Ведущая — Эльвира Оверченко:
В скором времени в нашей области начнет действовать для детей и подростков до 16 лет так называемый комендантский час. Закон о мерах по предупреждению вреда здоровью детей и подростков родился в недрах областной администрации и был принят в первом чтении Законодательным собранием. Отец-родитель законопроекта – или один из них – министр образования Амурской области Сергей СТЕПАНОВ сегодня в студии «Простых вопросов».
– Прошу прощения, что я вас так назвала. Сергей Григорьевич, у вас взрослые дети?
– Да, уже взрослые, но еще есть маленький внук.
– Сколько ему?
– Три года.
– Пока он, можно сказать, не попадает под действие закона.
– Скоро попадет.
– Вас лично этот закон коснется только как чиновника. Скажите, этот закон вы приняли после того как по области были громкие дела, преступления в отношении детей?
– Может быть, это совпадение. Если быть честным, то желание принять закон, который бы ограничивал влияние на наших детей средств массовой информации, безудержной продажи алкогольных напитков, распространение печатной продукции, видеопродукции, которая наносит вред здоровью наших детей – не только физическому, но и психическому, интеллектуальному, – такой закон зрел давно. Просто федеральное законодательство нам позволило принимать свои дополнительные меры к тому что есть на федеральном уровне, с лета текущего года.
– Вы можете вкратце сформулировать положения этого закона? Потому что закон – не одна страница мелким текстом. О чем он?
– Закон мы можем поделить на три части. Первая часть говорит о том, где и когда можно находиться нашим детям. Есть определенный перечень мест, где детям запрещено находиться в любое время суток. Это, прежде всего, места, где распространяется продукция сексуального характера; это места, где распространяется и продается алкогольная продукция – пивные, рюмочные. Вторая группа вопросов – это перечень мест, где нельзя находиться детям в ночное время.
– Находиться одним детям, без сопровождения взрослых?
– Да. В том числе это традиционно принятые места общего пользования, начиная от лестничных клеток домов, это улицы, дворы, парки, клубы, кинотеатры, которые можно посещать только в сопровождении собственного родителя или лица, которое является опекуном для ребенка. Третья группа вопросов, которые подробно описаны в этом законе, это установление очень жестких требований к местам расположения торговли товарами, которые наносят вред нашим детям.
– Сергей Григорьевич, написать можно много; очень сложно выполнять. Я прочитала в законе и в комментариях к этому закону – одним из мотивов его принятия было то, что вы там написали: его выполнение не предусматривает дополнительного финансирования из областного бюджета. Вообще. Как это может быть на практике, я не понимаю? Вот смотрите: ребенка задержали на улице в 12 часов ночи. Идет один; его – я даже не знаю, кто должен это делать, наверное, милиция? – задерживают и его надо куда-то привезти. На что? Деньги нужны. Ребенка можно задерживать на 2-4 часа до выяснения всех обстоятельств. Его надо кормить, его надо привезти – все равно какие-то расходы есть. Вы откуда будете их брать?
– Самое замечательное, что у нас создано огромное количество структур, которые, по большому счету, этим должны были заниматься и занимаются. Во-первых, есть органы опеки и попечительства, которые мы финансируем из областного бюджета через наше министерство и такие работники есть в каждом муниципальном образовании. У нас есть органы профилактики правонарушений – милиция, комиссия по делам несовершеннолетних, инспекция по делам несовершеннолетних. У нас есть приюты, куда мы можем поместить ребенка в случае, если нельзя его помещать домой к родителям, которые представляют угрозу нашим детям. Органов, организаций, учреждений предостаточно.
– Вы считаете, достаточно?
– А вот системы в их работе не было, потому что не существовало единого закона, который бы четко прописал, как же действовать одному, второму, третьему должностному лицу.
– Значит, денег не надо будет?
– Ну в принципе, у нас же есть учреждения.
– И дополнительную зарплату не надо будет платить никому?
– Зачем? Пусть чиновники добросовестно выполняют свои обязанности.
– По моим данным, в городе сейчас 33 инспектора по делам несовершеннолетних. Они уже сейчас «зашиваются», а ведь еще закона этого нет. Вы считаете, они справятся с этой работой? Плюс милиция.
– Абсолютно уверен, что должны будут справиться.
– Они тоже так думают… Хорошо, давайте к закону. Сейчас, в зимнее время, ребенку нельзя находиться на улице после 22 часов до 6 часов утра, это ночное время. В это время ребенку нельзя находиться одному в местах, которые мы перечислили, вплоть до лестничных клеток. Если его вдруг там обнаруживают, какой будет ответственность родителей? Просто общественное порицание или что-то более серьезное?
– Если ребенка там увидели, определили, то хозяева помещения – клуба, магазина, транспортного средства – обязаны принять все меры для того чтобы выяснить, почему этот ребенок находится здесь и сообщить в органы милиции прежде всего. Сотрудники милиции должны прибыть на место, где находится ребенок и доставить его либо домой, выяснив, где он проживает, либо, как я сказал, в органы опеки и попечительства или в социальное учреждение. Ответственность будет прописана в законе. Как только депутаты примут закон в двух чтениях, он войдет в законную силу. Мы уже подготовили изменения в закон об административной ответственности на территории Амурской области.
– Сейчас, по-моему, на родителя может быть наложен штраф в размере от 3 000 до 5 000 рублей?
– Да.
– Новый закон ужесточит меру наказания?
– Естественно.
– Вот еще один пункт, очень спорный. Я знаю, что вы очень много об этом разговаривали – это то, что места продажи алкоголя и прочими запрещенными вещами должны быть отнесены от школьных образовательных учреждений на расстояние 500 метров?
– На 300 метров.
– Как это выполнить практически? Сейчас рядом со школами, садиками и всякими кружками находятся и магазины, и ларьки, где продают спиртное и разные журналы. Что нам делать? Город перестроить?
– Нет, город перестраивать не надо. Это действительно та норма, которая вызвала самую бурную дискуссию на заседании Законодательного собрания. По нашему мнению, все мелкорозничные киоски должны быть убраны от образовательных учреждений и от мест проживания детей как можно дальше. Чтобы дети не смогли на переменке сбегать в ларек за банкой пива, чтобы бабушки на ступеньках школы не торговали сигаретами. За это нужно ввести серьезную ответственность и приучить к этому всех.
– Понятно. Споры, по крайней мере, среди телевизионщиков-журналистов, возникли – что вы будете отсматривать чтобы оградить ребенка от вредного влияния рекламы , программ, литературы, видеопродукции и так далее, которые несут элементы насилия. Будет создана экспертная комиссия, которая будет определять, можно это продавать, показывать, выпускать в эфир, или нельзя.
– Да, мы предлагаем создать экспертную комиссию при правительстве Амурской области, которая будет формироваться по предложению Законодательного собрания, Общественной палаты. В этом заинтересовано, прежде всего, наше министерство образования, министерство культуры, общественные организации. Я думаю, совместными усилиями мы подберем грамотных профессиональных специалистов, в том числе, детских психологов, которые смогут давать заключение – наносит ли вред та или иная продукция или содержание программы психическому, нравственному или интеллектуальному воспитанию наших детей. Это самый тонкий вопрос.
– Как вы это все будете делать? Это все очень субъективно и очень сложно определить, где грань, за которую можно или нельзя.
– Но есть же федеральная комиссия, которая определяет возможность продажи продукции для детей? Мы пойдем только на наш уровень – наши, местные телепрограммы, местные издатели, которые будут обязаны с нами согласовывать в случае получения информации, что эта программа вредна для детей. В этом случае будем предпринимать определенные меры. Это сложный, тонкий, осторожный вопрос.
– По-моему, объем работы просто колоссальный. Антимонопольный комитет занимается тем, что отслеживает свои вопросы.
– Антимонопольный комитет не смотрит содержание программ. Он смотрит соблюдение другого – время программы, реклама.
– И то, с этим всем объемом работ он справляется с большим трудом. Вы представляете, вы сможете справиться с таким рынком? Плюс, у вас еще печатная продукция, видео и так далее?
– Если мы хотим сохранить наше здоровое поколение, мы просто обязаны это сделать. Другого пути у нас просто нет.
– Я так понимаю, что перед эфиром я, допустим, изготовитель программы, должна вам предоставить материалы, а вы скажете, можно или нет?
– Нет, нет. Мы не подписали еще никаких подзаконных актов. Пока это только закон, который определяет, что можно и чего нельзя. А далее, естественно, вместе с вами будем вырабатывать механизмы и принимать решения на уровне заседания правительства области, думать, как это реализовать.
– Экспертная комиссия тоже будет работать на безвозмездной – что приятно – основе, без дополнительного финансирования?
– Да. Как вы видите, закон больше морально-нравственный, чем закон, который требует денег.
– Сергей Григорьевич, вам не кажется, что вы поторопились? Дело-то хорошее, но и там спорим, и здесь спорим, и там пока не знаем, как сделать. Может быть, поторопились принять этот закон, может быть, нужно было более тщательно все проработать?
– Дело в том, что прежде чем внести закон на заседание Законодательного собрания, мы же его отрабатывали и с прокуратурой, и с Минюстом, со всеми министерствами Амурской области, в том числе с пресс-службой, и с управлением торговли, где все было согласовано до запятой. Понятно, что сейчас, если мнения депутатского корпуса будут частично иные, то это право уже депутатов принять этот закон во втором чтении в том виде, в котором они захотят.
– Спасибо вам за разговор.
Сегодня мы говорили с министром образования Амурской области Сергеем Степановым о новом законе, который будет принят и будет защищать наших детей от всяких вредных влияний. Это были «Простые вопросы». Всего хорошего.
Источник новости: http://www.amur.info/easy/2009/12/03/1448.html