Ведущая — Оксана Руденко:
Здравствуйте! Общедомовой счётчик – прибор, который неожиданно вошёл в нашу жизнь. Привычная система оплаты за электроэнергию начала рушиться. Теперь мы вообще не понимаем, как платить, за что и почему так много. В этих непростых вопросах будем разбираться сегодня за отведенные десять минут. У меня в гостях заместитель исполнительного директора ООО «Энергокомфорт.Амур» Анна Погоревич.
– Анна Борисовна, давайте начнём с того, что расскажем, что такое общедомовой прибор учёта, или общедомовой счётчик.
– Общедомовой прибор учёта – это прибор, который устанавливается на многоквартирные жилые дома, и этот прибор учитывает весь объём коммунального ресурса, поступающего в дом.
– То есть вся электроэнергия, которая потребляется жильцами дома?
– Совершенно верно. И квартирами, жилыми помещениями, и подсобными помещениями в вашем доме. Естественно, и освещение придомовой территории, домофоны, антенны, лифтовое хозяйство, насосы для подкачки воды – всё это учитывает общедомовой прибор.
– Для чего его ставят, для чего он нужен?
– Во-первых, для того, чтобы знать, сколько же всё-таки дом потребил коммунального ресурса. В стране сейчас предписано 261-м федеральным законом, который вступил в силу буквально в ноябре прошлого года, до 1 января 2012 года обучётить все многоквартирные дома приборами учёта, все коммунальные ресурсы.
– То есть это не ваша инициатива?
– Конечно, это абсолютно не наша инициатива. Более того, после 1 января 2012 года будут налагаться административные штрафы, наказания нарушителям закона, тем собственникам, кто не установит приборы до контрольного срока.
– Это постановление правительства?
– Это федеральный закон.
– Как теперь идёт расчёт за электроэнергию в подъездах, подвалах?
– Объём электроэнергии, потребленный так называемыми местами общего пользования, производится следующим образом: из общего объёма электрической энергии, которую считает общедомовой счётчик, вычитается электроэнергия, потреблённая жилыми помещениями, сумма всех индивидуальных электросчетчиков, что установлены в квартирах жильцов; минусуются также показания магазинов, стоянок, киосков, парикмахерских – то есть юридических лиц, если таковые есть. Остаток – это и есть электроэнергия, потреблённая местами общего пользования, и данная электроэнергия распределяется между собственниками жилого дома пропорционально индивидуальным показаниям прибора учёта.
– Про это «пропорционально» мы поговорим чуть позже. Сейчас выясним другое. Есть дома, где индивидуальные счётчики стоят в подъездах, они расположены на площадках, и можно подойти в любое время и снять показания. Соответственно, у людей, которые получают счета по три тысячи за свет, возникает вопрос: вы считаете число этих киловатт, которые потребили в квартирах, на основе показаний, снятых со счётчиков, или на основе платы за свет? Но кто-то заплатил за свет, а кто-то не платит.
– Конечно, это больной вопрос для нас, для жителей. Методика одна: при наличии показаний индивидуальных приборов учёта эти показания учитываются. Если же какой-то недобросовестный плательщик, сосед, не передал эти показания в текущем месяце, его показания учтены не будут. Но это не значит, что эта доля общедомовых нужд ляжет на добросовестных плательщиков.
– А на кого она ляжет? Он же не заплатил, он же не отчитался перед вами, и вы его не учли. Значит, вы думаете, что его неучтенные киловатты – это потребление в подъезде. Соответственно, вы раскидываете на всех, и мы платим за соседа, который не платит годами.
– Совершенно верно, в данном месяце это будет именно так. Но почему это большая проблема?
– Никто не хочет платить за соседей.
– Все мы считаем свои денежки, что правильно и делаем, и граждане должны и обязаны знать, за что они платят.
– Какой выход?
– Какой выход?! В любом случае наши контролёры, которые даже сдвинули график съёма показаний, снимают показания у граждан. Происходит это и в выходные дни. Но особенно большая проблема съёма показаний в старых домах, где индивидуальные счётчики находятся в квартирах.
– Вот именно, в квартиру можно и не попасть.
– Совершенно верно. Поэтому сейчас мы взаимодействуем со старшими домов, с уполномоченными собственников. Потому что надо сразу понимать, что это дело и ответственность самих собственников.
– Но я же не пойду к соседу: тук-тук, почему не платите за свет? Это же смешно, согласитесь. А в некоторых домах нет даже старших домов.
– Эта не ваша обязанность и ответственность спрашивать, почему не платите. Нужно элементарно передавать показания счётчиков. Взыскивать долги – это уже наша зона ответственности, что мы и делаем.
– Сейчас у вас есть контролёры, которые ходят раз в месяц. Или как часто они ходят?
– По законодательству, по 307-му постановлению, которое регулирует отношения в сфере предоставления коммунальных услуг, предписано, что посещения и осмотр прибора учёта, снятие показаний контролёрами энергоснабжающей, или сетевой организации, как у нас в данном случае, должно происходить не чаще чем раз в шесть месяцев. Естественно, мы пытаемся снимать эти показания чаще.
– Но вы не гарантируете, что вы сняли все показания в каждой квартире?
– Совершенно верно.
– Соответственно, судя по тому, что люди пишут в Интернете о том, что им приходят часто большие счета за свет, есть вероятность, я так понимаю, что вы эти показания не сняли и насчитали добросовестным плательщикам.
– Оксана, вопрос очень серьёзный. Но причинами большого начисления являются не только не снятые показания. Это небольшой процент этих больших начислений. Основными причинами больших начислений является воровство, хищение электроэнергии. Потому что во многих подвалах многоквартирных домов различные умельцы устанавливают токарные, слесарные станки. Подключают свои гаражи к отоплению, особенно сейчас, в зимнее время.
– Но гаражи они могут подключать к квартире, и тогда их личный счётчик будет мотать свет за гараж.
– Так вот если бы это было так. Сейчас выявляются такие факты, естественно, и при помощи жильцов, поскольку жильцы, как никто иной, лучше знают свои дома, своих соседей. Идёт обогрев машин, и так далее. Вот именно этот фактор является самым значимым в этой доле большого начисления.
– Но есть какой-нибудь выход? Вы представляете, что сейчас начнется в домах и подъездах? Настоящие войны! Как люди правильно говорят про общедомовое потребление, «у меня нет в каморке в подвале какой-то мастерской, почему я должен платить за кого-то, у кого мастерская?». А ведь это тоже общедомовое потребление?!
– Понятно. Но на сегодня, повторюсь, данная обязанность возложена именно на собственников, энергоснабжающая организация должна поставить коммунальный ресурс до границы многоквартирного дома и принять оплату за потреблённую электроэнергию.
– А показания счётчика вас уже особо не интересуют?
– Конечно. Вот почему мы и ставим общедомовые приборы. Мы должны знать объём потреблённой электроэнергии на границе. Она является как границей многоквартирного дома, так и границей энергоснабжающей организации. Потому мы хотим знать этот объём для того, чтобы производить учёт. Мы не приставим к каждой двери контролёра, к каждому дому, на это у нас просто нет штата. Поэтому соседи должны сами выявить такой факт и сообщить в энергоснабжающую организацию. Рейды мы проводим регулярно.
– Может быть, я рассуждаю дилетантски, но я так вижу решение этого вопроса: те дома, в которых счётчики находятся в подъездах, всё-таки при стабильной работе можно посещать раз в месяц, например, 30 числа, в один день, и снимать показания. Это не сложно сделать. А в тех домах, в которых счётчики в квартирах и в которых очень сложно застать жильцов дома, устанавливать счётчики с дистанционным управлением. И я знаю, что так делается в других городах и странах. Что это значит? Это значит, что показания счётчиков передаются на какой-то головной компьютер, правильно?
– Да.
– И тогда будет порядок. Вы будете учитывать электроэнергию, которую потребили жильцы, и будете понимать, какая энергия ушла на подъезды и лифты, подвалы. На мой взгляд, так и должно быть.
– Вы совершенно верно рассуждаете. Конечно, это был бы и для нас, и для собственников самый удобный способ снятия показаний.
– Что вы для этого будете делать?
– На сегодняшний день это очень затратное мероприятие. Это так называемое внедрение системы автоматического снятия показаний на головной компьютер. Современные счётчики.
– Но они стоят недорого, насколько я знаю.
– По стоимости нового счётчика я не могу сказать. Насколько я знаю, должны быть переоборудованы и внутридомовые сети. Но вы сами знаете, что в старых домах они ветхие, и это тоже одно из причин большого начисления, потому что потери в таких внутридомовых сетях значительно выше нормативов.
– Но в планах у вас хотя бы это есть, навести здесь порядок?
– Конечно, навести порядок всегда нужно, и с помощью жителей мы собираемся это сделать.
– Но дистанционные счётчики вы устанавливать не будете?
– Ещё раз повторяю, что устанавливать счётчики – это дело собственников.
– Но вы тогда планируете расширять штат контролёров, или сейчас их у вас хватает? Чтобы они контролировали хотя бы те счётчики, которые находятся в подъездах?
– В связи с такой большой проблемой показания индивидуальных приборов учёта по тем домам, по которым мы производим начисления по общедомовому прибору учёта, нашими контролёрами снимаются раз в месяц.
– Анна Борисовна, к сожалению, наши десять минут заканчиваются, поэтому мы сейчас прерываемся и продолжим разговор завтра.
Источник новости: http://www.amur.info/easy/2010/02/04/1489.html