Ведущая — Эльвира Оверченко:
Что очень раздражает современного человека и без чего невозможно продвижение товаров на рынке? Это реклама.
Реклама окружает нас со всех сторон. Всегда ли она интересна, всегда ли этична и где грань между «можно» и «нельзя»? Об этом мы сегодня поговорим с заместителем руководителя федеральной антимонопольной службы по Амурской области, которая следит за всем этим, Андреем ПЛЕШИВЦЕВЫМ и тем, кто рекламу придумывает и делает – ведущим дизайнером, агентом по рекламе, Натальей ТРУШ.
– Поводом для встречи послужил конкретный случай – рекламные ролики и баннеры пейнтбольного клуба антимонопольщики рассматривали (рассматривают) и у зрительской аудитории есть определенные претензии к этой рекламе. Даже была статья в газете. На баннере изображены обнаженные мужчины с закрытыми лицами и с «цензурой» на причинных местах. Андрей Валентинович, ваше мнение – можно ли такую рекламу показывать народу?
– А.П.: Однозначно нельзя дать оценку, поскольку в Законе о рекламе нет четкой грани, четкого определения того, что такое непристойный и пристойный образ. Например, пункт 6 статьи 5 Закона о рекламе запрещает использовать непристойные образы в отношении пола, расы, социальных групп.
– Вы считаете пристойными это изображение обнаженных мужчин, рекламирующих пейнтбольный клуб? На ваш, частный взгляд?
– А.П.: Если на мой частный взгляд, то я считаю, не совсем пристойно.
– Наталья, вы как считаете, пристойна ли эта реклама, дозволена ли она, этична?
– Н.Т.: Да. Эта грань у всех разная. Так же и в законе, она не определена четко. Я, с точки зрения производителя рекламы, который делает ее, имеет непосредственное отношение, могу просчитать, как подействует эта реклама. С этой точки зрения я могу сказать, что общалась с хозяином, с представителем этого клуба, эта реклама достигла своего результата.
– Вы сейчас говорите об эффективности, я говорю о пристойности. На ваш взгляд, эта реклама пристойна и этична?
– Н.Т.: У нас в обществе есть разделение: то, что пристойно и этично для людей одного возраста, может быть абсолютно неприемлемо для других. И каждая реклама имеет свою целевую аудиторию. И делается с расчетом именно на эти группы, чтобы произвести эффект на конкретную целевую аудиторию. Я могу сказать, что та целевая аудитория, на которую была направлена эта реклама, восприняла ее адекватно.
– Все-таки вы уходите от прямого ответа. По-вашему, ничего плохого в ней нет?
– Н.Т.: Нет.
– Кроме того, эта реклама эффективна?
– Н.Т.: В ней есть элемент юмора, потому что изображены обычные мужчины, не «накачаные», не загорелые.
– Андрей Валентинович, в антимонопольной службе есть специальная комиссия, которая рассматривает вопросы, в том числе этичности, дозволенности, законности рекламных сообщений? Скажите, что для вас является определяющим моментом при этом?
– А.П.: Практически во всех территориальных антимонопольных созданы экспертные советы по рекламе. Решения этого совета носят рекомендательный характер, но решение совета может порекомендовать снять рекламу.
– Решения носят рекомендательный характер, они не обязательны для исполнения. Чем вы руководствуетесь? У вас работают человек 15. Они собираются, смотрят ролик и говорят, хорошо или не хорошо. Чем они руководствуются, своими частными представлениями?
– А.П.: Конечно, руководствуются своими частными представлениями, потому что состав совета разный – разные возрастные категории, социальный статус, профессии. Также руководствуются данными исследований. В прошлый раз, когда мы на совете рассматривали рекламу натяжных потолков на предмет этичности и пристойности, то до заседания совета та инициативная группа, состоящая из нескольких общественных организаций, которая и инициировала рассмотрение этого вопроса, провела социологическое и психологическое исследование и на экспертном совете доложила результаты этих исследований. Та реклама действительно воспринималась по-разному.
– Вы не только высказываете свое мнение, но и иногда подкрепляете его какими-то исследованиями?
– А.П.: Конечно, мы можем отправлять на экспертизу.
– Наталья, мы заговорили об эффективности этой рекламы. Я поинтересовалась, говорят, «реклама без секса – деньги на ветер», реклама должна быть шокирующей, эпатирующей публику, определенную целевую аудиторию. Вы на самом деле считаете, что так оно и есть и можете это как-то подтвердить, своей работой?
– Н.Т.: Так и есть, что реклама должна это делать – в этом вопрос состоит? Реклама не то, чтобы должна, но просто со временем нравы, если взять в общем население Земли, страны, нашего города, меняются. Естественно, рекламщики, которые хотят достичь эффекта, или человек, который производит какой-то продукт и хочет его продать как можно выгоднее, тоже меняют свои методы. Да, в последнее время бытует такое мнение, и скорее всего, оно подтверждено всеобщим использованием секса в рекламе. На данный момент это действительно эффективно и работает.
– Андрей Валентинович, вы будете рассматривать эти рекламные ролики и баннеры на своей комиссии или нет повода для разговора?
– А.П.: Будем рассматривать где-то в начале июня.
– Много ли рекламных сообщений сняли по вашей инициативе?
– А.П.: Рекламные сообщения именно такого плана, проблемные с точки зрения этики – то это уже, пожалуй, третий факт.
– Это не так много?
– А.П.: Да.
– Наталья, заказчик этой рекламы был доволен результатом?
– Н.Т.: Одну минуту. Можно, я скажу, чтобы вы не подумали, что я в силу возраста или принадлежности к определенной социальной группе. Та реклама по натяжным потолкам, которую запретили, я, на свой взгляд, тоже считала ее не совсем приемлемой. Потому что там использовался такой слоган… интересный, который можно было понять двояко. Причем, это было сленговое слово, так что там тоже свой смысл имеется. Поэтому я со своей стороны была против этой рекламы. К этому вопросу я подхожу абсолютно адекватно и я не всеми руками «за» то, чтобы вся реклама шла только через секс. Все должно быть уместно и не оскорбительно. Но там было, можно сказать, жестко.
– Андрей Валентинович, а вы не даете рекомендаций изготовителям рекламы о том, что «можно», «нельзя», «осторожно», «не об этом»?
– А.П.: Нет, это не входит в нашу компетенцию – давать рекомендации.
– К вам вопрос, Андрей Валентинович, не оскорбляет ли вас, не удивляет ли вас – меня, например, очень удивляет, может быть потому, что я филолог, – обращение с русским языком? В последнее время я встречаю очень много неграмотной рекламы. Не является ли это нарушением, является ли это не этичным? И были ли в ваших разборах такие случаи?
– А.П.: В законе нет понятия «этичная – не этичная реклама». Мы действуем с точки зрения контроля за исполнением Закона о рекламе.
– Неграмотной рекламы просто очень много. Вольное обращение с языком, безобразное обращение! Язык – это наше национальное достояние. Эти вопросы вы еще не рассматривали?
– А.П.: Нет, у нас еще этого не было в практике.
– Я вас очень прошу, как филолог, как журналист – неграмотная реклама очень оскорбляет.
– Н.Т.: Я со своей стороны хочу сказать, что в любой профессии есть менее компетентные и более компетентные люди, и я бы ратовала за то, чтобы такие организации могли влиять на частоту использования.
– Подытоживая – у нас местная реклама хорошая, не очень хорошая или плохая? Наталья, как вы считаете?
– Н.Т.: С точки зрения креатива, дизайна у нас очень консервативный город и нам бы хотелось развернуться, причем, есть возможность и есть потенциал. Естественно, что тот человек, который заказывает рекламу, платит за это деньги, и он, бывает, настаивает на своем мнении.
– Можно сказать, реклама у нас в самом начале?
– Н.Т.: Да.
– А на ваш взгляд, Андрей Валентинович, как у нас с рекламой? Можете сказать как частное лицо или как чиновник.
– А.П.: Как чиновник я не могу сказать, и как частное лицо, на мой взгляд, реклама оставляет желать лучшего.
– Есть к чему стремиться? Есть и хорошие образцы… Спасибо за разговор; я понимаю, что невозможно вместить такую объемную тему в 10 минут и говорить однозначно о рекламе, ее этичности, морали и так далее. Но спасибо за начало разговора.
Сегодня мы говорили о рекламе. Моими гостями в студии программы «Простые вопросы» были заместитель руководителя управления федеральной антимонопольной службы по Амурской области Андрей Плешивцев и ведущий дизайнер рекламной фирмы Наталья Труш.
Источник новости: http://www.amur.info/easy/2009/05/12/1293.html