Ведущий — Павел Савинкин:
Помните, у классика – этакая щемящая нотка – «Ведь может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рожать» Российская – это и амурская. Именно на нашей, на амурской земле появился на свет баянист-самородок, виртуоз Александр САПАЛОВ, заслуженный артист России, лауреат Всероссийского конкурса исполнителей, концерт которого недавно с большим успехом прошел в областной филармонии.
– Авлександр Павлович, как выковывается «виртуозие»? Ремнем ли родителя, опытом и терпением педагогов или собственной упертостью?
– Наверное, всем вместе.
– Ремень никогда не хаживал по вашим… ?
– В свое время твердая рука отца направила меня, когда я учился в музыкальной школе, когда я выразил свое неудовольствие занятиями в двух школах, потому что все остальные мои сверстники учились в одной школе.
– Вот я как раз и хотел уточнить: за инструментом нужно сидеть два и более часов, а за окном коньки, футбол, снежки и все прочие прелести для подростков.
– Оглядываюсь назад и понимаю, что все удавалось совмещать. Был и футбол, и все остальные игры.
– О сложности произведений. Для вас все едино – насыщена ли композиция нотами 32-й длительностью, с триолями, форшлагами или когда оно насыщено многоступенчатыми аккордами?
– Универсализм музыканта выковывается годами учебы в музыкальной школе, в музыкальном училище, в консерватории. Все эти стадии я прошел. Поэтому, если бы я не имел чего-то одного в мастерстве, то был неполноценным баянистом.
– Как специалист, который, как говорил Козьма Прутков, похож на флюс?
– Да (смеется).
– О репертуаре: он состоит из произведений, которые цените вы, или вы подбираете его с учетом предпочтений публики?
– Конечно, в первую очередь ориентируюсь на предпочтения публики. Потому что мы работаем для публики, для народа. Поэтому нужно уважать зрителя и играть то, что будет ему понятно.
– Баян относится к так называемым народным инструментам. Какой смысл играть на нем классику – то, что предназначались для органа, для скрипки, для клавесина?
– Баян за свои небольшие годы – в истории около 100 лет – прошел довольно серьезный путь и стал полноценным концертным инструментом, на котором звучит и народная музыка. Что касается классики, то сейчас в репертуаре баянистов появилось больше оригинальных произведений, написанных специально для баяна. Был период, когда баян завоевывал себе эстраду, тогда звучала классика – знаменитый «Полонез» Огиньского, Бах, Шопен. Разумеется, с точки зрения музыки Шопен лучше звучит на фортепиано (смеется), так же как Бах лучше звучит на органе. Но с годами этот репертуар уходит.
– Александр Павлович, а «Мурку» можете сыграть?
– Конечно (смеются). Про «Мурку» у меня есть небольшая история. Был прекрасный мастер, который изготавливал баяны, в том числе для лауреатов международных конкурсов. Когда я пришел к нему домой, он осторожно попросил меня сыграть «Мурку». И он был страшно удивлен (приятно удивлен), когда я ее сыграл. «Что же такое? – говорит. – Никто не играет, вы – первый баянист, который сыграл “Мурку”». Это было в Москве.
– Сейчас произведения на концертах вы играете под «минусовку». Это музыка-робот. У музыканта нет возможности сделать паузу, возможности эмоциально окрасить какой-то сиюминутный момент, сымпровизировать. Или я неправ? Зачем вам это?
– Вы знаете, это влияние времени. Потому что «минусовка» – это сопровождение, аккомпанемент солисту. Ведь у солиста не всегда есть возможность – ее практически нет – иметь оркестр за спиной.
– Хотя, хотелось бы?
– Хотелось бы. Но, во-первых, собрать таких музыкантов в нашем городе очень непросто. Во-вторых, это просто экономически невыгодно. И поэтому, когда звучит «минусовка», зритель уже привык. Но «минусовку» тоже можно оживлять своей игрой.
– Я понял! Вы на самом деле оживляете «минусовку»,а не «минусовка» подкрашивает вашу игру!
– Конечно (смеется).
– Александр Павлович, примерно год назад – об этом писали и я читал – говорили, что вы выпустили диск. Где выпустили, что вы записали, а главное, где, хотя бы из-под полы, его можно найти?
– Диск был записан в Амурской областной филармонии нашим звукорежиссером на аппаратуре, весьма далекой от профессиональной. К сожалению, в Благовещенске такой аппаратуры нет. Сейчас в ОКЦ появилась хорошая аппаратура. Может быть, удастся записать.
– Что вы хотите показать слушателям, какие вещи у вас здесь горят таким образом, что ими хотелось бы осветить окружающий мир?
– Традиционный репертуар баяниста. Народные, обработки каких-то известных нашему амурскому зрителю мелодий. Например, вальс «Амурские волны». Он существует в разных обработках, но для баяна я сделал свой авторский вариант. Еще что-то из оригинальных сочинений для баяна. Что-то из популярной классики, которая почти не проигрывается оригиналом. Есть такая классика.
– Вам приходилось участвовать в конкурсах? Пусть не в международных, но российских?
– Конечно. Конкурсы были с самого детства – в музыкальной школе, в училище, в консерватории, и, наконец, был Дальневосточный региональный конкурс во Владивостоке. Затем был второй Всероссийский конкурс в тогда еще Ленинграде. Потом был четвертый конкурс в Нижнем Новгороде, на котором я и стал лауреатом. Это довольно солидный конкурс, потому что он проходит один раз в четыре года. К сожалению, я не знаю, как сейчас обстоит дело с этим конкурсом. Там собирались довольно крепкие профессионалы. Звание лауреата этого конкурса давало возможность гастролей по всему Советскому Союзу. Но в 90-м году, как мы все знаем, у нас ситуация изменилась. Когда я стал лауреатом этого конкурса, мы с группой успели съездить в Подмосковье и во Владимир. На этом все и закончилось.
– По Амурской области гастролируете?
– Что вы, конечно! Это единственное, что осталось. Амурская область изъезжена вдоль и поперек.
– На ваш взгляд, ваш инструмент, ваше творчество востребовано или, к сожалению, его вытесняют условно «Белки», «Стрелки», «Блестящие»?
– Это серьезная проблема, которую вы задели. Действительно, сейчас народ приучили не слушать музыку, а смотреть. Включается телевизор; там, за солистом, что-то двигается. Это к сожалению. Тем более, в нашем городе, в нашей области дела обстоят так. Поэтому некогда популярный народный инструмент теперь не в фаворе. Он – удел слушателей зрелого и старшего возраста. Но хотя бывают у нас концерты, когда мы работаем в средних и высших учебных заведениях. Ребята с удовольствием слушают. И они, видимо, открывают для себя новый инструмент. А новое, как известно, это хорошо забытое старое.
– Мы не успели поговорить о вашей преподавательской деятельности, о вашей работе в хоре. Но я думаю, что все это в будущем. Все-таки, я задам еще один вопрос: вы сможете сыграть так, чтобы душа, как говорил Попандопуло, сначала развернулась, а потом свернулась?
– Вы знаете, наверное смогу уже. Если сейчас не смогу, тогда когда же?
У нас в гостях был замечательный музыкант Александр Павлович Сапалов.
Источник новости: http://www.amur.info/easy/2009/11/06/1428.html