Ведущий — Александр Ярошенко:
Добрый вечер! Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева, не побоюсь сказать этого слова, был одной из визитных карточек большой страны по имени Советский Союз. Этому коллективу, одному из первых, удалось пробить так называемый железный занавес и показать своё настоящее искусство во многих странах мира.
Сегодня свои простые вопросы я задам руководителю этого ансамбля, народной артистке России Елене ЩЕРБАКОВОЙ.
– Страшно подумать – вашему коллективу 73 года, и страшно подумать, что последний раз вы были в нашем славном городе Благовещенске в 1943 году. Там жизнь, и тут уже жизнь прошла. Что заставило приехать, финансовый кризис или ещё что-то?
– Мы приезжаем туда, куда нас приглашают. Мы ни от чего никогда не отказываемся. У нас такого нет, и мы к этому не приучены, что здесь нам хочется выступить, а здесь нет. Мы считаем, что это искусство, моисеевское, вообще должны видеть люди на всей нашей планете. Оно им необходимо – такой позитив, это такая энергетика молодая! – оно везде востребовано. То, что мы ни разу не были в вашем городе, я даже не знаю, как это назвать. Мы живём в одной стране, люди видят нас, может быть, только по телевизору. А сейчас крайне редко показывают культуру по телевизору, в основном сериалы. И, конечно, когда мы получили предложение, мы сразу согласились. Нам очень хотелось на Дальний Восток.
– За всем вашим трудом – такая кровь, такой пот, такой труд, когда человек себе не принадлежит, я думаю, во многой степени! Дисциплина железная в ансамбле?
– Железная. А по-другому не было бы коллектива. Это всё сделал Моисеев. Он это всё сотворил, придумал, и мы, его продолжатели, сегодня творческие вопросы решаем вместе, совместно, все педагоги-репетиторы, которых он назначил при жизни. Потому что чужие люди, со стороны, всё равно ничего не поймут. Это надо всё, всю его методику, протанцевать, пропустить через голову, через руки, через ноги, тогда можно что-то такое репетировать вообще в ансамбле. Если придёт любой премьер, хоть он из Большого театра, откуда угодно, он ничего не сможет сделать, потому что это особая методика, особая исполнительская культура. Сегодня спрашивали, что самое главное у Моисеева? – Плие, допустим. Ни один классический танцовщик не сядет на такое плие, у него коленки полетят. Это трудно, это всё вообще очень трудно, и только кажется, что так всё легко. Это и есть профессионализм, когда кажется, что делать нечего, а на самом деле вся хореография Игоря Александровича очень сложная.
– За какой проступок можно расстаться с ансамблем?
– Много есть вариантов. Например, неявка на работу, опоздание на два часа без уважительной причины.
– Несмотря на твой талант, на звания, былые заслуги, с вами – всё?
– Бывает так.
– Сурово!
– Сурово.
– А как попасть в солисты? Вот сейчас смотрит девочка или мальчик из Благовещенска, Тамбовки, Ивановки, и для них это другая планета, космическая скорость?
– Очень просто. Попасть в солисты – это сложно, это другой вопрос. А как попасть в ансамбль – не значит в солисты – очень просто. Мы смотрим людей, которые приезжают к нам со стороны. Вообще, конечно, мы предпочтение отдаём нашей школе, естественно. Потому что пять лет людей готовят именно к ансамблю, и школа наша даёт очень широкое образование.
– Игорь Моисеев прожил огромную жизнь, более чем сто лет. Последние годы, конечно, своё брали, он был уже немощен. Как зритель, я видел иногда его, и мне, как зрителю, было маленько жалко его. Он до последнего держал руку на пульсе?
– Да. Что касается ансамбля, он держал руку на пульсе буквально до последнего дня. И когда мы сделали ему подарок к столетию, концерт, который был, он был очень недоволен, что он там не принимал участия, потому что до этого концерта он делал всё сам. А потом Игорь Александрович заболел сильно, и, конечно, мы не могли его этим волновать. И потом, когда он пришёл, мы подготовили такой, на наш взгляд, очень хороший юбилей, интересный концерт был, на который пригласили звёзд со всего мира. Звёзд из тех театров, где ансамблю первому была оказана честь выступать. Это и Grand Opera, и La Scala, и Metropolitan Opera, и Teatro Colón. И вообще это ансамбль народного танца, который выступал в этих театрах. Эти звёзды показали своё искусство, но Игорь Александрович сказал: «А наши всё равно лучше танцуют». И я не считаю, что он был немощен. Может быть, чисто внешне, конечно, потому что Игорь Александрович последние пять лет болел. Но что касается коллектива – нет! Я приходила к нему в больницу практически ежедневно, он всё время спрашивал, что нового, а как там это, а как там то. Давал какие-то указания, и мы читали ему программы, которые составляли – он держал руку на пульсе. Если бы он смог ходить ежедневно на репетиции из больницы, может быть, он бы ещё прожил, потому что это был допинг для него. Он всегда любил общаться с молодёжью, ему необходима была молодёжь. Вообще всегда очень любил молодёжь. И эта его работа – это его жизнь была, ансамбль – самое главное.
– В чём феномен Игоря Моисеева? Это спасибо господу богу, или дух какой-то, особый характер?
– Я думаю, что это вместе. Мне кажется, что такой талант может быть только от господа бога, с ним нужно родиться. И Игорь Александрович всю жизнь занимался самообразованием. Он никогда не стеснялся, если что-то не понимал, например, компьютер, вот эту технику. Его и это интересовало. Он не понимал сначала, что это, и ему объясняли, да. Но он очень творческий человек был. Он знал блестяще историю, он писал стихи великолепные. Но в основном посвящал их своей любимой жене. В 70 лет он женился в третий раз.
– Потрясающе, вот здоровье!
– Да. В 80 лет он поставил «Ночь на Лысой горе». Это вообще гениальное произведение, балет, которого нет нигде, где задействованы все виды хореографического искусства. По Гоголю балет, но можно написать: Гоголь – Моисеев.
– Вы сколько стран мира объехали, лично вы?
– Не могу подсчитать, но практически везде, где был ансамбль.
– Российская публика отличается от другой публики, или люди примерно везде одинаковы?
– Ансамбль везде принимают великолепно. Не было такой страны, где бы нас не принимали. Был такой момент, когда мы были в Китае. Это, по-моему, был 1996 год, очень давно, после перерыва, потому что последний раз коллектив был там в 1954 году. Моисеев тогда привёз китайский танец с лентами. И на правительственном концерте Мао Цзэдун был очень недоволен, потому что, как он сказал, русские танцуют лучше, чем китайцы. Но у них была немного смешная публика. Индия и вот Китай. Они не аплодировали артистам, они сидели, что-то ели, хохотали, семечки щелкали. Для артистов, особенно, когда молодой коллектив, это очень тяжело.
– Это стресс.
– Ну конечно, ты танцуешь в пустоту. Оказывается, они так реагировали. Нас успокаивали потом китайцы, что им так понравился концерт. Мы приехали в 2000 году, четыре года прошло – вообще другая публика! Семечек нет, все аплодируют там, где нужно аплодировать, а не то, что их по команде заставляют. Публика очень выросла. Это я беру Пекин, Шанхай.
– А родная российская публика?
– А российская публика самая лучшая! Для своих танцевать – самое приятное, приятно доставлять радость нашим людям, которые столько вообще мук перенесли. Страна столько перенесла всего, столько стрессов. Недаром, я думаю, всё-таки есть какая-то пропорция в том, что такая у нас культура уникальная. И то, что Игорь Александрович родился здесь, в России, и то, что этот коллектив он сделал именно в России, и то, что он первый в России начал создавать цикл танцев «Танцы народов мира», и то, что это может один коллектив, российский, показать уникальную технику и характер, самое главное, практически если не всех народов мира, но тех, которые танцующие. Мы это делаем в России, это же страна великая, уникальная.
– Это были «Простые вопросы» для народной артистки России Елены Щербаковой, руководителя легендарного ансамбля академического танца имени Игоря Моисеева.
А всем тем, кто делит наш с вами бюджет, от росчерка пера которых зависит, куда потратить наши деньги, я хочу пожелать, чтобы деньги как можно чаще тратили не на какие-то мнимые полёты, во сне или наяву, а на именно такие благие дела, на приезд такого коллектива. Это тот самый кислород, ради которого мы все живём и которого нам часто в жизни не хватает. Всем самого доброго, берегите себя.
Источник новости: http://www.amur.info/easy/2010/02/09/1492.html