Ведущий — Павел Савинкин:
Здравствуйте. Ситуация на дорогах страны сейчас такова, что на нее обратило внимание первое лицо страны. Президент Дмитрий Медведев устроил обструкцию соответствующим службам, а далее по нисходящей цепочке. Сегодня у нас в гостях начальник областного управления ГИБДД полковник милиции Александр БОЛГОВ.
– Александр Иванович, добрый вечер. Признайтесь, та еще неделька у вас вышла?
– Действительно, после того как в нашей стране, к сожалению, произошли многократные аварии с тяжкими последствиями, с большими человеческими жертвами, мы получили ряд указаний от министра внутренних дел в данном направлении. Нашу область посещали высшие должностные лица нашего государства…
– И вы работали в таком режиме, что…
– Работали, что всем работы хватало.
– Наш президент сказал, что в числе главных причин огромного количества ДТП – качество осуществления контроля. Я позволю себе цитату: «Мы не можем хоронить такое количество людей из-за того, что у нас так организован процесс управления дорожным движением». Но президент, скажем так, высоко, и он говорит обо всей стране. Как у нас организован процесс управления?
– На сегодняшний день, к сожалению, в нашем государстве нет единого органа, который полностью отвечал бы за организацию дорожного движения, его безопасность, проводил какую-то стратегию и имел право контролировать всех должностных лиц, которые вокруг этого процесса завязаны. У нас всё это сегодня разрознено. Госавтоинспекция выполняет часть своей деятельности, то есть надзор и контроль за участниками дорожного движения. Больше всего он складывается из мер принуждения, репрессивных мер.
– Хорошо, я понял. Александр Иванович, вы говорите: нет единого органа. Тогда, может быть, несколько крамольная мысль: может, то, о чем говорит министр внутренних дел Нургалиев – это сдача и пересдача экзаменов на знание правил дорожного движения сотрудниками милиции, другие, может, и серьезные мероприятия, но, тем не менее, всё-таки достаточно мелкие, не решающие вопроса… Почему не решают вопрос глубоко? Я понимаю, что вопрос этот, конечно, не к вам, но тем не менее.
– Во-первых, надо признать, что вопросы, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения (я не говорю об организации работы ГАИ, содержании сотрудников ГАИ – это один из моментов всей этой работы) – это очень дорогостоящие мероприятия. Наверное, потому, что в нашей стране к безопасности дорожного движения пока относятся как к каким-то отдельно взятым бытовым случаям. Ну погиб человек на дороге, ну сам виноват. Какая-то безысходность. Никто почему-то не задумался, а почему безысходность? Это большая трагедия, каждый день гибнет от 70 до 120 наших сограждан. Существует указ президента № 209 от 1993 года, предусматривающий (ну, я думаю, с момента выхода указа год бы прошел), что количество сотрудников ГАИ, есть там определенные нормы, в Амурской области должно быть 3 000 человек. Почему прошло 15 лет, нас всего тысяча, и никто этот указ президента до сих пор не выполнил? К другому указу вернусь, буквально свежему. Так называемый указ № 1042 2006-го года, который обязывал руководителей органов исполнительной власти, руководителей органов местного самоуправления принять исчерпывающие меры к строительству подземных, надземных пешеходных переходов; к строительству освещения дорожно-уличной сети; тротуаров и так далее. Это один из моментов. Ни один из руководителей за это не ответил.
– Полковник Болгов, генерал Фокин стучат где-то кулаком по столу по этому поводу?
– Да, мы в этом плане не бездействуем, и я благодарен за понимание руководству УВД Амурской области. Например, когда прекратила существование так называемая наша целевая программа безопасности дорожного движения, полностью были сокращены лимиты, наш руководитель обратился к прокурору Амурской области, и при его поддержке руководители области, видимо, более ответственно отнеслись к этому. Программа в тех же объемах, в тех же мероприятиях на сегодняшний день выполняется и финансируется. Если бы ее сегодня не было, на дорогах Амурской области было бы гораздо сложнее и, в частности, пьяных водителей, водителей, превышающих скоростные режимы, мы бы не смогли контролировать.
– Вы в начале нашей беседы определили основные функции Госавтоинспекции как контролирующие, может быть, даже карающие. А вот профилактические, предупредительные?..
– Если говорить про Госавтоинспекцию, то, я думаю, даже наше сегодняшнее общение с вами имеет профилактическое направление. Мы с вами о чем-то поговорим…
– …Кто-то что-то услышит.
– Кто-то что-то услышит. Наши сотрудники проводят большую работу, мы пытаемся разъяснить в средствах массовой информации, кому что нужно делать.
– Понятно. Александр Иванович, тогда такой вопрос. Скажем, участок пути повышенной опасности, назову так. Стоит, ну, сейчас есть новая техника, тренога, фиксирует. Водитель, естественно, нарушает скоростной режим, берет и «попадает», что называется. А почему бы в таких местах, где предусмотрена, назову ее так, засада или установка такого прибора, не сделать баннер «Идет видеофиксация движения» или прочее? Ведь это заставит снизить скорость движения.
– Думаю, что мы можем через каждый метр, километр наставить таких баннеров, призывать водителей, что здесь мы не ставим никакую засаду, а призываем вас выполнять Правила дорожного движения. Всё это уже есть! Есть дорожные знаки, есть правила, там написано, как водителю себя вести. Здесь скорость 60, здесь 90. Зачем его еще к чему-то призывать?
– По поводу «гонщиков». Несколько вопросов нам задали участники форума Амур.инфо. В частности, «нельзя ли жестко пресечь безобразия ночных гонщиков?». На эту тему говорилось, действительно, часто и много, но гонять по центральным улицам, причем не на самых бедных автомобилях, продолжают. Как-то этот вопрос пресечь можно?
– Они, эти действия, пресекаются. Не нужно думать, что мы этого не видим, что нас это не беспокоит и что там есть какая-то группа неприкасаемых людей или чьих-то детей. Многие из них наказаны уже не по разу. Но ряд водителей, которые управляют этим транспортом, еще и находятся не в нормальном состоянии. Не просто пьяные, сегодня другая проблема на дорогах проявляется – это наркомания. В этом году эта цифра за прошедшие полгода достигла более 8 %. С начала года более 500 таких наркоманов мы уже оформили, и суд их лишил прав управления.
– А «взятка» – это явление в ваших рядах есть?
– Мы не скрываем этого. Да, время от времени получаю информацию, я благодарен некоторым участникам дорожного движения, что они не боятся сообщать такую информацию, потому что в данном случае нам легче бороться с преступными действиями наших сотрудников. Всё это есть и на территории Амурской области. Только в прошлом году 6 сотрудников, которые преступили закон, замарали свои руки, были привлечены к уголовной ответственности и расстались с нашей службой.
– Что вы, именно вы, сделали бы, чтобы навести на дорогах порядок?
– Первое, что бы я сделал, если бы действительно у меня были такие полномочия, я бы обратился ко всей существующей на сегодняшний день многотомной нормативной базе, которая регулирует вопросы безопасности движения, и принял бы меры к тому, чтобы… Много мероприятий, которые должны осуществляться в рамках этих документов – указов президента, постановлений правительства, – чтобы обязательно были выполнены. Следующее – должен быть один орган, которому все в вопросах обеспечения безопасности дорожного движения должны подчиняться, чтобы с них можно было спросить. Последнее – хотел бы, чтобы, наверное, и наша служба тоже получила какие-то свои, более понятные полномочия. Мы имеем двойное подчинение. У нас, допустим, начальник районного ГАИ и начальнику милиции подчиняется, и мне подчиняется, и главе администрации. Этого не должно быть. Должно быть единоначалие в нашей службе, тогда меньше будет проблем.
– Уважаемые телезрители, цитируя нашего собеседника, скажу: балдейте от соблюдения Правил дорожного движения. Александр Иванович, вам удачи на дорогах. Дай бог, чтобы служба была спокойной.
Источник новости: http://www.amur.info/easy/2009/08/26/1373.html