“Простые вопросы”: Владимир Смирнов, руководитель центра Роспортребнадзора по Амурской области

Ведущая — Эльвира Оверченко:

Все о новой напасти – о свином гриппе, или, как сейчас это принято называть, о вирусе A H1N1 попробуем узнать сегодня. Всю последнюю неделю информации было много, но она такая разная и противоречивая. Поэтому сегодня мы узнаем информацию из самого компетентного источника – от руководителя центра Роспортребнадзора по Амурской области. Сегодня мой гость – Владимир СМИРНОВ.

– Вы недавно, перед праздниками, вернулись из Москвы. Было совещание у Онищенко, главного санитарного врача России. Наверное, на этом совещании озвучили все последние реальные цифры. Скажите, сколько все же заболевших и погибших от гриппа на сегодняшний день?

– Вообще, федеральная служба по Роспотребнадзору регулярно публикует на своем сайте огромный объем информации. Идет ежечасное отслеживание случаев заболевания, и на сайте можно увидеть всю информацию. Количество случаев заболевания в мире растет; количество стран, в который зарегистрированы случаи этого заболевания, уже достигло 17. По последней информации Всемирной организации здравоохранения, уровень опасности поднят до пятого. Это значит, что передача этого заболевания от человека к человеку зарегистрировано, как минимум, в двух странах.

«В ближайшее время появится вакцина, людей начнут прививать и болезнь не получит масштабного распространения»    
 
 

– Вы расцениваете это как новое глобальное бедствие или A H1N1 – это как эпидемия обычного гриппа в период сезонного обострения?

– Это заболевание относится к типу заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем – респираторные заболевания. Подобные вспышки заболеваемости мы переживаем ежегодно. Медицина изучила данный вид заболеваний. Как я уже сказал, это респираторное заболевание, мы знаем его эпидемиологию, знаем клинику. Сегодня даже говорят о препаратах, которые лечат эти болезни. Активно ведутся работы по разработке вакцины против этого заболевания. Я думаю, что в ближайшее время эта вакцина появится, начнут прививать и болезнь все-таки не получит масштабного, пандемичного, распространения.

– Я так понимаю, вы склоняетесь к тому, что кое-что преувеличено и раздуто?

– Я думаю, надо очень взвешенно относиться к этому. Наша служба для того и существует – чтобы бить точечно.

– Терзают смутные сомнения… Этот грипп появился очень вовремя. Мировой финансовый кризис, безработица, финансовые пирамиды рушатся – об этом бы думать. Нас же плавно переключают на другое – на здоровье, на чуть ли не глобальную пандемию, опасность. Вы не думаете, что это может быть одна из причин – переключение внимания на другое?

– Вопрос почти политический. Я бы так ответил на него: вы помните, когда началось распространение птичьего гриппа?

– Помню, это было четыре года назад.

– Тогда наши ученые и главный государственный санитарный врач России Геннадий Онищенко, говорили: «Нам не хватало только пассажа этого вируса на свиньях. Тогда будет готов человеческий вирус нового типа, который может получить более широкое распространение, чем те, против которых мы боремся». Вот, пожалуйста – мы сегодня это и имеем. Это все предвидели, об этом говорили – а если предупрежден, значит, вооружен.

– Вы не связываете грипп с финансовым кризисом?

– Я думаю, что да.

– Мы уже прошли пик заболеваемости?

– Не думаю. Безусловно, еще предстоит рост, будут регистрироваться случаи заболевания, будет распространение вируса на других территориях.

– Как вы считаете, может быть повышен уровень угрозы с пятого, что сейчас сделала Всемирная организация здравоохранения, на шестой, самый высший, уровень угрозы?

– Сложно сказать. Пока еще слишком мало информации.

– Что будет означать шестой уровень опасности? Закроют границы между государствами, все наденут маски?

– Границы между государствами закрывают сами государства. Например, Китай уже прекратил авиационное сообщение с Мексикой.

«Все туристы, прибывающие из КНР, проходят контроль за термометрией»    
 
 

– Было ли когда-нибудь, чтобы был такой уровень угрозы во всем мире?

– На моей памяти нет.

– Пятый уровень угрозы уже был когда-нибудь?

– Я такого не помню. Даже с SARS количество случаев не переходило за рамки.

– Что происходит в соседнем Китае с этим гриппом? Есть ли информация об этом?

– По той информации, которую предоставляют наши коллеги во Всемирную организацию здравоохранения, в Гонконге зарегистрирован один случай заболевания «А Калифорния» и я знаю, что у наших коллег также введен повышенный режим работы на пунктах пропуска и внутри страны. Общаясь с ними по телефону, мы говорим об этом.

– Чем эпидемия может угрожать России в целом и Амурской области в частности?

– В Амурской области невысокая плотность населения. Расположение Благовещенска, который стоит несколько в тупике, не способствовало распространению эпидемических вспышек ОРВИ и гриппа. Это не получало распространения, однако я не помню, чтобы мы когда-либо превышали эпидемический порог. Я думаю, что и в этом случае ситуация будет развиваться примерно так же – интенсивность процесса не будет такой, как, скажем, в населенных территориях европейской части России или в Европе.

– Какие меры предпринимаются – контроль за продукцией, обеспечение противовирусными препаратами? Есть ли сейчас усиленные меры?

– Да, меры профилактики складываются, начиная от мер личной профилактики и заканчивая мерами общественной профилактики. В том числе и мерами государственной защиты, которыми занимается Роспотребнадзор. В первую очередь нами усилен контроль на пунктах пропуска – мы внимательнейшим образом отслеживаем все туристические группы и буквально поименно знаем, кто и куда у нас выезжает. Вчера вернулась группа из Саньи. Мы знаем, сколько детей, сколько взрослых было в этой группе – все тщательнейшим образом отслеживается. Такое же слежение ведется за заболеваемостью на территории Амурской области. Все туристы, прибывающие из КНР, проходят контроль за термометрией, собирается анамнез. Кроме этого, проводится большая работа с лечебной сетью. Все медики должны быть подготовлены и насторожены – ведь не каждый случай острого респираторного вирусного заболевания является свиным гриппом. В первую очередь ставится эпидемиологический диагноз – был ли у больного контакт с заболевшими, или, может быть, больной был в странах, где зарегистрирован свиной грипп. Только после этого ставится конкретный диагноз. 3 180 случаев ОРВИ за неделю – если каждому ставить диагноз…

– Если человек почувствовал себя плохо – чихнул, закашлялся, – то это вовсе не значит, что у него может быть этот новый грипп?

– Да. Тем не менее, эта большая и скрытая работа ведется среди медицинских работников. Проверяются запасы тех противовирусных препаратов, которые имеются; их запасы пополняются. Рассматриваются варианты перепрофилирования инфекционных коек, если появится много заболевших. Но я бы хотел сказать и о другом – что не следует сразу кидаться в аптеки и скупать препараты.

– Препараты против обычного гриппа?

– Да, и особенно те, о которых говорят в последнее время – швейцарские медикаменты. Здесь есть некоторый ажиотаж со стороны фармацевтов. Не стоит заниматься самолечением – в первую очередь нужно обращаться к врачу.

«Маска должна стать повседневным атрибутом в нашей жизни, она всегда должна быть под рукой»    
 
 

– Что делаете лично вы, чтобы обезопасить себя от болезни?

– Я приведу, может быть, не очень удачный пример: я много работаю и долго нахожусь на рабочем месте. Поэтому не посещаю мест скопления людей, не бываю среди людей, болеющих острыми респираторно-вирусными инфекциями; много времени провожу на свежем воздухе – тем более, этому сейчас способствует погода. Если уж вы попали в компанию чихающих и кашляющих людей – нужно надеть маску. Маска должна стать повседневным атрибутом в нашей жизни. Я не имею в виду, что ее нужно носить ежедневно, но она должна быть под рукой всегда.

– Спасибо за разъяснения.

Сегодня мы говорили о новом гриппе, который называется вирус A H1N1 тип «Калифорния». У меня в гостях был главный государственный санитарный врач по Амурской области Владимир Смирнов.

Источник новости: http://www.amur.info/easy/2009/05/05/1289.html