Лучик уехал в Бельгию: зачем благовещенцы тратят сотни тысяч рублей на чужих питомцев

19 августа — Всемирный день защиты бездомных животных, которых, увы, хватает и в Амурской области. Кто ими занимается, что для них делает, на что идет и чем жертвует, с какими проблемами сталкивается, мы решили выяснить лично. На наши вопросы ответили активисты со стажем Ирина Полякова и Ольга Баланда.

— Расскажите, пожалуйста, немного о себе: кем работаете, поддерживает ли вас с вашим увлечением семья?

Ольга: По профессии я финансист-юрист, сейчас работаю кадровиком на пенсии. С мужем живем уже почти 38 лет, трое детей. Дети уже взрослые, младшей 18 лет. Все поддерживают и помогают. К примеру, сейчас я уехала к сыну в Новосибирск с дочерью. А муж остался и у него на попечении 12 кошек, из них 8 инвалидов, и 2 собачки.

Лучик уехал в Бельгию: зачем благовещенцы тратят сотни тысяч рублей на чужих питомцев

Фото: из личного архива Ирины Поляковой

Ирина: Я финансовый консультант страховой компании. Живем мы с мужем, он меня, конечно, поддерживает, семь лет уже будет в октябре, как мы вместе с ним кого-то спасаем. Кстати, первых 15 щенков он был инициатором забрать из Плодопитомника: 10 в одном месте подобрали, а пять немного подальше. Вот и началось наше волонтёрство. Варка каш с утра до вечера (улыбается).

— Помните, когда появилась эта любовь к животным?

Ирина: Животных люблю с детства. Всегда спасала, сколько себя помню. А тут вот частный дом и так получилось, первый урожай – 15 щенков, я уже говорила. Было очень жалко, они замерзали, начало зимы было. Вот так вот мы с мужем и влились в ряды волонтеров. Совершенно случайно, сами того не осознавая. А потом все по накатанной. Спасали целыми пометами щенков, кошек, котят тоже.

Ольга: Я всю жизнь жила в окружении животных, с бабушкой, у бабушки всегда были кошки, собаки, я их любила. Повзрослее стала, начала таскать домой бездомных. Мы с бабушкой их пристраивали. Но просто в нашем городе не было такого ужаса, который сейчас творят люди. Не было столько жестокости.

— В чем заключается ваша помощь? Что делаете для бездомных четвероногих?

Ольга: Я работаю, чтобы содержать животных. Как я уже сказала, у меня сейчас постоянно живут 14 друзей. Среди них есть и слепая кошка Кроха, и Алиса, кошечка сиамская без лапки, которую привезли из Райчихинска котенком.  Дети ей кирпичом раздробили лапки, одну спасли, вторую пришлось удалить.

Фото: из архива Ольги Баланды

Есть котик Филечка, у которого от рождения отсутствуют лучевые кости передних лап, поэтому он ходит на локотках. Есть и котик, у которого нарушена координация движений, он ходит как будто пьяный матрос на палубе, мы его называем боцман Кузя. Есть кошечка Маргоша, которую привезли с разбитой мордой, сказали, агрессивная, а она была просто молодая кошечка, пыталась играть, хватала за ноги, а ее за это били. В итоге разбили ей морду, привезли в клинику, чтобы усыпить. Я вот ее забрала к себе, выходила, она сейчас у меня живет. Так еще занимаюсь передержкой, но много уже взять не могу, и так животных полный дом. Но у меня много под опекой четвероногих, которые находятся на платных передержках. Я их спасла, выходила и отдала на платную передержку, потому что понимаю, что люди не могут все время всех бесплатно брать. Есть и те, кто живет на улице, а я хожу кормлю их.

Фото: из архива Ольги Баланды

Ирина: Помогаем тем, что берем на передержку. Раньше помногу брали, сейчас, конечно, обросли животными, которые не пристроились. И по пять, и по семь лет живут. Вот тетя Эльза у нас самая старенькая из девочек. Ее с щенками обнаружили на пустыре зимой. Щенки жили в дупле, а она, мамочка, рядом прыгала. Пять щенков у нее было.

И Джина, собачка, на территории детской больницы родила в канаве, ее хотели просто закидать камнями. Евгений с «Острова спасения» помог загнать всех в клетку и привезти к нам, Джина и щенки жили у нас. Щенков пристроили, простерилизовали. А Джина вот живет через дом от нас. Таких историй очень много. Фотографии в телефоне только про животных. Про людей очень редко. Причем каждая фотография – это целая история. Можно плакать, просто рыдать над ними, над каждой, потому что из такой безнадеги достаем животных. После того, как животное оказалось у нас, мы проводим все процедуры: блошка, глистогонка, вакцинация, стерилизация. Потом пристраиваем. Если девочек пристраиваем, то обговариваем их стерилизацию по возрасту, это обязательное условие. Стерилизация – это главное, чтобы не плодились эти бедные несчастные животные. Еще мы теперь берем кураторство: нашли котят, потом для них передержку ищем, обеспечиваем там корм, вакцинацию и с передержки помогаем пристраивать.

— А если говорить более глобально о помощи бездомным, что нужно сделать, чтобы кардинально изменить ситуацию? Не на уровне волонтеров, конечно, а власти, к примеру. Чего не хватает, в первую очередь?

Ирина: В столице Амурской области нет муниципальных приютов. Последний раз на совещании были в ветуправлении, эту тему поднимали. Но кроме как выслушать, ничего в принципе конкретного не было обещано. А Благовещенску нужен в черте города приют, не за тридевять земель как в Игнатьево, а в доступности, где животные смогут жить, дожидаясь хозяина. Волонтеры помогали бы в этом приюте, а может, кто-то бы даже захотел в нем работать. Постоянно поднимаем эти вопросы. Но власти считают, что достаточно того, что сделано в Шимановске, в Свободном. Там не приюты как таковые, а просто пункты передержки для животных с программой «ОСВВ»: отлов, стерилизация, вакцинация, выпуск. Вот выпускают этих бедных с клипсами на ушах, они скитаются в поисках еды, многие просто не могут сами себе пищу добывать. В итоге часто погибают.

Ольга: Тоже считаю, что нужны именно приюты для передержки животных, а программа ОСВВ не подходит для нашего региона. У нас холодная зима, а это значит, холодная бездомная смерть. Ну и не эвтаназия, конечно. Это зверство. Правительством выделяются огромные деньги на бездомных животных, вот уже освоили 57 миллионов. Дайте эти деньги волонтерам, у нас есть общество защиты животных, которое выживает, в основном на пожертвования. Они же за каждую копеечку отчитаются. А еще у нас в областном центре нет не только муниципального приюта, но и муниципальной ветклиники.  Есть пункт на Островского, но с ограниченным режимом работы, и принимают там платно. А сделайте бесплатную стерилизации для животных, и люди понесут стерилизовать своих питомцев. И в нормальные часы, когда все смогут прийти без ущерба для работы. И я уверена, что процентов 80 % щенков перестанут оказываться на улице, которых выносят «добрые» люди, которым простерилизовать их денег жалко.

Ирина: Если раньше можно было за 2-2,5 тысячи стерилизовать собаку, то сейчас минимум 3,5. Ветеринарные услуги растут в цене, как и все остальное. Тяжелее стало спасать, тяжелее вытаскивать, тяжелее те же энтериты лечить. Если раньше в 10-15 тысяч могли уложиться, спасая одного щенка, то сейчас до 20-30 тысяч доходит. Все очень сложно, но благо, есть люди, горожане, которые помогают добровольно, пожертвования переводят. На них волонтеры и спасают. Крупных меценатов я не знаю, кто бы глобально помогал.

— А как к вам люди относятся, когда видят вашу работу?

Ольга: Многие называют нас «зоошизой», даже знакомые не все поддерживают мою деятельность. Порой говорят, что им жалко меня.Так что много непонимания. А еще люди стали злые и много просто недопонимают. К примеру, говорят, что кошки загадили весь подвал. Но вы спуститесь в свои подвалы и посмотрите, кто на самом деле это сделал. Сами же люди: то канализация течет, то мусором все завалено. В подвалах, правда, ужас, но его создают сами люди. Говорят, в подвалах блохи из-за кошек. Да не правда, блохи из-за мусора и грязи. Зато, когда нет в этих подвалах кошек, там появляется куча мышей и крыс. Пугает безграмотность людей. Говорят, потравим крыс. Ну потравите. И что, крыса помрет, выйдет из подвала, разроет себе могилку и закопается? Нет, она помрет в темном уголке этого подвала и будет гнить, по ней также будут скакать эти земляные блохи.

Ирина: Согласна. Я тут беседовала в ватсапе с жителями одного из районов города. Они считают, что надо всех собак убрать, кошек убрать. Я им говорю, хорошо, кошек уберете, в подвалах будут мыши, крысы, они дойдут и до верхних этажей тоже. В природе нет ничего незаменимого: вместо кошек придут грызуны, вместо собак придут лисы. Люди не понимают, что творят. Столько жестокости вокруг. Вот наказать людей за жестокость очень сложно, потому что законы несовершенны. Полиция подобные дела спускает на тормозах, если быть очень настойчивым, то, конечно, можно добиться справедливого наказания, например, для живодера. Но в основном это непросто.

Фото: из архива Ольги Баланды

— Как думаете, откуда такое отношение к животным? И как его изменить?

Ирина:  Все начинается с семьи. Жалко, что в семьях детям родители не прививают любовь к животным, даже скорее наоборот, отвращение воспитывают, показывают агрессию, зачастую дети слышат разговоры: «убить, отравить». Я считаю, что именно родители в первую очередь должны прививать любовь к животным, уважение к старшим поколениям. Жили ведь мы так и кормили животных во дворах, не убивали.

— Можете на примерах или в цифрах рассказать, какие все-таки в городе масштабы проблемы бездомных животных?

Ирина: Огромные. Буквально за три дня в июле волонтеры подобрали 32 котенка. В августе до 20 штук щенков подкидывали за сутки, а девать их некуда. У волонтеров уже места нет. И конца этому потоку тоже, кажется, нет.

— Есть какие-то личные истории по спасению, которые особенно запали в сердце?

Ольга: Все очень трогательные. Знаете, когда этим живешь, видишь, как животное обретает дом, то просто счастлив. Тяжело, когда не можешь помочь животному, когда животное умирает, погибает, если помощь не пришла или пришла слишком поздно, вы не представляете, что в душе творится. Вот вчера только спасали собаку, которую волонтеры выходили, пристроили в хорошие, как они считали, руки. А его опять выгнали на улицу. Что с этим псом произошло – непонятно, нашли его в луже. Пока искали помощь, машину, пока его отвезли в клинику, время ушло. Сегодня сообщили, что ночью он умер.

— А истории с хэппи-эндом запоминаются?

Ирина: Конечно, и таких хватает. Но у всех у них грустное начало. Года три назад на Тайване поступил сигнал SOS, что на заброшенной территории живет собака со щенками. Щенки замерзли, один остался, и она, чтобы прокормить оставшегося, грызет тех своих щенков. Собака похожа на лайку. Поехали мы с мужем, достали из кучи мусора этого оставшегося щенка, бедного, несчастного. Собаку удалось поймать, она беспокойно себя вела. Потом мы ее стерилизовали, щенок вырос, дом нашли. Назвали ее Юся. Через какое-то время я стала выкладывать ее на пристрой, нашлись настоящие хозяева. Оказывается, она из Моховой Пади убежала от них, скиталась полгода или больше. Ну встреча была, конечно, яркая. Она прыгала до потолка от счастья. Молодые люди ее забрали, поблагодарили, до сих пор приветы присылают. Еще был яркий случай. Был у меня спасеныш Лучик, слепой от рождения. Мы долго его пытались пристроить, два года не находился дом ему. Потом получилось выйти на волонтера Ксению, которая занимается пристроем животных и инвалидов, в том числе. Она помогла найти Лучику дом в Бельгии. Как мы тут собирали этого Лучика все миром! Все, теперь он живет в Бельгии. Очень-очень счастливо. Там к животным другое отношение.

История Лучика на фото Ирины Поляковой

Ольга: Случаев много. Кто-то обрел счастье и в моем доме. Вот котеночек Филечка. Он очень красивый. Видно, родился у кого-то дома, но от рождения у него генетическое заболевание, нет косточек на лапках, передвигается на локоточках, и котенка просто выбросили. Волонтер Татьяна Дудникова, она умерла уже, нашла его во время грозы. Котик лежал в луже. Этого котеночка привезли сюда и решали, что делать. Я его забрала, теперь это красивый пушистый кот, который встречает меня каждый вечер после работы. Он становится как зайка на лапки, я беру его на ручки и так мы ходим минут пять. И спать я ложусь, а они все, мои питомцы, приходят ко мне, даже мужа выжили в другую комнату. Они искренне любят, никогда не предадут. Могут и обидеться, и фыркнуть, но потом приходят и просят ласки.

Фото: кот Филя из архива Ольги Баланды

Источник новости: Amur.info