Ведущий — Александр Ярошенко:
Добрый вечер! У нас общая победа над фашизмом, один бог и одна вера. Мы вместе строили БАМ и ДнепроГЭС. Сегодня живем уже в разных государствах, но на официальном уровне по-прежнему называем себя братьями, родными ли, двоюродными – не знаю. Сегодня свои простые вопросы по форме, но, может быть, не очень простые по содержанию я задам Каджику ГАСПАРЯНУ, гражданину Армении, который сегодня живет в Благовещенске.
– Каджик, вы чемпион мира по нардам. Почему чемпион мира, получивший звание в Армении, приезжает в далекий холодный Благовещенск искать счастье?
– Спасибо за вопрос, Александр. Это мое, личное. В прошлом году брат женил сына, и мы семьей решили приехать сюда на свадьбу. Но получилось так, что и жена, и дети захотели остаться. Сказали, что все родственники здесь. А у меня, действительно, здесь давным-давно живут и сестра, и брат. Все родственники здесь, значит и мы тоже останемся здесь. И я решил остаться.
– Трудно менять жизнь в 57-58 лет? Это ведь как дерево пересадить с одной почвы в другую?
– Очень трудно для меня и моей жены. Через месяц будет уже год, как мы здесь живем. Нам трудно, потому что там остались работа, коллектив. А детям…Им 18-20 лет. У меня и племянникам столько лет, немножко старше. И как дети хотят… Но я не хочу, чтобы они туда обратно поехали.
– А что, сегодня такая трудная в Армении жизнь? Почему очень много армян уезжает? У нас в Благовещенске живет очень большая армянская диаспора. Трудно жить там?
– Трудная ли жизнь, не знаю. Трудная, наверное, не только для Армении. Трудности сейчас экономические. Но Армения это особенно ощущает, потому что там произошло очень страшное землетрясение. Структуры никакой не осталось. Конечно, трудно искать работу. Но помогают наши, те, кто давным-давно живет здесь, обосновались, получили российское гражданство. Они уже многих родственников устроили. Они помогают, поэтому люди приезжают сюда работать, чтобы семью содержать.
– А как вас встретила Россия? Мы, конечно, с армянами вместе веками. Я бы сказал, и бог один, и вера одна. Я был в Армении. Мне очень понравилась ваша гостеприимная страна! И ни один армянский милиционер не проверял у меня паспорт! Ничего нет плохого! Но я живу в этой стране и знаю, что многие на своих кухнях самое мягкое, что говорят: «Им что, тут медом намазано?» Это самое, наверное, мягкое, что говорят. И когда я выхожу на улицу, иногда вижу, на доме написано «чемодан, вокзал, Кавказ». Мне стыдно. Честно! Мне, россиянину, стыдно за это. Но это тоже есть в нашей жизни. А вы чувствуете на себе это?
– За то время, что я здесь, на амурской земле, а это почти год, я не почувствовал это. Это везде есть, мяса без костей не бывает. Везде есть такие люди. Но здесь отношение очень приятное. Никто за этот год меня не обидел, не оскорбил. Я не чувствую этого. Это такое место, которое мне нравится. Тем более что и детям нравится. Если им нравится, то и нам тоже. Кстати, в России я много раз был.
– А что для вас Россия сегодня?
– Это вторая родина.
– Правда?
– Я говорю честно. Спросите сегодня всех армян, которые проживают здесь, в России. Сейчас в России официально проживают почти два миллиона армян.
– Две трети населения Армении.
– Да. А в Амурской области сегодня шесть тысяч армян. Это маленький армянский город.
У нас сейчас в городе Маралике проживают шесть тысяч.
– Я посмотрел вашу автобиографию. Вы прошли путь от учителя физкультуры в сельской школе до тренера международной категории по футболу, судили чемпионаты Советского Союза и Армении. Все это вызывает уважение.
– Спасибо.
– Вы чемпион мира по нардам. Я ничего не понимаю ни в нардах, ни в шахматах, но можно ли сегодня создать в Благовещенске секцию, кружок, школу по нардам?
– Очень интересный вопрос, над которым думаю уже год. Недавно я узнал по Интернету, и мне подтвердили в Федерации спортивных нард в России, что Дальневосточный федеральный округ единственный, где нет федерации нардов. А нарды – это вид спорта.
– Как вы думаете, чемпиону мира по нардам удастся сделать что-то в Благовещенске?
– Я планирую открыть здесь спортивный клуб по нардам. Это моя цель.
– Вы обращались к власти с этой просьбой?
– Я обращался к кое-кому, пока ответа нет. Оказывается, я здесь один. И я не знаю, с чего начать. Мне надо открыть спортивный клуб, куда приходили бы люди любого возраста. Это единственный вид спорта, где нет возрастного ценза.
– От пионеров до пенсионеров.
– Да, любой может прийти и научиться играть в нарды, потом участвовать в турнирах.
– Последний вопрос. Может, он простой, а может, сложный. В советское время армяне очень много строили у нас в области. И я родился в доме, который построили армяне, и улица в нашем селе называлась Армянская. Так получилось. Сегодня стройки нет, жизнь другая. Сегодня армяне больше торгуют, больше занимаются ресторанным бизнесом. На ваш взгляд, чем еще могли бы заниматься в области армяне, что у вас получается чуть лучше, чем у других?
– Нет, и сегодня люди занимаются строительством. Но есть люди, которые имеют свой бизнес, не строительный. Сегодня и фермерское хозяйство развивается. Брат у меня занимается фермерством. Есть многие сферы, в которых люди могут себя проявить, зарабатывать. Вы знаете, что армяне – это трудолюбивый, законопослушный народ. Так что они все могут создавать и делать.
– Спасибо.
Это были простые вопросы для Каджика Гаспаряна, чемпиона мира по нардам, гражданина, все-таки хочется верить, братской нам Армении, который живет в Благовещенске и мечтает, чтобы мы тоже начинали играть в нарды. Всего вам самого доброго, берегите себя.
Источник новости: http://www.amur.info/easy/2010/02/01/1486.html