Ведущая — Эльвира Оверченко:
Здравствуйте! Смысл жизни в детях, и нет большего счастья, чем качать на руках собственного ребеночка. Многие думают и чувствуют именно так. Но, к сожалению, не всем это счастье доступно. Как утверждают врачи, решить эту проблему можно. В нашем городе открылся центр искусственного оплодотворения и лечения бесплодия. Сегодня у меня в гостях врач гинеколог-репродуктолог Янина ПОРУБОВА.
– Янина Петровна, скажите, пожалуйста, действительно ли бездетность – это нарастающая проблема в нашем обществе?
– Конечно, нарастающая. Россия занимает по территории самую большую площадь и 8-е место по численности населения. Несмотря на это, мы уже 12 лет живем в режиме депопуляции. Около 5 миллионов бесплодных пар в настоящее время в России.
– Когда паре может быть выставлен диагноз «Бесплодие»?
– Бесплодие выставляется при регулярной половой жизни в течение года без использования дополнительной контрацепции.
– Вы работаете уже около года. Сколько людей к вам обратилось? Грубо говоря, есть ли спрос на ваши услуги?
– Конечно. Проблема на самом деле актуальна. Обращается не только Благовещенск, обращается Амурская область, обращается Сахалин – Вот сейчас у нас четыре пары с Сахалина. Обращаются Чита, Иркутск…
– Сколько стоят ваши услуги? Я понимаю, что тут несколько направлений, и лечение, и экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО) – дети из пробирки…
– Да. Сразу скажу, что вспомогательные репродуктивные технологии – это не только чистое ЭКО, это ЭКО плюс ИКСИ – инъекции сперматозоидов в цитоплазму яйцеклетки, плюс искусственная инсеминация, донорство спермы, донорство яйцеклеток, предимплантационная диагностика, то есть очень большой спектр. Чистое ЭКО у нас стоит 90 тысяч рублей. Если проблема в мужском бесплодии, то есть нужно ИКСИ, то это плюс еще 25 тысяч, потому что это тяжелая работа эмбриолога…
– Понятно. Сейчас эти затраты полностью ложатся на ваших клиентов, никто их не компенсирует, ни министерство, никто ничего не дает?
– Да. Но мы надеемся, потому что разговор генерального директора с министерством уже был, мы надеемся, что будут даваться квоты именно на наш центр, а не на Москву, как даются сейчас.
– Вы работаете только с парами. А если, например, одна женщина хочет иметь ребенка, вы ее примете или нет? Принимаете ли вы людей, которые не состоят в официальном браке?
– Конечно, к нам обращаются и пары, не состоящие в официальном браке. Вопрос о донорстве спермы, конечно, сейчас стоит. Как только у нас будет закуплено оборудование для криозаморозки, потому что разрешена только размороженная донорская сперма, мы сразу начнем заниматься одинокими женщинами.
– Я прочитала страшные цифры – честно говоря, никогда раньше не встречала такую статистику, – что в России 70 % мужчин не могут зачать ребенка естественным образом и 30 % женщин имеют диагноз «бесплодие». Это на самом деле так?
– На самом деле так. Диагноз «мужское бесплодие» сейчас выставляется всё чаще и чаще. Если раньше в проблемах бесплодного брака обычно винили женщину, то в настоящее время доля мужского бесплодия приближается к женскому, то есть 50 на 50.
– А причины вы можете назвать? Каковы они сейчас? Это наследственность, медикаментозные вещи, неправильный образ жизни или что?
– Конечно, в первую очередь неправильный образ жизни. Воспитание подрастающего поколения, которое в первую очередь должно ложиться на плеч родителей, и банальные методы гигиены: использование презерватива для молодежи для предотвращения инфекций, передающихся половым путем; снижение употребления алкоголя и никотина. Сейчас уже доказано, что если женщина курит, то в последующем у женщины будет развиваться хроническая гипоксия плода во время беременности. Развивается склероз в сосудах матки. Спектр причин бесплодия очень большой.
– Мне кажется, дальше – больше. Я смотрю на молодежь, которая без пива отдохнуть просто уже не может, и рядом с компаниями совсем юных, по 13, по 14 лет ребятишек стоят батареи пивных бутылок. Это ведь, наверное, очень сильно влияет на репродуктивную функцию?
– Влияет. В первую очередь влияет у мужчин на сперматогенез, и, конечно, у девочек. У мужчин сперматогенез происходит постоянно; у нас, женщин, яйцеклетки закладываются, когда мы еще находимся в утробе матери. Естественно, всё негативное влияние окружающей среды, интоксикация – всё воздействует на наши яичники. Мы стареем, наши яйцеклетки стареют; мы болеем, наши яйцеклетки болеют, подвергаются интоксикации алкоголем.
– Скажите, пожалуйста, какой у вас процент успешного лечения? Вы говорите, что, даже если проблема есть, ее можно как-то преодолеть. Успех сколько процентов составляет?
– За проведенные месяцы, по нашей статистике, успех такой же, как и практически во всех центрах. Успех ЭКО, методов вспомогательных репродуктивных технологий составляет около 30 %, практически такой же, как и вероятность естественного зачатия у нормальной здоровой молодой пары.
– Как вы принимаете решение? К вам обращаются люди и говорят: у нс никак не получается родить ребеночка. Вы сначала лечите каким-то образом от бесплодия, а потом принимаете решение об ЭКО?
– Мы принимаем это решение вместе с пациентами. Если есть проблемы, диагноз не уточнен, мы сначала ищем причину, выставляем диагноз и потом смотрим, сможем ли мы преодолеть бесплодие естественным путем – а большинство эндокринных форм у женщины лечится очень хорошо медикаментозно, – то мы решим эту проблему путем лечения.
– Когда нужно задуматься о том, чтобы обратиться к доктору? Приведу пример: сейчас очень много молодых пар, семейных пар, которые говорят, что живут для себя. Им по 23, 25, 27 лет; говорят, не время думать о ребенке, давайте поживем свою жизнь, а потом, может быть, задумаемся о том, чтобы завести детей. Стоит ли к вам обращаться раньше? Когда всё-таки надо?
– Это, конечно, очень печальная тенденция, когда женщина в нашем обществе старается сначала сделать карьеру, а потом уже родить ребенка. Потому что в акушерстве считается, что первого ребенка женщина должна родить до 27 лет. Поэтому если пара живет регулярной половой жизнью, не предохраняется в течение года и не беременеет, это повод обратиться к врачу. И желательно, конечно, не откладывать беременность на возраст старше 20–26 лет.
– Это чревато? Потому что это довольно распространенное явление у нас…
– Конечно, это не очень хорошая тенденция в современном обществе. Это стало модным, что женщина сначала сделает карьеру, приобретет какие-то чины, положение в обществе, а потом… Какова цена таких отсрочек? Это потом бессонные ночи, походы по врачам. Желательно, конечно, процесс деторождения не откладывать на потом.
– Скажите, пожалуйста, а медицинские препараты, которые применяют люди – противозачаточные таблетки, гормональные, – каким-то образом влияют на репродуктивную функцию?
– В отрицательном плане я не могу ничего плохого сказать о гормональной контрацепции. Но, как говорится, всему свое время. Отрицательных каких-то эффектов на репродуктивную функцию у них не выявлено.
– Еще одна вещь, которую я знаю из бытовых разговоров. Многие стали возить из Китая какие-то китайские средства народной медицины, которые якобы являются противозачаточными. Вы не сталкивались с отрицательным воздействием этих вещей на организм женщины, мужчины?
– Как правило, из Китая везут барьерные методы контрацепции, прокладки в качестве контрацепции либо таблетированные препараты для прерывания беременности. Что касается барьерной контрацепции, особых претензий нет. Единственное, что бывает аллергическая реакция на эти препараты. Что касается таблеток для прерывания беременности, то согласно нашему препарату – мифепристону, который используется в Российской Федерации – там четко указано в инструкции, что прерывание беременности в таблетированной форме должно происходить только под контролем врача и ни в коем случае не дома самостоятельно. Потому что осложнений и последствий после таких процедур очень много.
– Вы говорили, что вы создаете банк спермы, у вас создается картотека суррогатных матерей… У нас всё-таки город не такой большой и область не очень большая. Приживется ли это всё в Благовещенске, как вы считаете?
– Да, я думаю, что да. У нас уже были вопросы по донорству спермы. И есть такие методы мужского бесплодия, которые на самом деле и с помощью вспомогательных репродуктивных технологий возможно преодолеть только по донорству спермы.
– Вы сказали о том, что результат работы таких центров – это уже рожденные дети. У вас уже есть такой опыт, вам есть чем гордиться?
– У нас есть беременные женщины. Поскольку мы работаем не так давно, у нас ходят беременные женщины. Мы наблюдаем их совместно с врачами женских консультаций, причем это женщины не только из нашего города, но и женщины из районов. Мы стараемся не терять с ними связь, мы наблюдаем за ними и, как только будут первые дети, мы, конечно, об этом скажем.
– Большое спасибо за разговор! Я надеюсь, кому-то он будет полезен, и хотя бы для информации, что нужно делать для того, чтобы иметь естественным образом здоровое потомство и столько детей, сколько люди захотят.
Это были «Простые вопросы», и сегодня мы говорили с врачом гинекологом-репродуктологом Яниной Порубовой о том, что в нашем городе работает, оказывается, центр искусственного оплодотворения и лечения бесплодия, какие услуги он оказывает и когда туда можно обращаться.
Источник новости: http://www.amur.info/easy/2009/08/25/1372.html