“Простые вопросы”: Александр Стадник, генеральный директор «Амурского кристалла»

Ведущий — Павел Савинкин:

Наш ликеро-водочный завод, носящий гордое имя «Амурский кристалл», лихорадит, если мне не изменяет память, лет 25. как началось с печально известного постановления ЦК КПСС «Об усилении борьбы с пьянством и алкоголизмом», когда на заводе стали выпускать горчицу, жареную сою в пакетиках и хрен, так и продолжается по сию пору. Ныне вообще стоит вопрос о банкротстве предприятия. В чем причина, поможет разобраться генеральный директор «Амурского кристалла» Александр СТАДНИК.

– Александр Леонидович, у вверенного вам предприятия есть возможность прославиться – вы можете стать правофланговыми борьбы с пьянством, в очередной раз провозглашенной властями страны. Или это слишком грустная шутка?

– «Амурский кристалл», к сожалению, давно является передовиком.

– Правофланговым, краснознаменным (смеется). Не будем вспоминать о временах перестройки, дело давнее. Что сейчас происходит на предприятии? Почему выпуск алкоголя приносит одни убытки, в то время как во всем мире это стабильная статья дохода?

– Это вопрос, на который вкратце не ответишь.

– Тем не менее, давайте попробуем.

– Что касается «Амурского кристалла», здесь на самом деле нужно какие-то глубинные пласты поднимать. Самая главная причина, которую мы видим сейчас, это зависимость «Амурского кристалла», его участия в строительстве благовещенского спиртзавода. Во время строительства этого предприятия была полностью потеряна ликвидность, все оборотные средства были направлены на строительство, реконструкцию спиртзавода в Астрахановке. К сожалению, такого груза предприятие выдержать не смогло.

– Проще говоря, туда ухнули деньги, а завод оказался никому не нужным?

– Это, скажем так, самая крайняя точка зрения. Не то, чтобы оказался никому не нужным. Его просто не сумели построить вовремя. Построили завод, который, может быть, предназначен был для решения тех задач, которые решать в настоящее время не требуется. Завод-двухмиллионник, практически. На всем Дальнем Востоке нет такого количества потребителей спирта.

– Началась цепная реакция – обанкротился спиртзавод, теперь очередь за вами. Так получается?

– В общем, да. Это одна из причин, которая ведет к банкротству «Амурского кристалла», потому что он выступает поручителем по кредитам. Помимо того, что он лишился собственных денежных средств, которые были вложены в строительство спиртового завода, «Амурский кристалл» еще и является поручительством, выданным банком ВТБ на строительство спиртового завода. Сейчас банк пытается в судебном порядке востребовать свои средства.

– Возможности вернуть эти деньги у вас нет?

– Возможности нет.

– В чем тогда выход из положения?

– Выход из положения – как-то договариваться с банком. Потому что эта ситуация, на примере спиртзавода мы видим, ни к чему хорошему не приводит. Она ведет просто к потере одного предприятия и, если это будет продолжаться в таком же русле и мы не найдем никакого выхода, не исключена возможность, что мы потеряем и другое предприятие – «Амурский кристалл». При этом не надо забывать, что в связи с последними событиями на алкогольном фронте – я так его назову, – значимость обоих предприятий для региона, для области, для города возрастает. На самом деле, я считаю, предприятие «Амурский кристалл» – это предприятие не по производству водки, а предприятие по производству налогов. Потому что большая часть выручки – до 60 процентов – это акцизы и прочие налоговые отчисления. Возьмем пример: бутылка водки, выпускаемой «Амурским кристаллом» в 2010-м году, должна приносить бюджету Амурской области 14 рублей с копейками.

– Рассмотрим такую ситуацию: если вы не договоритесь с кредиторами, завод банкротят – получается, вы никому не должны. Собственником предприятия становится тот самый ВТБ?

– Немного не так, потому что банк – не единственный кредитор. Если обратиться к истории, почти 2,5 года назад, когда я начинал работать на заводе, он уже находился в состоянии банкротства.

– Вот ярмо-то вы на себя нацепили…

– Мы не думали, что так получится (смеются), входили в этот проект с оптимизмом и до сих пор рассчитываем, что какое-то решение будет найдено. По инициативе местных властей – областного правительства, руководства Благовещенска – было принято решение все-таки попытаться запустить благовещенский спиртзавод и выйти из процедуры банкротства на «Амурском кристалле», начать производство и попытаться вывести его на докризисный уровень. Для решения этой задачи был привлечен инвестор, который пригласил меня на эту работу и который тоже вложил достаточное количество средств в проект. Причем, рассматривались оба предприятия одновременно как единое целое, как раньше и было. Так сложилось исторически; они, я считаю, неразрывно связаны и сейчас – это и общие площади, и общее оборудование, и технологически они связаны, и люди работали на спиртзаводе и на «Амурском кристалле» работали. Конечно, в этой истории, если смотреть по абсолютным величинам, банк ВТБ, возможно, главный пострадавший. Но кредиторов достаточное количество и сумма сопоставимая. Поэтому в процессе банкротства все никак не отойдет банку ВТБ. Такая ситуация возможна когда он станет собственником имущества, заложенного «Амурским кристаллом», но при этом, опять же, часть средств должна быть перечислена конкурсному управляющему. В соответствии с этой процедурой имущество будет выставляться на торги, реализовываться. Кто станет его собственником, кто станет его приобретателем, пока не понятно.

– Амурской власти не все ли равно, кто станет собственником? Главное ведь, чтобы шли поступления в казну, и не более того?

– Власть должна быть заинтересована в этом производстве и, естественно, должна контактировать с этими предприятиями. Что говорить – в некоторых регионах власть даже планирует работу таких предприятий. Почему? Потому что это бюджет.

– Допустим, завод банкротится, появляется новый собственник. Возможна в дальнейшем с чистого листа работа предприятия с выгодой для области и для предприятия?

– Такая возможность всегда есть. Сейчас мы коснулись только одной проблемы, которая привела к банкротству спиртзавода. Она не единственная, к сожалению. Еще одно, что нам очень мешает – конкуренция с завозной дешевой водкой. Первый шаг на федеральном уровне уже обозначен: это введение минимальной цены. Ведь можно конкурировать качеством, можно конкурировать рыночными методами, той же самой ценой, но конкурировать честно. Я о чем хочу сказать – что есть легальные производители и есть производители нелегальные или полулегальные. Эта проблема известна всем алкогольщикам в стране. Есть водка, произведенная легальным образом, а есть так называемая схемная водка, с которй акциз уплачен либо не полностью, либо не уплачен вообще. И вот с такой водкой конкурировать практически невозможно.

– Почему-то все ухватились за цифру 89 рублей. По мнению руководства страны, ниже этой суммы водка стоить не должна. Начались показательные походы по торговым точкам с целью проверки ценников. Эта минимальная цена подспасет «Амурский кристалл»? Сколько, по-хорошему, должна стоить водка в магазине и во сколько она обходится у вас на заводе?

– Введение минимальной цены – знаковое событие и его давно ждали.

– Событие со знаком плюс?

– Для легальных производителей – однозначно! Поэтому этот шаг – введение минимальной цены – лишает недобросовестных производителей главного конкурентного, ценового преимущества.

– Вы оптимист или пессимист? Поясню: каковы перспективы у нашего «Амурского кристалла»?

– В этом плане я, скорее, оптимист и надеюсь, что перспективы у «Амурского кристалла» есть. Даже если он пройдет через процедуру банкротства, есть шанс, что предприятие будет работать и дальше. Ведь никто не запрещает осуществлять производство и во время ведения этой процедуры, и тем более после, когда можно будет избавиться от хвостов, от всего этого груза, который достался «Амурскому кристаллу» самому давнему наследству, и начать, как мы недавно говорили, с чистого листа. Почему я еще оптимист? Потому что было бы очень грустно увидеть, как предприятие, одно из старейших в отрасли не только на Дальнем Востоке, но и во всей России, прекратит свое существование.

– Позволю себе пожелать преодоления трудностей вверенному вам предприятию, старейшему предприятию Дальнего Востока и страны. Успехов, удачи.

У нас в гостях был Александр Стадник, генеральный директор «Амурского кристалла».

Источник новости: http://www.amur.info/easy/2010/01/27/1482.html