Ведущий — Павел Савинкин:
Для начала цитата: «Однажды я попытался перехитрить самого себя, встав на голову. Но через некоторое время почувствовал, как тяжело держать на себе Землю». Такое мог написать только один человек – наш собеседник Вячеслав Бутусов.
– Вячеслав Геннадьевич, в Благовещенске выступила группа «Ю-Питер». Но вы начинали в «Наутилусе». Люди пошли бы на «Наутилус», если бы он приехал, но приехал «Ю-Питер», и все пошли на Вячеслава Бутусова. Насколько вы обречены быть Бутусовым?
– В том смысле, в котором я себя знаю? Видимо, сколько мне отведено свыше, столько и буду носить эту фамилию. Я как не пытался присвоить себе какой-нибудь псевдоним, ничего у меня не вышло. Вот эту книгу – «Виргостан» – я хотел выпустить под псевдонимом, но издатели почему-то очень перепугались.
– Если бы на обложке этой книги был указан некий имярек, я бы все равно увидел бы в ней Бутусова. Вячеслав Геннадьевич, этот самый «Виргостан» – страна вне вас или же она в глубине вас?
– Конечно. Она же из меня произошла. Если бы я ее не видел, я бы не смог ее описать.
– У прочитавшего эту книгу создается впечатление, что вы – человек со звезды. Вы себя ощущаете таковым?
– Конечно! Земля – это же звезда.
«У меня было такое развлечение – разбирать и собирать слова» | |||
– Насколько мне известно, в вашей семье не было филологов. Откуда в вас такая страсть к игре со словами, к словообразованию? Я позволю себе напомнить нашей аудитории некоторые из них: «имя рек», «наубум», «яблокитай», «никомуникабельность», «со-искания». Из этой книги: «Доберетесь до Лантиды, а от Лантиды до любого места подать». Здесь я поставил знак вопроса.
– Это у меня было такое развлечение – разбирать и собирать слова. Конструирование.
– Играет ли роль в этом ваше архитектурное образование?
– Да, наверное, да. Потому что для меня архитектура – это такое универсальное образование, которое мне помогало во всем. Помогало и помогает.
«Нас очень не устраивало, что вокруг была серая обыденность» | |||
– В стихосложении, в написании прозы и музыки?
– Да, во всем. Я не занимаюсь стихосложением и написанием музыки – не умею. Я не знаю нотной грамоты. Поэтому я могу только проецировать и конвертировать то, что слышу.
– Вернемся к группе «Наутилус». Все-таки вы являетесь ее олицетворением, и наши зрители и читатели ждут таких вопросов и ответов: «Наутилус» возник в годы перестройки как знак протеста против той эстрады, которая тогда была, или это было выражение внутреннего «Я» ваших коллег по музыке, друзей-студентов?
– Это было некое отдохновение. Мы были студентами, в нас кипела энергия, и это мешало: было ощущение восторга, но оно не приближалось – что-то мешало этому. И нас очень не устраивало, что вокруг была серая обыденность. Мы считали, что именно это было причиной того, что мы никак не можем развернуться. Поэтому мы, конечно, в первую очередь искали для себя развлечения таким образом. И мы были в восторге от этой музыки; по крайней мере, я точно был в восторге. А потом уже возник вопрос – о чём это? Раз мы, архитекторы, занимаемся музыкой для собственного удовольствия, не умея копировать музыку, значит, надо самим что-то придумывать. Начали придумывать; а что придумывать? Сначала, как это бывает у большинства музицирующей молодежи, был период глумления, цинизма и сарказма, неосознанного и неуправляемого. В лучшем случае это были нигилистские мотивы. В лучшем случае. Потом эта «ядовитость» начала вызывать интоксикацию и понимание, что этим можно просто загубить себя. Пришло понимание, что нужно написать что-то достойное, а не просто какую-то ересь или ахинею. Совесть призывает.
«Мы просто реагировали на то, что происходило в социуме» | |||
– Были ли такие песни, как например, «Скованные одной цепью» связаны с политикой и создается ли сейчас нечто подобное?
– Там нет политики. Может быть, я неправильно понимаю, но политика – это осознанное занятие. Когда человек выбирает себе карьеру политика, он идет на эту Голгофу. Политика – это чиновничье занятие; это такой чин государственный. Как я себе представляю, заниматься политикой – это ограждать граждан от всяких инсинуаций и оставлять все эти разборки на уровне условной внешней границы – чтобы дома было тихо, чтобы не было всяких сплетен и интриг. А мы просто реагировали на то, что происходило в социуме – то, что мы видели, на то и реагировали. Нас не устраивало то, что в обществе была такая, знаете, столовая. Общий комплексный обед. Серость и всеобщее уныние, однообразие. Так, собственно, все и осталось, только немного изменилось на внешнем уровне, но во внутреннем, духовном смысле, все так и осталось. И это, видимо, идет издавна. Исторические примеры показывают, что люди с легкостью, словно бы и не задумывались никогда, меняют свое отношение и предают все идеалы. Элементарно, просто элементарно.
– Спасибо. Вячеслав Геннадьевич, всего вам доброго и творческих успехов.
Это были «Простые вопросы» с Вячеславом Бутусовым.
Источник новости: http://www.amur.info/easy/2009/04/16/1277.html