Урожай в Грибском пострадал из-за «химической атаки»

Местные жители переживают не столько из-за огородов, сколько за журавлей

В мае жители села Грибское Благовещенского района наблюдали мотодельтаплан, который занимался опылением посевов, принадлежащих крупному сельхозпредприятию. После этого у граждан, чьи участки расположены по соседству с полем, начали пропадать культурные растения. Яблоня не расти…

Угнетение культурных растений на индивидуальных участках произошло практически сразу после того, как 6 мая жители наблюдали летательный аппарат, который даже засняли на видео в процессе работы.

По словам граждан, распыление неизвестного гербицида произошло в непосредственной близости от села, о чём они поспешили сообщить по телефону 112. Подобные претензии к местному сельхозпроизводителю у населения уже возникали, но тогда рабочие проводили распыление с трактора.

Поле, подвергшееся опылению в мае, находится на границе с населённым пунктом. Такое размещение накладывает определённые ограничения на обработку посевов ядохимикатами. Согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача от марта 2010 года, даже при наземном опрыскивании санитарные разрывы должны составлять не менее 300 метров. Проще говоря, на указанном расстоянии от края опыляемого поля не должны располагаться жилые постройки, источники водопользования, места отдыха, а также огороды, где все растения обрабатываются вручную. Также в документе указано, что при неблагоприятном направлении преобладающего ветра трёхсотметровые зоны могут быть увеличены.

Фото: Михаил Гершевич

При воздушном распылении расстояние, называемое в документах «санитарный разрыв», увеличивается до 2 километров.

Между тем, участок обработанного поля вплотную примыкает к границе села Грибское, и ни о каком санитарном разрыве в 2 тысячи метров здесь не может идти речи.

— Вы спрашиваете, что у меня там, как в саду? Ну у меня ничего. В смысле, ничего, наверное, в этом году не будет, – рассказывает один из пострадавших садоводов. – Потому что следы воздействия на растения, как я посмотрел, по-моему, на всём. Я такого ни разу не видел. Редиски нет вообще, она просто свернулась. Капуста тоже свернулась, не знаю, выживет или нет. Баклажаны, помидоры – такого я тоже раньше не видел, вроде живые стоят, но что из них получится – не знаю. Хрен – свернулись все соцветия. Малина, смородина – стоят все веточки скукоженные, вроде живые, но не знаю, что дальше получится. Ну и вдогонку, весь мой сад, все молодые побеги, вегетации этого года, все стоят обожжённые. Боярышник, ранетка – полностью обсыпались, урожая не будет. Один только бурьян спокойно пережил химическую атаку.

Фото: Михаил Гершевич

Несколько пострадавших владельцев огородов обратились в полицию и прокуратуру. На сегодняшний день известно, что все обращения переадресованы в Россельхознадзор. Редакция Амур.инфо тоже обратилась в это надзорное ведомство. И специалисты перенаправили корреспондента в Росприроднадзор. Туда и был направлен официальный письменный запрос. Ответ пока не поступил.

Журавль не летай…

С прошлого года в Амурской области активно обсуждается создание Алимского заказника возле села Грибское. Вопрос создания новой особо охраняемой природной территории, на которой гнездятся журавли, инициирован Всемирным фондом дикой природы и амурским Управлением по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира.

На территории существующих заказников действуют очень жёсткие ограничения по части применения сельскохозяйственной химии. Но возле Грибского заказник пока не создан, поэтому сельхозпроизводители могут спокойно применять любую химию на подведомственной территории без оглядки на даурских журавлей. Которые не знают, что это место не самое безопасное для их проживания, и продолжают гнездиться вплотную к Грибскому, в районе реки Алим.

Фото: t.me/amur_birds / Антон Сасин

Между тем, даурские журавли занесены в Красную книгу. Для охраны их популяции существует несколько бюджетных программ, на которые тратятся деньги, создан специализированный центр для ухода за дальневосточными аистами, журавлями и другими видами редких птиц. В итоге, пока одни россияне тратят все силы для защиты краснокнижной птицы, другие опыляют агрохимией местность, прилегающую к их гнездовьям.

— Совсем недавно журавли летали над нашими крышами, теперь мы их не видим. Конечно, все производители сельхозхимии дружно скажут нам, что их продукция совершенно безопасна для животных и птиц, но их можно понять, продукция должна продаваться, – делится житель села Михаил Гершевич, – однако ограничения на особо охраняемых природных территориях придуманы не просто так, их разрабатывали учёные, которым не нужно ничего продавать, их цель просто защитить природу.

В этой истории рано ставить точку, редакция Амур.инфо надеется, что уполномоченные лица разберутся в ситуации и примут разумное решение. Теперь расставить всё на свои места должен Росприроднадзор. Ответ от ведомства редакция ожидает в самое ближайшее время.

Источник новости: Amur.Info