“Простые вопросы”: Владимир Моисеев, художественный руководитель Русского национального балетного театра, заслуженный артист России

Ведущий — Сергей Логвинов:

Сегодня в гостях у программы «Простые вопросы» – руководитель Русского национального балетного театра Владимир МОИСЕЕВ.

– Владимир, вы – продолжатель великой династии Моисеевых. Ваш дед, Игорь Александрович Моисеев – основатель академического ансамбля народного танца. Все ваши родственники связаны судьбой с этим коллективом. Казалось бы, и для вас была предрешена участь быть солистом этого ансамбля, а может быть, и его руководителем. Но однако же, вы, как Володя Ульянов, решили пойти «другим путем». Связанный контрактом с Большим театром – вы являетесь там ведущим характерным танцовщиком, – вы основали свой балетный театр. Зачем вам все эти заботы и проблемы, когда можно было спокойно работать в коллективе деда?

– На самом деле, все не так просто, как кажется со стороны. В нашей семье так принято – каждый доказывает и себе, и нашему великому деду…

– … что он не просто так носит фамилию Моисеев?

– Совершенно верно. Очень приятно, что вы предугадываете. Есть такое внутреннее правило, поэтому дед тоже не начинал сразу с коллектива. Он так же учился в студии вместе с Исааком Михайловичем Мессерером – они вместе пришли учиться в училище и вместе попали в Большой театр. Игорь Александрович прошел и Большой театр тоже. Я уже не говорю об отце, который тоже был солистом и вырос в этом коллективе. Он заканичивал школу-студию при ансамбле.

– А ваша мама и сегодня режиссер в коллективе?

– Мама (дочь Юрия Александровича) – и режиссер, и ассистент, и репетитор. Она по-прежнему в ансамбле.

– Так почему вас там нет?

– Видимо, так сложилось, что… не то чтобы не хотелось идти – я вырос на коллективе. Еще когда ходить не умел, меня приносили на репетиции, я сидел и смотрел. Я с младых ногтей проникся духом, и выучил наизусть весь репертуар. Многие поколения артистов знают меня сызмальства. Будучи воспитанным на этом, мне хотелось доказать и себе, и деду, что я чего-то стóю. Хотелось выделиться. Может быть, сыграл какой-то юношеский максимализм. Дед вообще скуп на похвалы. Но когда я уже достиг определенных высот, стал солистом и получил звание, он это оценил.

– Когда создавали свой коллектив, ваш дед был еще жив.

– Безусловно.

– А что он на это говорил?

– Он сказал: «Правильно, молодец. Этим самым ты докажешь свою состоятельность и в перспективе можешь стать руководителем».

– Если во всем мире хотят подчеркнуть осведомленность о русском балете, то иностранцы говорят, что знают Большой театр и Мариинку. Сейчас в мире известен не только Большой?

– Я бы сказал, что не только Большой.

– Уже?

– Да. Не только Большой и не только Мариинка. Потому что эти замечательные театры, первые театры нашей страны,

– Которые всегда между собой соперничали…

– Это творческое соперничество. Слава богу, оно и остается творческим, но всегда были определенные коллизии внутри, приходили артисты из Ленинграда в Москву.

– В своих интервью вы говорили, что самых лучших забирал Большой театр?

– Все-таки, как ни крути, Москва это столица. Она отсеивает и делает свой отбор – гласный,негласный, разный. В Большой театр старались брать лучших – из Питера и со всей нашей страны. Дело в том, что Большой театр и Мариинка – они очень большие и дорогие театры.

– Да, безусловно.

– Они показывают уникальный репертуар. К сожалению, сейчас Большой теряет свой уникальный репертуар, но это уже коллизии Большого. Не могу об этом не сказать, потому что прошел довольно большую школу и много было отдано этому замечательному театру.

– Почти 30 сезонов.

– Да, 28 сезонов. Поэтому и Юрий Николаевич Григорович, один из интереснейших людей, и балетмейстеров, и композиторов, и дирижеров. Совершенно уникальный коллектив, который сейчас, к сожалению, находится не в лучшем виде. И в частности, теряется уникальный репертуар, который исполнял только Большой. Он был единственный в мире и был уникален именно этим. Никому не под силу исполнить русскую классику так, как это делают именно русские артисты.

– Ваше выражение – «Как русские танцуют, не танцует никто»?

– Да.

– Еще одно ваше высказывание: «Сцена уникальна тем, что на ней не спрячешься ни за костюмами, ни за родственниками. Сцена – рентген. Сцена не прощает». Чего не прощает сцена?

– Сцена не прощает фальши. Когда артист выходит на сцену – это удивительный момент. Почему рентген – потому что становится видно, какой ты – добрый, злой, корыстный.

– Можно быть злым просто по роли.

– Есть некоторые нюансы, если мы говорим о профессионалах, которые много видели, которые могут сравнить. Не чистые балетоманы, а зритель, который хотя бы много раз видел этот спектакль и имеет возможность сравнить исполнителей. В этом плане сцена подчеркивает любой нюанс, любой штрих. Он виден. И вот насколько ты артист, насколько ты можешь донести через нюансы – я не говорю о пластике тела, потому что это безусловно, это профессия, – это уже подъем на другую ступень. Особенно характерные, гротесковые, тематические игровые роли могут или раскрыть, или наоборот.

– От вас могут уйти в Большой театр?

– Могут.

– А из Большого могут прийти к вам?

– Почему нет? Тем более что в Большом театре то поколение, с кем я работал, кто меня знает, сотрудничает с нами. У нас есть сотрудничество; в основном, это солисты.

– Владимир, у вас двое детей. Причем, разница между рождением сына и дочки просто колоссальна – почти 18 лет?

– Между ними 20 лет разницы.

– Скажите, ваши дети продолжат ваше дело, дело вашей династии?

– Игорю сейчас 22 года. Он учился в Академии хореографии, окончил три класса. Выходил на сцену и в Кремлевском дворце, и в Большом театре. В частности, в спектакле мы выходили вместе, я – отцом, он – моим сыном.

– Так он танцует сейчас?

– Так случилось, что моя бывшая супруга уехала работать по контракту в Канаду. К этому моменту мы уже расстались и сын уехал вместе с мамой.

– И перестал танцевать?

– Перестал… Всё не так просто в жизни…

– За вами придут великие танцовщики балета? Какое будущее у русского балета?

– Я думаю, Россия никогда не оскудеет талантами. Не думаю, что в этом плане нужно волноваться. Нужно холить, лелеять, воспитывать и взращивать. И заниматься этим серьезно и профессионально, как это было раньше, при советской власти. Несмотря на все минусы власти, была масса интересных проектов и серьезных подходов, которых сейчас, к сожалению, нет. Раньше ездили по стране, отбирали лучших, привозили их в Москву, учили. И вот, собственно, эти звезды 60 – 80-х годов являются плодами именно этого труда. Были уникальные педагоги, которых сейчас с нами нет. Многие из них ушли в мир иной, многие уехали. Они были уникальны.

– Спасибо вам за эту встречу. Хочу пожелать лично вам творческой неуспокоенности, а вашему коллективу – вечных аншлагов. Очень хочется надеяться, что продолжатели все-таки будут у великой династии русских танцовщиков Моисеевых.

– Спасибо, было очень приятно. Уважаемые благовещенцы, спасибо за теплый прием. Мы всегда рады быть у вас. Приглашайте.

У нас в гостях был художественный руководитель Русского национального балетного театра Владимир Моисеев. Всего вам доброго. Любите балет!

Источник новости: http://www.amur.info/easy/2009/05/29/1306.html