Ведущий — Александр Ярошенко:
Добрый вечер. Откуда в дальневосточном провинциальном Благовещенске взялся ансамбль еврейской песни «Кешет»? Почему наши парни и девчата запели на иврите? Трудно ли в сегодняшней России ощущать себя евреем? Эти простые, а может, и не очень простые вопросы я задам Ольге Исаевне ПОНЯЕВОЙ, руководителю ансамбля еврейской песни «Кешет».
– Здравствуйте, Ольга Исаевна. Откуда на нашем краешке России появился ансамбль «Кешет»?
– Ансамбль появился, думаю, не случайно, Когда-то, лет 10 тому назад, когда в нашем маленьком провинциальном, как вы сказали, городке Благовещенске начала организовываться какая-то еврейская жизнь, мы собирались на праздники, шаббаты, это, как известно, еженедельный еврейский праздник. И ни один праздник не обходится без песни. Обязательно поют какие-то песни в соответствии с традицией. И мы пели, пели без инструментов, просто так, для души. А потом как-то так получилось… Я поняла, что можно делать больше, и мы стали делать немножечко больше, стали петь уже шире праздников, стали разучивать новые песни. Я приезжала в Израиль и привозила оттуда музыку. Потом нас пригласили в Биробиджан на первый для нас международный фестиваль еврейского искусства, и, наверное, с этого начался ансамбль.
– Русские солисты, артисты в вашем ансамбле есть?
– Есть. Конечно.
– Но ведь это же другая культура, другая ментальность. Или ничего подобного?
– Знаете, человек принимает то, что ему интересно, близко. Если говорить о еврейской культуре, наверное, она близка каждому человеку – православному, человеку другой религии или вообще светскому. Потому что это жизненные ценности, общечеловеческие ценности.
– А сегодня в Благовещенске еврейская община есть?
– Есть.
– Сколько членов в этой общине?
– Я не могу вам дать такую цифру, потому что я не веду статистики, не знаю.
– А примерно – десятки, сотни?..
– Я думаю, это личное мнение, хотя я не уверена, что есть такая статистика… Думаю, это сотни евреев, но не знаю, все ли они учтены и зарегистрированы. Вообще, говорят, евреев считать нельзя.
– Почему?
– Такая традиция, нельзя считать евреев.
– Плодиться не будут?
– (смеется) Не могу вам сказать ответа, но вопрос еще в том, что ведь не все пришли в общину. Не все себя осознали как евреи, не каждому это нужно, не каждый пришел.
– Чем еврейская община занимается сегодня в Благовещенске?
– Вообще, этот вопрос, конечно, лучше задать руководителям еврейской общины.
– Но ведь вы тоже член общины и какую-то работу проводите?
– Когда-то я и начинала эту, как она сейчас называется, еврейскую культурно-национальную автономию, и она, исходя из названия, занимается, естественно, культурой нации. Я могу рассказать больше о том, чем сейчас занимаюсь. Занимаюсь координацией Еврейского агентства в России. Это общественная организация, которая тоже занимается в том числе и культурой, и традициями еврейского народа, но она занимается еще и связью диаспоры с землей Израиля. Это, наверное, первая ее задача. И через эту связь дается возможность людям, которые живут здесь, узнать больше о земле Израиля, об истории народа, познакомиться и изучить иврит, язык. Дает возможность ознакомиться со страной непосредственно, то есть не просто рассказать, но и побывать в стране. Дает различные субсидированные возможности поездок, особенно для молодежи.
– Вы сколько раз бывали в Израиле?
– Не сосчитать, много раз.
– Ваш Израиль какой? Очень разное говорят об этой стране.
– Естественно, как о любой другой стране. Мой Израиль – там живут мои дети, мои родственники. Поэтому это мой Израиль уже в том плане, что я приезжаю к своим детям и внукам.
– Вам там комфортно? Или вы Советский Союз?
– Мы всегда будем Советским Союзом, я думаю, потому что мы здесь родились и выросли. Мы, советские евреи, может быть, богаче других, потому что у нас есть родина. Это наша родина, безусловно, и Земля Обетованная – это тоже наша земля. Я туда каждый раз еду с огромным чувством, жду встречи с этой землей.
– А в Благовещенск возвращаетесь с каким чувством?
– Всегда скучаю.
– Вы где родились, где прошло ваше детство?
– Я родилась в Биробиджане.
– Биробиджан, Еврейская автономия, которую товарищ Сталин искусственно создал. Всё-таки там не прижился дух евреев или прижился? Или Советская власть выжгла?
– Я бы сказала так. Когда я жила в Биробиджане, это было давно, там был местечковый дух еврейства, и на улицах, в магазинах, везде была слышна речь на идише. Бабушки, дедушки и даже не пожилые люди – все говорили на идише. Не только вывески – вывески и сейчас там есть, но они, мне кажется, сейчас не говорят ни о чём никому. Я была в Биробиджане много раз с ансамблем, каждые два года проходит международный фестиваль еврейской культуры…
– Биробиджан рядом с нами. Там что-то отличается?
– Я о чём и говорю, мы ездим туда каждые два года с девочками на фестиваль, нас приглашают, и мы каждый раз видим какие-то изменения. Да, он изменяется, становится краше, интереснее. Он всегда чистый, уютный…
– Дух, дух, Ольга Исаевна.
– Духа нет.
– У каждой нации есть свои черты, ментальность, дух, характер. У евреев, на ваш взгляд, еврей – это что?
– Это семья. Я думаю, что главная ценность – очаг, уважение в семье, уважение к женщине, к матери, большая любовь к детям.
– А что вы слышите в еврейской песне? Что для вас она дает?
– Еврейские песни очень разные. Это настолько многогранно, это космос какой-то.
– Вот, говорят, русские песни – «Березка». Вот для меня «Березка» сразу. А еврейская песня – что?
– Еврейская песня – это… Знаете, если бы я сказала «Хава нагила», это было бы очень просто, ее знают абсолютно все. Но в какой-то степени да, потому что это хасидский напев. Это народная музыка. Это музыка, которая идет из души еврейского народа. Ведь не всегда, когда народ печалится, он поет печальные песни.
– Совершенно верно. Так что, наверное, не будем печалиться и будем как можно чаще петь радостные песни.
Это были «Простые вопросы» для Ольги Исаевны Поняевой, которая поет, которая дарит нам замечательную культуру еврейского народа. Всего вам доброго, таки берегите себя.
Источник новости: http://www.amur.info/easy/2009/09/04/1380.html