“Простые вопросы”: Эдуард Хасаншин, депутат городской думы Благовещенска

Ведущий — Александр Ярошенко:

Добрый вечер! Политическая нестабильность последнего месяца лихорадила наш тихий и провинциальный городок. Благовещенского мэра отрешили от занимаемой должности, городская дума полна интриг и противоречий. Политики не спешат общаться с журналистами. К примеру, губернатор уже месяц идёт к нам в студию. Но это так, к слову.
А сегодня гость «Простых вопросов» – депутат городской думы Благовещенска Эдуард ХАСАНШИН.

– Эдуард Миронович, я знаю, что вы хороший хирург и даже в 2009 году были признаны лучшим хирургом Амурской области. Почему хорошие хирурги идут в политику и в городскую думу в частности?

– Причины разные, и у каждого человека, наверное, своя причина идти в политику. Скажем так, в большую политику я никогда не шёл и не иду, как видите. Я занимаюсь на уровне муниципалитета, на уровне города. Мне это интересно, во-первых. Во-вторых, я всегда страдал от желания принести в общество какую-то социальную справедливость. Может быть, это большие слова, но в душе у каждого человека они присутствуют. Ты либо живёшь всецело для себя, либо частицу себя ты отдаёшь обществу.

– По социальную справедливость вы серьёзно говорите?

– Серьёзно.

– Какой диагноз вы, доктор, поставили сегодняшней ситуации с самоуправлением в Благовещенске?

– Я бы назвал это путём к выздоровлению.

– Чем было больно наше самоуправление?

– Масса вопросов возникала во время деятельности городской думы у меня, как у депутата, и у части депутатов в том числе, и к ведению городского хозяйства, и к работе самой гордумы. Эти вопросы решались внутри думы, не выносились на всеобщее обсуждение, потому что, я думаю, это рабочие вопросы. В конечном итоге сегодня складывается более-менее здоровая рабочая ситуация как в самой городской думе, так и, на мой взгляд, в городской администрации с приходом людей, которые реально могут работать и работать очень позитивно для города.

– У меня как у обывателя батарея всегда была горячая, вода из крана бежала, булочная через дорогу работала, маршрутка ходила вовремя. Счета приносили, я в алгоритм цифр не вдавался, платил тоже вовремя. Что, у нас такая плохая жизнь была в городе?

– Скажем, не у всех вода была горячая, не везде маршрутки приходили вовремя. Когда ситуация рассматривается одним человеком и в его условиях, то это одна ситуация, а когда рассматривается в масштабах всего города – другая ситуация. Каких-то серьёзных замечаний к мэру Александру Мигуле у меня нет и не было. Были рабочие моменты, которые заставляли нас вступать с ним в диалог, может быть, не очень позитивный всегда. Надо понимать, что муниципалитет – это не отдельная страна в стране. Муниципалитет – это город, который живёт в большой стране и двигается вместе с этой страной. И если это движение не совпадает с движением всей страны, всего организма, то, конечно, надо поправлять эту ситуацию. Я не буду сейчас судить, но могу сказать, что не всё было позитивно и положительно в городской думе.

– Вы же народные избранники. Почему раньше никогда не говорили об этом? Называете всё это рабочими моментами. Мы же за вас голосовали, имеем право знать.

– Хорошо. Вспомните, сколько раз показывали оппозицию в городских СМИ? Никогда.

– Городские СМИ по определению так работали. Но у нас же есть другие СМИ. Или тоже не показывали?

– Особо никто не показывал, и особо никому, наверное, было неинтересно. Потому что ситуация, когда всё хорошо и гладко, многих устраивала в тот момент. Поэтому оппозиция и не могла выступить.

– Нам лучше будет жить с сити-менеджером или с избранным мэром?

– Что касается сити-менеджера, то этот вопрос возникал в думе уже давно. Ещё в третьем созыве, по-моему, в 2003-2004 году, депутат Волков Николай Владимирович предлагал ввести сити-менеджера как более привлекательную схему управления городом. Но тогда не было правового поля не было для этого. Сейчас появился 131 федеральный закон, поправки к нему, которые позволяют это сделать.

– Чем лучше жить будет? Слово-то какое жуткое, сити-менеждер.

– Давайте назовём его хозяйственник. Что такое мэр? Это человек, который в себе содержит две власти: представительная власть, то есть он руководитель муниципального образования город Благовещенск, и административная, хозяйственная власть, то есть он руководитель городской администрации. Мы предлагаем развести эти две власти. То есть председатель думы будет руководителем представительного органа и будет представлять город Благовещенск во всех других городах, каких-то структурах. Он будет представителем.

– Более опереточным.

– Опереточным – нет, но всё равно законодательная инициатива будет исходить из городской думы, соответственно и от него. Это первая сторона. Вторая – мы нанимаем человека, который будет заниматься хозяйственной деятельностью города. Год он работает. Он подотчётен городской думе.

– А кому подотчётна гордума?

– Избирателям, не партиям. Сто процентов. Я хочу сказать, что если сити-менеджер в течение года плохо работал, не выполнил основные задачи, и не было объективных причин, из-за которых он не выполнил задачи, то городская дума может голосованием снять его с этой должности, назначить новый конкурс и по контракту нанять другого сити-менеджера. В итоге сами жители, город, управляют своим хозяйством, контролируют хозяйство.

– Мне кажется, назначение сити-менеджера будет менее подконтрольно налогоплательщикам, то есть нам.

– Почему?

– Потому что городская дума, как я смотрю реально на нашу жизнь… Я своего депутата не знаю, он ни разу не приходил. А вот в партию вы все идёте за консультациями. Как в партии на политсовете решили, так вы и решаете, а не как избиратели вам сказали.

– Не так. В городской думе четыре фракции. Там есть ЛДПР, «Единая Россия», «Справедливая Россия» и коммунисты. Что, все идут в партию и советуются. Нет, конечно. Кто выбрал депутатов в городскую думу? Городские жители, каждого на своём округе. Согласны?! Согласны. Соответственно, эти депутаты являются проводниками интересов своих избирателей. Согласны? Согласны. Если депутат плохо работает, если не выполняет свои обязательства и им недовольны, собираются, выносят ему недоверие и этот депутат голосованием может быть снят.

– Но мы настолько инертны…

– Речь о другом. Если инертны, то катится так, как катится. Если не инертны, то давайте делать так, как мы хотим.

– Что народ пугает в этой ситуации? Нам всё кажется, что выбираем мы, решаем мы, и полтора глотка свободы, которые дал нам Ельцин в 90-е годы, в период своих ремиссий, вскружили нам голову. А сегодня смотришь в окно – вроде ты уже и не выбираешь, не решаешь. Как нам с этой свободой быть?

– То есть глотнули свободы и опьянели?

– Мы глотнули, опьянели и верим, и по сей день пьяные.

– Что касается выборов, смотрите, на выборы мэра пришло порядка 28 процентов города Благовещенска, по-моему. Вопрос, кто выбирал мэра? Если мы идём к сити-менеджеру, выбирать не нужно – нанимать будем. Потому что люди на выборы уже не хотят идти, устали они от выборов. Возможно, это обусловлено теми причинами, о которых вы говорите – кто-то инертен, кто-то занят и так далее. Я думаю, что правильнее будет выбирать депутатов в городскую думу, а руководителя хозяйственной деятельности города нужно назначать. Надо брать по контракту, чтобы человек знал, если не справится за год, контракт с ним разорвут. Это сильный фактор, это будет заставлять человека работать, будет заставлять работать на интересы города, а интересы города будут проводиться через городскую думу.

– Какое основное правило в медицине?

– Не навреди.

– Не навредим нашему городу, нашим людям?

– Нет. Сам сомневался, много раз изучал юридическую базу, правовое поле. Несколько юридических лиц работали, которым я доверяю, и в городской думе, и вне городской думы. Нет отрицательных моментов, более-менее объективных отрицательных моментов против сити-менеджера. Есть против мэра. Потому что этого человека выбрали на четыре года, он бесконтрольный. Он самый представительный, самый исполнительный. Порой он будет двигаться так, как хочет. Но мы же живём не сами по себе, мы живём в области в первую очередь и в стране во вторую. Это большой организм. Поэтому надо жить так, чтобы идти в унисон с областью и страной, нельзя самим по себе развиваться.

– Как говорится, поживём – увидим.

– Да.

– Это были «Простые вопросы» для депутата городской думы Эдуарда Хасаншина. Поживём – увидим, что называется, как мы будем жить – лучше или хуже. Всё-таки хочется надеяться, что наша жизнь не изменится в худшую сторону.

Я желаю вам всего самого доброго. Берегите себя.

Источник новости: http://www.amur.info/easy/2010/06/01/1585.html