«Всё приходит спонтанно»: амурская писательница о книгах для детей и сложностях публикации

Благовещенку Людмилу Мерзлякову знают и читают не только в Амурской области, но и за границей. Её детские рассказы не просто истории, они погружают маленького читателя в красочный мир, где человек и природа неразрывно связаны. Они обучают естествознанию, развивают фантазию. Людмила Семёновна не только пишет книги, но и создаёт к ним красочные иллюстрации. Она уверена, что хорошая детская литература должна включать в работу все органы чувств ребенка.

Когда как не сегодня нам поговорить о таком талантливом и светлом человеке? Вместе отмечаем Международный день детской книги! В конце нас с вами ждёт бонус в качестве короткого интересного рассказа автора.

Фото: Людмила Мерзлякова

— andnbsp;Людмила Семёновна, добрый день. Вы упомянули, что писать стали уже на пенсии, хотя увлекались творчеством давно. Почему?

— Я пробовала писать сколько себя помню, но всё оказывалось «под сукном». Ведь если писать, то надо издаваться, а если и то и другое, то надо иметь уйму времени, которого мне не хватало. Поэтому серьезно начала писать в 2005 году, когда ушла на заслуженный отдых.

— Почему детская тема ваша любимая?

— По профессии я биолог, вела уроки природопользования, у меня 40 лет педагогического стажа, и ещё 25 лет я работала директором школы. Поэтому вся моя жизнь напрямую связана с детьми. Детей люблю всех, но так получилось, что моими главными любимцами в школе стали ребята младших классов. Это особый возраст! Дети в этом возрасте восприимчивы, любознательны, авторитет учителя для них очень высок, поэтому опытный педагог может дать детям огромный объем знаний, заложить лучшие человеческие качества.

— Какие ваши книги читатель может найти в свободном доступе?

— Всего мной написано восемь книг, семь издано:

1. «Чучик – о дружбе щенка и котенка».

2. «Песня о Норском заповеднике» (второе издание). И полное издание, которое является иллюстрированной энциклопедией в стихах.

3. «Мои друзья» – это стихи детям дошкольного и школьного возраста.

4. «Медвежья услуга» – сказка в стихах о том, как нельзя помогать.

5. «Живая радуга» – энциклопедия в стихах о бабочках Дальнего Востока и не только.

6. «Как три медведя поссорились». Эта книга для старшеклассников, родителей и широкого круга читателей. Эта сказка-размышление на злободневную тему о ситуации на Украине.

7. «Большие лесные новости» – стихи и сказки для детей младшего школьного возраста и дошкольников.

8. «Крылатые дети планеты». Книга полностью готова к изданию, но я не могу её издать! Средств нет, спонсоров тоже, мои неоднократные обращения в областную администрацию также были безрезультатны.

В ней на примере птиц показаны тонкие эволюционные связи в органическом мире. Эта книга о роли человека в сохранении жизни на планете, его роли в загрязнении планеты и ответственности перед будущими поколениями.

— А какая ваша книга самая любимая?

— Какая для меня самая-самая, ответить трудно. Все эти книжки пропущены через мою душу, время и выстраданы в процессе выпуска в свет. В них не только стихи и сказки, но и иллюстрации тоже мои.

Конечно, самым значимым трудом будет «Песня о Норском заповеднике», книга об особо охраняемой территории в Селемджинском районе. Кстати, в этом году заповедник отмечал свой юбилей – 25 лет.

Фото: Людмила Мерзлякова

— Что из вашего творчества особенно нравится детям или вашим внукам?

— У меня трое внуков и трое правнуков. Внуки взрослые уже, но уважают бабушкин труд, а последней внучке всего годик, она ещё никак не выражает своего мнения, но пытается картинки рассматривать. Правнучка Соня читает сама, остальным малышам читают родители.

А вот детям, с которыми я встречаюсь в школах, библиотеках, тут по-разному: в 3-4 классах всех интересует «Норский», как более информационная книга. Есть детки, серьёзно увлекающиеся биологией, поэтому книга про заповедник и о бабочках («Живая радуга») для них очень интересна! Но скажу точно, всем детям нравится книжка «Медвежья услуга» и «Чучик», дети ведь по своей натуре тянутся к домашним животным.

Фото: Людмила Мерзлякова

— Где вас можно почитать? Проводите творческие встречи?

— Почитать мои книги можно в областной детской библиотеке, той, что на улице Богдана Хмельницкого, 1. Я провожу творческие встречи также на базе детской библиотеки. За десять лет я побывала практически во всех районах области по приглашению библиотек и школ. Очень интересно и познавательно не только для детей, но и для меня. Такие встречи рождают желание создать что-то новое для детей.

Спасибо огромное нашему организатору «Зелёной лампы» Галине Леонидовне Одинцовой. Благодаря ей я имела возможность напечатать в альманахах свои рассказы, как детские, так и взрослые, стихи о городе, о родине.

— А как рождается детская книга? Что служит вдохновением?

— Если есть цель донести до детей сложную информацию понятно, адаптировать какие-то научные работы про окружающий мир, например, то тогда с вдохновением легче. «Песня о Норском», «Живая радуга» как раз и есть такие, а вот остальные работы требуют настроения, погоды, воспоминаний из детства.

Всё приходит спонтанно. Совершенно не ставится задача написать, например, про воробьев стихотворение. Просто однажды шла по городу летом в июле. Стояла такая жара, что асфальт плавился, я увидела, как воробьи купаются в фонтанчике, естественно, появились мысли написать про пернатых, наблюдать за ними было смешно и интересно.

А теперь, как мы и обещали – бонус!

«Зимняя байка»

— Укрывайтесь теплее!

Бабушка бросила нам, внукам, овчинный полушубок. Мы любили ночевать у бабушки Наташи в крохотной, очень уютной избушке! В набитых снегом валенках, замёрзшие, сегодня мы заявились в гости.

Бабушка жила одна. Ткала рядна из окрашенной шерстяной пряжи, плела мордуши, ловила в озере ротанов, сушила на зиму грибы и ягоды. А сколько она знала сказок и разных историй, пословиц и поговорок, шуток и прибауток – не пересказать!

— Баба, расскажи нам про что-нибудь!

Бабушка улыбнулась.

— Рассказать вам о том, как дед Кузьма валенки свои починял?

— Рассказать, рассказать!

— Случилась эта история под Рождество. Не припомню только в каком году. В тот год зима выдалась снежная. Сугробы намело под самую крышу! Лютовали сильные морозы, а с ними и волки. Осмелели, в деревне половину собак перетаскали, резали скотину в сараях по ночам. Крыши раскапывали, забирались внутрь. Мужики факелы готовили, чтобы при малейшем беспокойстве зажечь и отогнать злодеев.

— И на людей нападали тоже?

— Было и такое. Только с наступлением сумерек никто на улицу не выходил. Жил на краю села дед Кузьма с бабкой Анютой и собакой Жуком. Однажды дед решил подшить валенки. Достал из сундука колодку, шило, дратву. Пододвинул скамейку к печке и приступил к работе. Баба Аня за печкой жужжала прялкой. В хате от печки становилось жарко, да и дед нещадно дымил, раскуривая набитую самосадом трубку одну за другой.

— Отворил бы, старый, хоть на чуток дверь! Задохнуться можно от дыма, – не выдержала баба Аня.

Дед буркнул «угу» и толкнул ногой дверь. В ту же секунду в избу ворвалось яростное рычание и скулёж. И тут же в открытую дверь с диким визгом, перерастающим в жалобный вопль, влетел Жук, следом в проеме двери появилась перекошенная, со страшным злобным оскалом, волчья морда. Заскочив в избу, Жук спрятался за спину хозяина, а волк, тормознув с ходу лапами, проехал почти до самых ног деда Кузьмы.

Что было бы, если бы дед испугался, неизвестно! Только он не растерялся и изо всей силы врезал деревянной колодкой, на которую собирался надеть валенок, по широкому волчьему лбу так, что послышался звук, как от удара обухом по дереву. Серый разбойник по-собачьи жалобно взвизгнул и исчез, оставив после себя особый звериный запах. Старый Кузьма, схватив кочергу, выскочил во двор, но волка уже нигде не было, только собаки злобно и с надрывом лаяли.

— Шо там такое? – выглянула из-за печи глуховатая баба Аня.

— Шо, шо, светопреставление! Вот шо! Дышать ей нечем стало! – ворчал дед, садясь заново с валенком возле печки. – Чуть деда твоего волк не утащил!

Деревню волки больше не беспокоили. Или потому, что охотники облаву устроили, или дедовой колодки испугались.

Всё, лапушки, спать пора. Поздно уже…

Утро выдалось солнечным. Снег, выпавший вчера, сверкал, словно драгоценные камни. Забылись ночные страхи. Мы, надев подсушенные на печи валенки, снова пошли проверять толщину сугробов.

Источник новости: Amur.Info