“Простые вопросы”: Алексей Морозов, семейный психолог

Ведущая — Оксана Руденко:

Наверное, если бы ученые изобрели такой прибор, с помощью которого родители могли бы знать, где и, главное, с кем находятся их дети, всем было бы спокойнее. Но пока утром мы уходим на работу, а наши дети выходят на улицу. О детской безопасности поговорим сегодня с моим гостем – в программе «Простые вопросы» семейный психолог Алексей МОРОЗОВ.

– Алексей Леонидович, в последнее время родителям становится все страшнее – у всех на устах серия страшных преступлений в отношении детей. Все они шокирующие. В Шимановске убили двух маленьких девочек; в Белогорске стреляли в мальчика; в Благовещенске 6-летний мальчик стал жертвой педофила. Сразу возникает вопрос: с какого возраста ребенка начинать выпускать на улицу одного?

– Развитие ребенка зависит от того, как родители относятся к ребенку, начиная с раннего детства. С самого раннего возраста малыш впитывает внутреннее эмоциональное состояние матери и отца. Когда начинать отпускать ребенка от себя, зависит от многого. Ведь каждый человек имеет свой характер, свою эмоциональную сферу. Дело в том, что одного пятилетнего ребенка можно отпустить одного на улицу, и с ним ничего не произойдет. Кто-то сам не пойдет в пять лет играть на улицу. Кому-то нужен постоянный контроль, потому что ребенок может забежать в любой угол, и не успеешь оглянуться, а его уже нет.

– Есть ли какие-то универсальные правила, чтобы узнать, что ребенок достаточно созрел для самостоятельного похода на улицу, в магазин, в школу?

– Лучше находиться рядом с ребенком до 7-летнего возраста.

– До школы?

– Да. Тем более, в наше неспокойное время это становится все более актуальным.

– Вроде бы все мы знаем, что детям нужно говорить «не ходите никуда с незнакомыми людьми» Наверное, все родители говорят это своим детям.

– Конечно, все.

– Педофил, который пристал к мальчикам в Благовещенске, предложил пофотографировать их и дать денег, 100 рублей. Дети «покупаются» на это – на конфеты, на деньги. Что нужно говорить ребенку, чтобы до него дошло?

– Когда мы, взрослые, говорим ребенку слово «нельзя», мы еще больше распаляем его интерес – а почему нельзя?

– Что говорить тогда?

– Говорить, конечно, нужно. Но нужно говорить на понятном языке. Не так, чтобы ребенок воспринимал это как очередную нотацию. Как раньше детей пугали, в основном, старики: «Не ходи в темное время – там бабай». Многие на этом зацикливаются. При этом телевидение вносит свои отрицательные черты – в течение суток постоянно с экранов идет реклама: добиться чего-то можно, только если у тебя много денег; если девочкам с раннего возраста внушают, что эталон красоты – это Барби с ее неестественными пропорциями. Раньше в игрушках не было проявлений сексуальности, а сейчас есть, и от этого идет расторможенность, снимается табу, которое испокон веков было генетически заложено в людях.

– Получается, запрещать нельзя – запретный плод сладок?

– В какой-то степени, да.

– Что нужно сказать, чтобы ребенок понял и сам опасался общаться с незнакомыми людьми?

– Ребенок должен не только просто бояться, понимаете? Я еще раз повторю – каждый ребенок индивидуален, у каждого свой, специфический склад характера. Есть истерические, астенические, неврастенические проявления. Астенические и неврастенические заключаются в том, что у ребенка очень слабая нервная система и на него очень быстро действуют раздражители. Вот с тем 6-летним мальчиком был еще один мальчик. Он убежал. А тот пошел с педофилом. Что на него подействовало?

– Захотел получить деньги?

– Может быть, он захотел получить деньги. Кого-то можно легко напугать, прикрикнув, сделав какое-то резкое движение. Ребенок может уйти в себя и у него не будет силы кричать и звать на помощь.

– Как мы, родители, можем это предотвратить? Как нам разговаривать со своими детьми?

– Разговаривать, конечно, нужно, нужно объяснять. Ко мне иногда приходят на прием и жалуются: мой ребенок стал капризным, непослушным. Всегда был хорошим и послушным, но вдруг начали проявляться определенные черты характера. Мы забываем о том, что у ребенка в возрасте от трех до семи лет формируются характерные черты его характера. Ребенок начинает отстаивать свое «Я» – «Я сам хочу сделать что-то», «Я могу», «Со мной ничего не случится». Дали 100 рублей – мама не разрешает мне этого делать, а 100 рублей так хочется.

– Что нужно говорить на его «Я»? Говорить о том, что в мире есть плохие люди, которые могут сделать тебе больно?

– Не только это, но и это тоже, безусловно. Дело в том, что если между родителями и ребенком нет взаимопонимания и доверия, они, родители, могут говорить все, что угодно. Они могут пугать ребенка, но если у него закрепился определенный опыт, то это бесполезно. Например, шли по улице и какая-нибудь бабушка угостила ребенка конфетой. Родители мило улыбаются: мол, возьми.

– Значит, подарки от посторонних нужно пресекать сразу, на корню?

– Брать что-либо от незнакомых людей вообще нежелательно. Даже в присутствии родителей. Родители должны знать о том, что они сами могут обеспечить ребенка всем необходимым. И ребенку следует внушить это. Хочет он конфетку – купим тебе конфету, или пойдем домой, дома есть конфеты. Конфеты нужно брать только от родителей или от близких людей. И то, только в присутствии родителей, которые это разрешили.

– Некоторые родители, я знаю, предпочитают запугать ребенка: сказать, что все незнакомые люди опасны, они могут причинить зло, обидеть. Как соблюсти грань между тем, чтобы окончательно не запугать ребенка и тем, чтобы научить его опасаться и не ходить никуда с незнакомцами?

– Мы, родители, не всегда хорошо знаем своих детей. Мы не умеем наблюдать за ними. Ребенок проявляет свои пожелания поведением, что мы не всегда понимаем. Почему дети уходят из дома? Чтобы обратить на себя внимание. Он просто хочет, чтобы на него обратили внимание. Не всегда послушным и хорошим поведением ребенок заставляет взрослых обратить на себя внимание. Его иногда наказывают, иногда объясняют. Особенно мамы жалуются: «Я ему объяснила, он машет головой – мол, понял, – и опять делает то же самое». Спрашиваю: «Как вы думаете, он понял, чтó вы ему объяснили?»

– Получается, не понял.

– А мама говорит: «Да! Он понял, раскаялся, он так плакал». Это была его защитная реакция – чтобы его перестали ругать, он соглашается и даже начинает плакать – это защита. На самом деле, ребенок не понял, у него не выстроен тот анализ, который есть у взрослого.

– Что делать, чтобы ребенок понял?

– Нужно объяснять доступным ребенку языком. Если ребенок не приучен с малолетнего возраста (с 1-2 лет) к словам «нет», «нельзя», тогда в 3-4-летнем возрасте у ребенка начинаются определенные проблемы – он вообще не слушает родителей, пытается показать свою сущность, добивается своего. Не нужно забывать о том, поведение ребенка – это зеркальное отражение поведения взрослых – не обязательно родителей, это могут быть и бабушки-дедушки, дяди и тети. Ребенок – это зеркало взаимоотношений в семье, зеркало всей семьи.

Наш разговор с семейным психологом Алексеем Морозовым о детской безопасности мы продолжим завтра, 5 августа.

Источник новости: http://www.amur.info/easy/2009/08/04/1357.html