Ведущий — Сергей Логвинов:
Она – партнер с республиками на своих концертах, ее монологи живут долго; она напрочь отвергает мнение о том, что у женщин нет чувства юмора и считает, что одухотворенность делает человека самым красивым. А еще она не ест мяса, любит готовить свое фирменное варенье из помидоров и мелких слив. Она – уникальный человек и замечательная актриса, народная артистка России Клара НОВИКОВА сегодня у меня в гостях.
– Клара Борисовна, добрый вечер.
– Добрый вечер.
– Эти цветы – вам. Вы так странно сказали «Добрый вечер», что я насторожился…
– Я хотела вас немножко поправить.
– Что не так?
– Варенье не из помидоров и мелких слив, а помидоры, которые сливы – как сливки, мелкие такие.
– А я-то порадовался, думал, какая-то уникальная смесь.
– Нет, это мелкие помидорки. Слушайте, про еду не надо – во-первых, я есть хочу, а во-вторых, я так люблю готовить.
– Скажите, пожалуйста – вы сегодня готовы… отдаться?
– …
– Я вас процитирую: «Давать интервью – это все равно, что отдаться». Было в вашем интервью?
– Да, было, и я так считаю. Интервью – это очень интимно. Разговаривать с тем, кто тебя спрашивает, нужно очень откровенно и искренне.
– Как раз об этом у меня следующий вопрос – у вас бывает «проходные» интервью?
– Конечно.
– Или в каждое интервью вы пытаетесь вложить некую исповедальность?
– Все зависит от того, с кем я разговариваю. Если мне человек неинтересен, я попытаюсь побыстрее закончить разговор с ним.
– А когда блистательная Клара Новикова остается один на один со зрителем, что является ее сверхзадачей – рассмешить публику или добиться нечто большего?
– Здесь тоже все неоднозначно. Потому что они пришли и знают, что хотят посмеяться.
– Отдохнуть и расслабиться?
– Безусловно. И этого добиваешься. И если у тебя в зале кто-то не смеется, то над ним просто работаешь, колдуешь. А вместе с тем хочется, чтобы они посмеялись и хотя бы запомнили, как минимум, то, что ты говоришь, чтобы это не было так: «Ой, так наржался, но ничего не помню, о чем говорили». И хочется создать атмосферу, чтобы людям в этой атмосфере было комфортно, уютно, чтобы они полюбили и меня, и себя, и друг друга. И чтобы – как у меня бывало на концертах – когда люди выходят вместе. Я их знакомлю друг с другом, и не хочется идти домой, а хочется посидеть, выпить кофе, винца…
– А наоборот бывало? Случались провальные концерты?
– Провальные?
– Провальные напрочь?
– Я бы была просто идиоткой, если бы сказала, что у меня провальных концертов не бывает! Кто же поверит? Но могло не быть провального концерта как такового, а мог быть неудачный номер – например, я рассчитывала на какую-то фразу, которая…
– Выстрелит?
– … да, а она не прошла. Бывают тяжелые концерты. Не то, что провальный, а тяжелый. И вот люди не смеются, ты думаешь: «Всё, провал» А потом они приходят за кулисы и говорят: «Как же было смешно, как было хорошо». Все еще зависит от темперамента города.
– Что рождается раньше – текст миниатюр или образ, персонаж, от имени которого эта миниатюра будет читаться?
– Иногда приносят текст – интересно. Думаю, как же его раскрутить, как сделать, чтобы он был поярче, посмешнее? А иногда приходишь к автору и говоришь: «Слушай, я недавно подсмотрела такого человека…»
– Вы как настоящая – подчеркиваю! – настоящая артистка эстрады наблюдательны за жизнью, за людьми, за тем, что вокруг происходит? Переносите потом это в свои выступления?
– Послушайте, ну как бы это было, если б я сказала – да, я хожу и наблюдаю, наблюдаю… Нет, это само собой, это уже вошло в какую-то суть – это профессия, понятное дело. Я бы чем-нибудь другим занималась, если бы все вместе не составляло суть этой профессии.
– Наша сегодняшняя жизнь подбрасывает вам много смешных персонажей?
– Подбрасывает? Ну, подбрасывает, наверное, подбрасывает.
– Я тут заготовку сделал, просто ради прикола: открываю журнал «Дом-2» – просто постер про одного из участников и читаю: «Знак Зодиака: рак. Дата рождения: 27 января». Я сижу, у меня ступор – понимаете? Разве не повод для смеха?
– Повод для смеха над тем, кто это делает. Ведь есть же редакторы.
– Зрители ваши поймут, а вы не знаете. Дело в том, что в Благовещенске есть такой район КПП. Так вот, там есть ресторан китайской кухни. Знаете, как он называется? «Шалом».
– (смеется) Послушайте, в самом деле, есть выходцы из Китая, которые приняли иудаизм. Поэтому и «шалом». Все может быть, Сережа! Ничего не исключайте из жизни, все может быть.
– За пределами сцены и вашего дома чего больше сейчас грустного или смешного?
– (вздыхает) Вы же ожидаете ответа, что и грустно, и смешно. Это сторона одной и той же медали. Не было бы смешно – не было бы грустно. Человек был бы полным идиотом, если бы хохотал 120 часов в сутки. Не бывает так. Что-то грустное, что-то смешное. Когда посреди смеха тебе звонят и говорят, что на скорой помощи увезли твоих близких или друзей, или когда грустишь, вдруг спотыкаешься, что-то такое происходит и на похоронах ты начинаешь смеяться, потому что ты видишь, наблюдаешь что-то смешное. Это одна и та же медаль. Просто разные ее стороны.
– Вы – сильный человек?
– Я сильный человек.
– Вы – капризный человек?
– Я капризный человек.
– Мне очень приятно, что в моем городе и на моем фестивале мы имеем честь увидеть не просто блистательную клоунессу – я знаю, что вам нравится сравнение с клоунессой, – а еще мы наконец-то видим Клару Новикову как драматическую актрису. И вот у меня вопрос – первая драматическая роль в театре и вы ее отдаете – сразу! – на суд профессионального жюри. Каково это?
– Я никому ничего не отдавала, это сделали за меня. Я буду очень переживать и хотеть, чтобы хотя бы не сказали, что разочарованы. Для меня было очень важно, и я всегда хотела – я считаю себя драматической актрисой! На сцене, вы говорите, клоунесса, а это самое великое для меня ощущение понятия величия актера – клоун! Ничего выше Чарли Чаплина в его лучшем проявлении – а он драматический актер и клоун в одном лице. Никулин был потрясающим драматическим актером, он был совершенно уникальным клоуном – он же не кривлялся. Вот, думаете – клоун же не делает такие ужимки. Это не клоун. Клоун – это суть твоя! Ты даже не знаешь, что ты делаешь, почему люди смеются. Ты не знаешь, почему ты говоришь, а люди смеются. И ты не знаешь, что ты делаешь и почему люди плачут.
– Вы сами, лично, довольны этой театральной работой?
– Довольна ли я? Я довольна тем, что я играю. Довольна тем, что у меня есть выход. Я жду этих спектаклей – там мне не надо никого смешить, понимаете? Зрительный зал есть, но он опосредован. Не зрительный зал-партнер, у меня партнер – Лёня Каневский. А когда я выхожу в своих сольных концертах, я играю со зрительным залом.
– Нет четвертой стены?
– А там ее тоже нет, но по сути нет. Зал смеется, зал аплодирует.
– Здесь могу потрогать партнера, а там не могу.
– Да, да. Конечно, это немного другое существование.
– Когда вы поработали сейчас – мне просто интересно! – вы не уйдете в театр, не забросите эстраду?
– Вы знаете, когда я сыграла спектакль-премьеру, я подумала: «Боже, какое счастье… Какое счастье быть драматической артисткой, когда не надо “щекотать” зрителя, говорить какие-то глупости, источать остроумие, чтобы зрительный зал смеялся. Какое счастье» Но как только прошел спектакль, я приехала на свои сольные концерты и подумала: «Боже мой, какое счастье, что у меня есть сольные концерты, что я могу выходить и напрямую разговаривать со зрителем» У меня есть счастье, в самом деле, чувствовать и то, и другое. Понимаете? (с еврейской интонацией) Що ты на меня так смотришь? Город вот этот, где ты живешь и работаешь на всех каналах своих, строится. Он живой, красивый. И ты такой красивый, що нету сил! И такой пиджак на тебя надели – очень красивый! Это с китайского рынка, не?
– В Хэйхэ пошит, кстати (смеется)
– Не ругайся, пожалуйста.
– Клара Борисовна, вам принадлежит фраза: «Одиночество – это когда есть телефон, а звонит будильник». Я хочу пожелать вам, чтобы в вашей жизни как можно чаще звонил телефон с предложениями о предстоящих гастролях. А будильник пусть тоже звонит – хотя бы для того чтобы не проспать на самолет, скажем, в Благовещенск – на очередной спектакль или на очередной сольный концерт.
– Спасибо!
– Мы всегда будем рады видеть вас на Амурской земле. Спасибо вам огромное. И спасибо за то, что вы поучаствовали в кинофоруме «Амурская осень».
– Спасибо вам за то что вы так мило ведете беседу, спасибо за приглашение в студию и за цветы.
У нас в гостях была народная артистка России блистательная Клара Новикова.
Источник новости: http://www.amur.info/easy/2009/09/17/1389.html