“Простые вопросы”: Николай Панкин, преподаватель зоологии БГПУ

Ведущая — Оксана Руденко:

Здравствуйте! Мы можем столкнуться с ними в лесу, когда, например, собираем грибы, или когда работаем на даче, или даже когда загораем на пляже. Эти встречи всегда неожиданны, но не всегда безопасны. О гадах ползучих, то есть о змеях поговорим сегодня в «Простых вопросах», и мой собеседник – преподаватель кафедры зоологии Благовещенского государственного педагогического университета, кандидат биологических наук Николай ПАНЬКИН.

– Николай Сергеевич, здравствуйте.

– Здравствуйте.

– Эту программу мы сделали, что называется, по заявкам трудящихся. Люди звонили нам и говорили, что в этом году в окрестностях Благовещенска развелось много змей. Так ли это или нет? Ваше мнение как ученого. И действительно ли змеи подались в город?

– Не совсем так, если осторожно выразиться. Дело в том, что змеи, как и любые существа, живут в определенной экологической обстановке. Там они находят пищу, размножаются, находят места убежищ и места зимовок. Так вот, как правило, змеи привычны к каменистым осыпям, скальным обнажениям. И такие места у нас в окрестностях Благовещенска есть.

– Где эти места?

– В окрестностях Верхнеблаговещенского, где был старый каменный карьер; в районе озера Ротаньего и на западной окраине Благовещенска.

– Вы не согласны с тем, что их становится больше и они мигрируют в город?..

– Нет, я считаю, что больше их не становится.

– Николай Сергеевич, а какие змеи водятся у нас возле Благовещенска?

– Если говорить о территории Амурской области, у нас можно встретить 7 видов змей. У Благовещенска 4–5 видов. Среди них есть ядовитые и неядовитые. Среди ядовитых два вида щитомордников – восточный и каменистый. Правда, каменистый у города не встретится, а встречается восточнее Буреи и далее, по Амуру, до Приморья. Также обыкновенная гадюка, она у Благовещенска тоже не встречается. По научным данным, она здесь должна быть представлена, но никто ее уже несколько десятилетий здесь не встречал. В северных районах – Зейский, Селемджинский, Тындинский – там она есть. А неядовитых змей у нас три. Это, например, амурский полоз, или полоз Шренка, черный, до двух метров длиной, красавец, поперечные полосы, раздваивающиеся книзу.

– А как визуально отличить – я, конечно, понимаю, что для вас это легко, – вот я иду по лесу и столкнулась со змеей. Как я определю, ядовитая она или нет? Есть какие-то внешние признаки?

– У ядовитых змей всегда ярко выражен шейный перехват между головой и туловищем. Голова сужается и переходит в туловище.

– Голова, получается, большая?

– Да.

– А за счет чего она такая большая?

– За счет ядовитых желез. Одна из пар слюнных желез преобразовалась в ядовитые. Так что у ядовитых змей голова резко отграничена от туловища, имеется шейный перехват. Кроме того, хвост как бы тупо обрублен, то есть туловище резко заканчивается. У неядовитых змей хвост истончается постепенно и голова почти не отграничена от туловища. Если их рядом положить, конечно, их можно отличить. А в природе-то как? По окраске они часто бывают похожи. Как отличить? Надо посмотреть ей в глаза. Если зрачок вертикальный, как у кошки, значит, это ядовитая змея, не разбираясь, гадюка это или щитомордник, неважно.

– Все мы знаем, что сама змея не нападает, но вот наступила я на нее, пнула нечаянно, она решила: всё, атакуют, и меня укусила.

– Змеи, конечно, сами не нападают. Но если вы нечаянно ее придавите или постараетесь схватить – укусит.

– Укусы змей, которые водятся у нас здесь – они смертельно ядовиты?

– Если говорить о щитомордниках, например, восточном – у них укус практически не опасен.

– А от чего еще зависит укус, опасность?

– Тут много «но». Если, скажем, щитомордник крупный, за 70–80 сантиметров, и долго никого не кусал, много яда… Да еще смотря куда укусил. Если внутривенно (такие случаи были), тогда нужно срочно вызывать реанимацию.

– А какие места у нас еще опасные на теле?

– Больные, ослабленные люди и дети, укушенные, скажем, в лицо, ближе к головному мозгу. Зависит еще от температуры воздуха, чем она выше, тем действие яда токсичнее.

– А гадюки – они смертельно опасны?

– У гадюк, в отличие от щитомордников, всегда опасен укус. Может быть, смерть он не вызовет, но болеть придется долго, лечиться с помощью медиков.

– Вот укусила человека гадюка или щитомордник. Пока приедет скорая, пройдет время. Что нужно делать, какая первая помощь, если вас укусили?

– Рекомендуется сразу выдавить из ранки яд руками, без разницы, грязные они или нет. После этого, если в ротовой полости нет ранок, постараться отсосать яд. Но вообще это мало помогает. После этого можно обработать ранку раствором марганцовки или перекиси водорода, потом забинтовать, обеспечить покой и – в медицинское учреждение.

– А вы слышали, чтобы у нас на территории Амурской области были смертельные случаи?

– Нет, я о таких случаях не слышал. По крайней мере, за последние 50 лет не слышал.

– Николай Сергеевич, сколько лет вы уже изучаете змей?

– Где-то с 1962–1963 года. Не то что изучаю, а просто интересуюсь ими.

– Часто вы их в жизни встречали и как реагировали, когда, к примеру, видели змей?

– Нормально. С самого первого раза никакого страха не испытывал. Читал, знал.

– То есть вы не боитесь змей.

– Да конечно.

– И вас никогда змеи не кусали?

– Никогда не кусали. Товарищей моих кусали, ну, потому что сами виноваты были.

– Большое спасибо за беседу, за то, что рассказали столько всего интересного про змей. Мы всё-таки будем надеяться, что пути наши и змеиные пересекаться не будут. До свидания!

Источник новости: http://www.amur.info/easy/2009/09/01/1377.html