“Простые вопросы”: Андрей Забияко, профессор, заведующий кафедрой религиоведения АмГУ

Ведущая — Эльвира Оверченко:

Когда я училась в школе, то учителя и пионерско-комсомольские руководители очень осуждали тех, кто отмечал Рождество или Пасху, а уж тем более ходил в церковь. А уж говорить о том, что ты крещенный вообще было чревато исключением. Времена поменялись, и новая власть новой России через несколько лет вводит в школах обязательный предмет «Основы религиозной культуры и светской этики». Сейчас эксперимент проводят в 18 регионах. Сегодня об этом поговорим с профессором, заведующим кафедрой религиоведения Амурского государственного университета Андреем ЗАБИЯКО.

– Воспоминания из советского детства я правильно передала?

– Да, так и было.

– Как вы относитесь к инициативе ввести обязательный непростой предмет в школах?

– Безусловно, мир очень сильно изменился с тех пор как мы ходили в школу. Несмотря на разного рода пророчества о том, что религия сойдет с исторической арены, в последнее десятилетие мы как раз наоборот наблюдаем религиозный ренессанс – в том числе и в нашей стране. Поэтому, естественно, хорошо, если в школах будут изучать историю, основы тех или иных религий в рамках изучения гуманитарных предметов или как отдельный предмет. Идея хороша.

– А воплощение – как всегда у нас получается?

– По-видимому, так. Потому что пока, несмотря на то, что эта идея долго обсуждалась с разных сторон, долгое время «продавливалась» идея о введении основ православной культуры, несмотря на то, что в разных регионах пытались проводить эксперименты, даже учебники писали – собственно говоря, по большому счету, ни к чему не пришли. И вот довольно неожиданно летом прозвучало заявление президента о том, что будет такой курс введен. Но, опять же, не совсем понятно, почему это нужно делать в конце четвертого класса – последняя четверть четвертого класса и первая четверть пятого класса.

– Этот курс рассчитан на такое короткое время? На таких маленьких детей?

– Да.

– Честно говоря, мне казалось, что эта тема вообще для старших классов… Это очень серьезные мировоззренческие знания и они должны ложиться на уже подготовленную почву.

– Предполагается, что, возможно, в старших классах будет введена история религии. Пока непонятно; изначально речь шла о старших классах, а сейчас принята модель – начать с младших классов. И какая будет целостная система, мы еще не знаем.

– Никто ничего не знает?

– Да. Хотя уже пишутся учебники, готовятся какие-то программы. Самое важное – я не уверен, что учителя об этом знают.

– Андрей Павлович, как вы считаете, зачем вообще все это вводят? Министр Фурсенко говорит, что этот курс должен сделать молодое поколение более нравственным, духовно богатым. Мы не проходили этот курс. Можно ли сказать, что мы духовно бедные, безнравственные, без этого курса?

– Понимаете, отчасти образование и воспитание – мы сейчас говорим о школьном образовании – за последние 15-20 лет что-то утратило. Потому что раньше в школах были и комсомольские организации, и пионерские организации, и обилие классных часов, политинформации и много-много всего полезного и на самом деле хорошего. Сейчас, конечно, этого много хорошего не стало. Но я, честно говоря, не уверен, что например, в четвертом или пятом классе нельзя решить многие проблемы духовно-нравственного воспитания через курсы, которые уже существуют – через ту же литературу, историю, через уроки, которые связаны с изучением окружающего мира, через какие-то классные часы. Наверное, можно. Но по-видимому опять, как у нас часто бывает, государство или какая-то часть общества пытается на кого-то переложить задачи, с себя их снимая. Насколько это адекватно получится, сказать трудно. Тем более, не понятно, на кого это перелагается. То ли церковь должна заниматься – но у нас даже русская православная церковь неоднородна. Если говорить о православии, у нас помимо русской православной церкви есть еще старообрядческая церковь. Как с ней быть? Почему прерогатива выстраивания русской духовной или религиозной культуры должна быть отдана только русской православной церкви и Московской патриархии? Это не понятно. А у нас есть целый ряд других крупных религиозных конфессий. Кроме того, выделены православие, ислам, буддизм, иудаизм. Но у нас же еще есть протестантизм – и в нашем регионе, и по стране протестанты имеют сильные позиции, они тоже часто действуют во благо и культуры, и нравственности, и образования. Почему им никто этого права не дает?

– Получается, многие конфессии вообще не попадают в этот курс?

– Да. Практически они вообще оказываются за бортом. Рамки почему-то сверху определены: или параметры этих четырех конфессий, либо на выбор светская этика. Но она оказывается в самом жалком положении, поэтому за изучением религиозным культур будут в той или иной мере стоять церковные или религиозные организации, а кто за светской этикой будет стоять? Вот я, например, за светскую этику.

– Что это такое?

– Это как раз то, что мы с вами изучали в школах – и патриотизм, и доброе отношение к ближнему, к старшим, к младшим и так далее. Почему в четвертом и пятом классе об этом не рассказать на конкретных, явных примерах? Зачем обязательно под это подводить религиозную почву?

– Вы не предполагаете, что могут быть не просто споры, а какие-то конфликты при введении этого курса? Могут запротестовать родители, учителя, представители конфессии – с этим не шутят, вообще-то.

– Конфликты, конечно, неизбежны. Хотя от них сейчас отмахиваются, но они неизбежны. Представьте себе: у нас многоконфессиональный регион. Даже у нас! Я уж не говорю про многие другие регионы России – взять хотя бы ту же Москву, сколько там сейчас людей, которые уже осели, приехав из мусульманских или других регионов. И когда в рамках даже одного класса будут сидеть дети, которые представляют четыре-пять конфессий, а кто-то будет вообще представлять неверующую часть нашего общества. А она составляет примерно половину общества. Половина нашего общества – это люди, которые не разделяют религиозных убеждений. Тут будет очень сложная коллизия: что же выбрать тогда? Безусловно, выбор чего-то одного будет так или иначе конфликтно сказываться на той ситуации, которая сложится в классе, школе и так далее.

– Давайте поговорим о том, кто будет преподавать. Министр образования сказал, что это будут обычные учителя, которые сейчас работают в школах – светские люди. У них просто не будет выбора, говорит министр, потому что они должны будут бороться за нагрузку и брать себе этот предмет поневоле. Как вы считаете, это нормальный, хороший подход или все-таки нужно поискать другой?

– То, что преподавать будут все-таки учителя, это уже большое достижение того длительного процесса, который подготавливал это решение. В некотором смысле это жестко поставленное условие государства. Но другой вопрос – имеем ли мы сейчас учителей четвертого-пятого классов, подготовленных для того, чтобы уже с весны 2010 года во многих регионах вести такой курс, а в рамках России в период 2011-2012 года. Конечно, тут нужно специально готовить учителей, потому что дело тут очень тонкое, очень сложное.

– Вот литература – вы принесли книги. Давайте поговорим об этом. Есть ли сейчас учебники или литература, на основе которых можно выстроить эти курсы? Где можно эти знания почерпнуть?

– Безусловно, тут нет разговора о том, что в какой-то духовной пустыне создается этот курс. Создаются даже учебники, в том числе для детей много написано. Я не имею возможности принести много книг, принес только то, к чему лично я имел отношение. Например, прекрасная энциклопедия для детей «Аванта» – двухтомник по религиям мира. Вот, например, сам я писал книжку – «История древнерусской культуры», в Москве издавалась. Еще книжка – «Начало древнерусской культуры», тоже издавалась в Москве книга, написанная под моим авторством. Многие, может быть уже знают, видели – в школы такая книга уже поступает: «История Амурской области с древнейших времен до начала ХХ века». Она написана в немалой степени для школ, может быть, только для старших классов. Учебная, справочная база в школах уже есть, другое дело, как сейчас ею распорядиться.

– Назад уже дороги нет? Если президент сказал надо – как с ЕГЭ, – значит, надо. Можно долго обсуждать, но потом все равно введут.

– По-видимому, это уже станет реальностью и, на самом деле, это хорошо, что это стало реальностью. Важное, хорошее начинание нужно довести до правильного исполнения.

– Своим детям вы какой курс бы выбрали?

– Курс светской этики. Потому что я не уверен, что преподавание той или иной религиозной культуры будет осуществлено адекватно. Я бы выступал за светскую этику, курс которой был бы построен на основе русской литературы, русской истории, на примерах из русской истории. Слава богу, в нашей истории – светской и церковной – и литературе достаточно великолепных примеров и доброго отношения к людям, патриотизма и всего того, что мы называем этикой и всего того, что мы хотим получить в результате этого духовно-нравственного воспитания.

– Спасибо за разговор!

Это были «Простые вопросы» и сегодня мы говорили о новом предмете, который уже точно будет введен в наших школах рано или поздно – «Основы религиозной культуры и светской этики». В гостях у нас сегодня был профессор и заведующий кафедрой религиоведения Амурского госуниверситета Андрей Павлович Забияко.

Источник новости: http://www.amur.info/easy/2009/12/22/1461.html