Ведущая — Эльвира Оверченко:
С начала 2010 года государство в очередной раз позаботилось о ветеранах, инвалидах, пенсионерах и, собственно, обо всех тех, кого называют незащищенными слоями населения – вместо натуральных льгот по оплате коммунальных услуг решило давать «живые» деньги. Только стало ли от этого лучше самим незащищенным слоям населения? Сегодня мы попытаемся в этом разобраться. У меня в гостях исполнительный директор предприятия «Энергокомфорт. Амур» Ольга ЛУТОВА.
– Ольга Владимировна, вы заметили перемену в настроениях людей? Лучше ли им стало или они все-таки негативно отзываются об этих переменах?
– Пока мы ничего не заметили. Потому что это будет происходить только в январе. Это заметила только соцзащита, управление соцзащиты.
– Те, к кому больше всего вопросов?
– Конечно.
– Понятно. Льготники – это, наверное, добрая половина населения, которое платит за услуги?
– Я бы сказала, да. Мы обслуживаем 70 000 лицевых счетов, а льготников в Благовещенске – 33 762 человека.
– Прилично… Вот уже много лет льготы выдают в натуральном виде – человек платит за квартиру, коммунальные услуги за минусом той суммы, которую ему погашает государство, льготы представляются в натуральном виде.
– Так было.
– Так было до 1 января. С 1 января 2010 года государство решило, что человек должен оплачивать 100 процентов и потом уже, задним числом, ему будут погашать какую-то сумму, будут направлять на его счет в банке, приносить ему с пенсией и так далее. Правильно я понимаю?
– Я бы не сказала, что задним числом. Потому что ему предоставляется компенсация именно в текущем месяце. Должна быть предоставлена. Льготник потребляет услуги в январе, ему выдается квитанция, по которую он должен заплатить до 10 февраля, и льготы должны ему поступить в январе.
– Чем была плоха старая система, зачем нужно было все менять, как вы считаете? Только люди привыкли, подсчитали, знают, куда платить – а тут раз, и все оборвали!
– Это вопрос к правительству Российской Федерации.
– Вы считаете, будет лучше или нет?
– Как представитель компании, предоставляющей услуги, то нам, конечно, очень и очень неудобно. Если рассматривать со стороны населения, то это тоже неудобно. Потому что если начисление производилось, потребитель не задавал себе вопросов, не суетился по поводу открытия расчетных счетов, куда будут перечисляться денежные средства – эта процедура была укорочена. Естественно, это нововведение создало дополнительные неудобства.
– Я не могу найти ответ на вопрос – зачем все это было? Где же плюсы, если везде одни минусы? В чем здесь положительное зерно?
– Я вам честно хочу сказать – положительного зерна здесь нет.
– (смеется)
– Анализировать закон Российской Федерации, для чего происходит монетизация льгот, не мое предназначение. Я его должна исполнять. Правильно? Правительству виднее.
– Самый запутанный вопрос, люди больше всего интересуются, как они все это будут получать? Кто-то говорит, что им пришлют по почте, кто-то утверждает, что ему уже принесли какие-то деньги с пенсией, кто-то говорит, что надо идти в банк и открывать там счет. Каким образом надо поступать?
– Право выбора дается льготнику. Он должен решить – либо эти деньги ему будут приносить с пенсией, либо он откроет расчетный счет в банке, уведомит об этом орган соцзащиты, напишет заявление: «Прошу перечислять денежные средства на указанные реквизиты», потом придет в банк и получит деньги.
– Как можно получить деньги по почте?
– Льготник может сам прийти на почту и получить перевод, может почтальон доставить деньги вместе с пенсией.
– Не может ли быть такого – у нас бывает так, – что деньги не поступили? Не поступили, и все! А человек оплатил счета полностью и ждет, когда государство пришлет деньгами причитающуюся ему сумму. Государство не шлет, потому что деньги задержали. Что делать в этом случае? Просрочка, пеня идет, а гражданин же не виноват…
– Еще в этом случае гражданин теряет субсидии.
– Что делать в этом случае? Писать заявления, жаловаться?
– Для того чтобы избежать этого риска, я вижу, что лучше всего открыть расчетный счет в банке. Таким образом уменьшается плечо риска. Почта должна иметь срок, чтобы донести это до абонента, до льготника. Если, допустим, сотрудник почты пришел, а льготника нет – причины могут быть разные, – почтальон не доставила адресату денежные средства и они подлежат возврату. Если же в банке открывается счет, то деньги, поступая в банк, лежат у льготника на расчетном счете. Абонент может написать заявление: «Прошу денежные средства положить под проценты». Мы с банками – это «Росбанк» и «Азиатско-Тихоокеанский банк» – отработали такой механизм. Получая денежные средства на те счета, которые открыты в банке по заявлению льготника, данные денежные средства сразу перечисляются поставщикам услуг.
– Получается, человек не видит «живых» денег, безналичный расчет?
– Да, это безналичный расчет.
– Это удобнее?
– Я считаю, что да. И нам удобнее работать, и потребителю.
– Почему не все банки идут на это?
– Мы только начали отрабатывать этот механизм.
– Ольга Владимировна, сумма этих льгот будет точно такой же, как та сумма, которую давали в натуральном виде? Допустим, человек получал компенсацию в размере 2 000 рублей, он и будет получать эту сумму?
– Она будет эквивалентна.
– Никакого перерасчета нет и не будет?
– Насколько мне известно, органы социальной защиты будут делать перерасчет по факту. По нормативу, в течение трех месяцев они начисляют по нормативу, и выплачивают эту компенсацию. Потом, раз в три месяца льготники должны предоставить факт своего потребления и они делают им перерасчет. Но, насколько я знаю, перерасчет делается не в сторону уменьшения.
– В сторону увеличения?
– Да, это очень большой плюс.
– Вопрос, заданный вам пользователем форума на «Амур.инфо»: «Планирует ли ваша организация делать он-лайн доступ к лицевому счету, чтобы можно было не стоять в очереди для того чтобы сделать сверку, а можно было увидеть все самим, как это сделано, например, в компании мобильной связи?»
– Мы планируем. У нас сейчас есть новая программа, ее уже обкатываем. И эта программа будет предусматривать такую возможность.
– Сделать сверку у вас – это отдельный подвиг для человека, особенно для пенсионера.
– Отдельный вопрос.
– Если деньги перечисляются государством на счет в банке или на почту, наверное, почта и банк имеют свою комиссию?
– Совершенно верно. Это 1,5 процента от поступивших денежных средств.
– Эти проценты изымаются из суммы льготы или это сверху?
– Это сверх суммы льготы.
– Очень выгодно и почте, и банку.
– Да, верно.
– Тут очень силен человеческий фактор. Какова процедура получения льготы, давайте еще раз уточним. Какова пошаговая процедура получения человеком денег и перевода этих денег за коммунальные услуги вам? Если, например, человек получает деньги на почте.
– Получатель принял решение получать деньги на почте. Почта получает денежные средства, должна вести реестр. Деньги должны доставить Иванову-Петрову-Сидорову вместе с пенсией или, если пенсию доставили ранее, почта должна доставить эту денежную выплату, донести.
– После этого человек должен взять деньги и отнести вам?
– Совершенно верно.
– Если льготник получает деньги в банке? На счет пришли деньги, что должен сделать получатель? Снять их и принести вам?
– Я хочу сделать акцент: сейчас в этой части работают «Росбанк» и «АТБ» в таком порядке – человек приходит к ним, пишет заявление об открытии расчетного счета, пишет заявление о том, что платежи, поступающие из управления социальной защиты, прошу перечислять поставщику услуг. Банк получает реестр, получает денежные средства, у него есть распоряжение от льготника, куда перечислять эти деньги, и он их перечисляет. И все, больше льготник уже не ходит в банк. Здесь еще есть нюанс – льготнику нужно видеть, получил ли он эти деньги, он же должен контролировать, правильно? Поэтому мы сейчас рассматриваем вопрос, что мы будем это отражать в квитанции. Если мы получили эти денежные средства от банка по этому механизму, значит, мы отразим в квитанции, что деньги получены. И уже уменьшаем ему к оплате с учетом этих денежных средств.
– Знаете, мы с вами – два взрослых человека. Честно признаюсь, голову сломать можно. Как с этим разберутся льготники, мне не понятно. Куда они могут обратиться за помощью, за разъяснением?
– По сумме начисления нужно звонить в управление социальной защиты – они начисляют. Не «Энергокомфорт. Амур».
– В соцзащиту – по суммам. К вам – по методике оплаты и так далее?
– Да, начисление за жилищно-коммунальные услуги.
– Спасибо вам за некоторые разъяснения по этой теме.
Мы сегодня говорили о льготах, которые должны быть выплачены деньгами нашим незащищенным слоям населения с 1 января 2010 года. У меня в гостях была исполнительный директор предприятия «Энергокомфорт. Амур» Ольга Лутова. Это были «Простые вопросы». Всего хорошего!
Источник новости: http://www.amur.info/easy/2010/01/21/1478.html