматриваете каждую заявку?
– Да, трудно, но мы стараемся, чтобы всё было в соответствии с законом.
– Наталья Николаевна, ваша жилищная инспекция – это организация, куда бегут все. Я имею в виду жильцов многоквартирных домов, потому что большинство из нас живёт в таких домах и часто сталкивается с различными нарушениями. На что чаще всего жалуются люди?
– Чаще всего жалуются на обслуживающие организации. Это опять же несоблюдение правил норм технической эксплуатации жилого фонда. Это непроведение текущего ремонта. Жалуются, что кровли текут, подъезды не ремонтируются, какие-то технические неполадки инженерных систем обнаруживаются. В основном жалуются на то, что обслуживающая организация не предоставляет договоры с населением. Бывает такое, что граждане платят только по квитанциям и неизвестно за какие услуги. Потом приходят к нам жаловаться на эту обслуживающую организацию, а мы не можем даже её привлечь к ответственности, потому что в договоре в основном указывается, что они обязаны чистить им подвал и готовить к сезонной эксплуатации жилой фонд. И больше ничего в этом договоре не указано. Получается, что народ у нас юридически неграмотный и некоторые даже вообще не интересуются своим домом, как он содержится.
– Вы считаете, что управляющие компании этим пользуются?
– Да. Многие пользуются этим. Деньги соберут, а никаких работ не производят. Поэтому иногда граждане жалуются на то, что деньги перечислены, а ничего не делается, и потом бегут к нам.
– Раз заговорили о ремонтах. Знаю не понаслышке, что зачастую жильцы сами, за свой счёт, делают ремонт в подъездах. Кто должен делать – управляющая компания или жильцы?
– Надо смотреть, что написано в договоре, заложен ли ремонт подъездов в тариф. У некоторых серьёзных управляющих организаций даже есть фонд на капитальный ремонт. Он является накопительным. Постепенно граждане копят этот фонд, и потом производятся какие-то работы. Опять же по решению собрания собственников. Собирается общее собрание собственников, и они решают, что сделать на эти деньги – или крышу отремонтировать, или ремонт подъездов сделать, или отремонтировать инженерную систему, или придомовую территорию облагородить. Это решение собственников. А в некоторых договорах вообще ничего нет. Но я уже об этом говорила.
– Управляющая компания – это одно. Но часто случаются ситуации, когда топят соседи. Предположим, пятый этаж, у них неисправны трубы. Трубы нужно ремонтировать. За это тоже нужно платить деньги. Четвёртый, третий, второй этаж страдают. Жильцы пятого этажа говорят, что у нас денег нет, мы ничего сделать не можем. Как бороться с такими соседями? Куда обращаться жильцам?
– К нам обращаться. В основном все так и делают. Инспектор ходит, проверяет, что, действительно, текут трубы или ещё какое-то сантехническое оборудование.
– И что?
– Составляют протокол, и такой товарищ привлекается к административной ответственности. А далее действия этих граждан, которые живут этажами ниже. Обычно ещё выписывается предписание, которое предписывает устранить нарушение, то есть отремонтировать трубы. Если он этого не сделал, его опять привлекают по статье 19.5 – за неисполнение предписания государственного органа.
– А дальше что?
– Мировые судьи. Если он и после этого ничего не сделал, тогда уже жильцы идут с иском в суд об обязании заменить это оборудование или заменить трубы.
– На вашей практике были такие случаи? Вот он говорит, что у меня нет денег. Нет денег ни на то, чтобы заплатить штраф, ни на то, чтобы трубы отремонтировать. Вот такие случаи на вашей практике были, и чем всё это заканчивалось?
– Нет, не было. Всё равно деньги находят и ремонтируют.
– Вы говорите об административной ответственности. Это штрафы. На какую сумму чаще всего штрафуют управляющие компании?
– Обычно управляющие компании привлекаются по статье 7.22 «Нарушение правил содержания жилых домов». Санкции этой статьи довольно-таки большие, от 40 до 50 тысяч рублей.
– У нас были такие случаи?
– У нас очень много таких организаций, которых мы привлекаем по этой статье. Как правило, при составлении протокола эти организации стараются всеми силами нарушения устранить. Конечно, не у всех это получается. Но всё-таки они опасаются этой санкции, потому что она действенна.
– Наталья Николаевна, нарушений много, жалоб много, отношения жильцов и управляющих компаний зачастую напряжённые. На ваш взгляд, может быть, нужно реформировать всю систему ЖКХ? Может быть, из этого есть какой-то выход, чтобы и вас не заваливали жалобами?
– Я считаю, что государственная жилищная инспекция много для этого делает. Но сами знаете, у нас сокращения. Было 16 человек, а сейчас осталось 11.
– С чем связано это сокращение? Посчитали, что вас много?
– Трудно сказать. Не могу ответить на этот вопрос.
Я считаю, что у нас изначально штатная численность была рассчитана по нормативам. Мы работаем уже семь лет, с 2003 года, за это время изменилось законодательство. То есть нагрузка на нас увеличилась. В то же время растёт число обращений граждан. Всё это увеличивается, но нас почему-то, неизвестно, по каким причинам, сократили.
– По-вашему, сколько нужно инспекторов, чтобы быстро, оперативно реагировать на все обращения граждан?
– Мы просчитывали штатную численность. Для нормальной деятельности инспекции нам необходимо, хотя бы по минимуму, очень скромно, 24 человека. А у нас одиннадцать.
– Спасибо за разговор. Сегодня мы говорили о работе жилищной инспекции, о том, что инспекторов мало и что нужно штат увеличивать.
Я благодарю за внимание. Желаю всего хорошего. До свидания.
Источник новости: http://www.amur.info/easy/2010/07/29/1667.html