Наводнение спасло краснокнижных аистов, но смыло лотос Комарова

Паводок 2013 года в Амурской области стал разрушительным для людей, но не для природы. Корреспондент «Русской планеты» выяснила: большая вода восстановила численность некоторых животных и даже спасла отдельные виды от вымирания.
 
Рыбный бум
 
Первыми ощутили изменения люди, работающие в рыбной сфере. Пик паводка пришелся на время нереста. Прошлым летом затопило пойменные озера, где малькам удалось перезимовать в самых благоприятных условиях.
 
— Инспектора Росрыболовства уже осенью начали ловить браконьеров, буквально вычерпывающих ведрами этих мальков. Никакой промысловой ценности они в таком виде не представляли, но численность, конечно, уменьшалась. Ловили мужиков с ведрами, канистрами, мешками такой мелкой рыбки, — вспоминает в интервью РП начальник отдела госконтроля, надзора и рыбоохраны амурского территориального управления Росрыболовства Юрий Кириченко.
 
Ущерб от браконьерской ловли оказался несущественным. Сегодня рыба уже достигла промысловых размеров и расселилась по водоемам области. Рыбаки в восторге: все лето 2014-го отлично клюет практически везде.
 
— Сазан, щука, сом очень хорошо ловятся, — утверждает Юрий Кириченко. — Рыбаки отмечают, что очень приятно ловить на простую удочку. Основательно готовимся к предстоящей зиме. Активно будем приводить в порядок водоемы с помощью насосов и помп, чтобы рыба не перевелась. А так пусть ловят, лишь бы в рамках закона.
 
 
Опасения о зараженной воде и «больной» рыбе, слухи о которых ходили в Приамурье прошлым летом, специалисты не подтверждают. Напротив, говорят, что за время наводнения хорошо промыло застоявшиеся еще с советских времен озера и заводи.
 
— Оказались размыты скотомогильники, пострадали водозаборы, те же септики в деревнях. Микробиологические качества питьевой воды ухудшились. Но в локальных водоемах, которые в принципе должны иногда промываться реками, но из-за ГЭС вода в них давно не заходит, качество воды заметно улучшилось. В течение десятилетий туда стекали различные нечистоты, в том числе ядовитые отходы с сельхозполей. Благодаря паводку все из озер вымыло. Частично ушло в реки, но там водообмен хороший, поэтому они быстро пришли в нормальное состояние. Все промылось до Охотского моря, причем еще в прошлом году, — рассказывает директор «Амурского социально-экологического союза» Юрий Гафаров. — Единственное, сейчас сильно повышена мутность в реках и озерах из-за содержания твердых частиц. Но это все устаканится в течение трех-пяти лет.
 
Нашествие насекомых
 
Обильная зелень и повышенная влажность привели к росту популяции насекомых. Они не являются переносчиками болезней, но досаждают жителям населенных пунктов. В начале августа в Благовещенске роились стаи мошкары, а во второй половине месяца их сменили тысячи зеленых цикадок.
 
 
— Увеличение числа насекомых некритично, — заверяет корреспондента «Русской планеты» профессор, заведующий кафедрой биологии БГПУ Александр Стрельцов. — Это не принесет значительных проблем человеку и природе. Да, было повально много мошкары. Амурский тарантул вышел к людям, потому что его норы затопило. Но это только временные неудобства, устранимые в течение нескольких недель.
 
Ученые поясняют: численность любых видов животных меняется циклично. Для насекомых характерна большая плодовитость. Сложились все условия — численность резко выросла. В следующем году будет больше хищников и паразитов, и они съедят всех «излишне» расплодившихся жуков и мошек.
 
— Да, сейчас такая ситуация, когда окно невозможно открыть, а утром надо с совочком выметать из дома горы цикадок. Также сейчас народ начинает жаловаться на огромное количество тараканов, вплоть до вызова дезинфекторов. Но в течение трех-пяти лет эти насекомые исчезнут опять на какое-то время, до очередных благоприятных условий, — говорит «Русской планете» Петр Осипов, представитель Всемирного фонда защиты дикой природы (WWF) на Дальнем Востоке и координатор экологических программ на реке Амур.
 
Лотос смыло
 
Флора Приамурья на наводнение отреагировала неоднозначно. Если на полях в этом году бум урожайности, и заводи находятся в полном цвету, то городские и искусственно высаженные растения пострадали.
 
— Обрезанные тополя плохо перенесли зиму. Многие погибли. На них была большая нагрузка в связи с повышенной влажностью и увеличением грунтовых вод. Еще более привередливыми оказались садовые насаждения. Фруктовые деревья и кустарники почти полностью уничтожены. С сельским хозяйством вопрос спорный. В этом году сложились удачные погодные условия. Ил дал дополнительное удобрение для сельхозкультур. Что будет дальше — посмотрим, — отмечает заведующая лабораторией ботаники амурского филиала ботанического сада-института ДВО РАН Валентина Старченко.
 
 
Также, к примеру, лотос Комарова — реликтовое растение, высаженное за последние годы почти по всему югу Приамурья — из многих водоемов просто вымыло.
 
— В Амурском заказнике из сотен лотосов осталось четыре цветка. Это часть древнего русла Амура, соответственно, вода прошлась по нему и смыла все. В Хинганском заповеднике лотос тоже унесло, — комментирует эколог Юрий Гафаров. — Возродить популяцию удастся не раньше чем через 10 лет.
 
Птичий рай
 
Промытая водная гладь, толпы насекомых и рыбы — самые удачные условия для гнездования птиц. Редких пернатых, как говорят специалисты, теперь много, как ворон. Если бы не пожары, весной уничтожившие места гнездования, аистов и журавлей было бы еще больше. Дальневосточный аист — одна из наиболее редких птиц мира, на всей Земле наберется всего около трех тысяч особей. Но к концу нынешнего лета амурские ученые насчитали в регионе порядка 650 особей. По ряду участков численность выросла в 2,5 раза. В Амурском заказнике еще год назад гнездились всего 10 пар, сегодня уже 26.
 
 
— Появились пойменные озера, которые были на старых картах 60-х годов, но мы их давно не видели, — рассказывает Юрий Гафаров. — По полям разлились лиманы, для птиц теперь много корма и мест отдыха. Журавлиные пары мы встречали в этом году там, где они до этого не гнездились вовсе.
 
Кабаны в городе
 
Самые редкие амурские млекопитающие, тигр и леопард, от наводнения не только не пострадали, но и выиграл», как и другие хищники: от того, что копытные стали выходить из лесов к населенным пунктам.
 
— Зима была тяжелая, корма было меньше. Травоядные животные страдали, — рассказывает представитель WWF Петр Осипов. — Но на этом и строится естественный отбор. Экстремальная ситуация выбивает слабых и сохраняет более здоровый генотип.
 
Расплодились и те животные, которые живут возле водоемов и питаются рыбой: лисы, енотовидные собаки, барсуки. Но опасаться того, что звери будут приходить в города, амурчанам не стоит, уверены специалисты. Естественный отбор с годами сократит численность до нормы, а городские хищники вроде бродячих собак со своей территории диких животных выгонят.
 
Фото: rusplt.ru, ИА «Порт Амур».

 

Источник новости: http://portamur.ru/news/detail/navodnenie-spaslo-krasnoknijnyih-aistov-no-smyilo-lotos-komarova//