Амурским велосипедистам нет места в городских джунглях

«Я бы сейчас не решился на велосипеде прокатиться по городу, — признается руководитель одного из отделений областного ГИБДД, попросивший не называть его имени. — Велосипедисты — это потенциальные жертвы — водители попросту их не видят. Есть случаи, когда сбивают даже на пешеходных переходах». За последние четыре года число аварий, в которых пострадали велосипедисты, увеличилось в полтора раза.

Зачастую виноваты в таких ДТП сами водители двухколесного транспорта, говорят в ГИБДД. Но куда деваться велосипедистам, число которых на улицах с каждым годом растет, если на дорогах они «путаются» под колесами, а на тротуарах — под ногами.

«Наклейки» по собственному желанию

В среде автолюбителей велосипедистов не случайно называют «наклейками». С начала июля в области произошло уже четыре ДТП с их участием. В одном из происшествий оказался виноват 26-летний водитель «порша», не пропустивший по главной дороге 57—58-летнего велосипедиста. Мужчина оказался в больнице с переломами, сотрясением мозга и закрытой черепно-мозговой травмой. В отношении молодого человека возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 264 УК РФ «Нарушение лицом, управляющим автомобилем, правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью». Но чаще всего в таких авариях виноваты сами велосипедисты.

 — Они халатно относятся к правилам дорожного движения. И это часто становится причиной ДТП, в которых они же сами получают травмы. Велосипедисты и водители — в разных весовых категориях. Как правило, у велосипедистов нет никакой защиты, часто они ездят без шлемов, — говорит инспектор по пропаганде амурского управления ГИБДД Мария Забыкина. — Одна из распространенных ошибок, которую допускают велосипедисты, едущие по тротуару, это то, что они не спешиваются на светофорах и пешеходных переходах. Пешеход идет медленно, и водитель успевает его увидеть и пропустить, а велосипедиста, который старается пролететь на перекрестке, заметить гораздо сложнее. Кроме того, на дорогах велосипедисты пытаются лавировать, что запрещено в ПДД. И сами водители не воспринимают велосипедиста на дороге как равного и часто не пропускают его даже там, где он прав.

Нередко пострадавшими в ДТП становятся маленькие хозяева двухколесного транспорта. Такие аварии чаще происходят в конце лета. Это время, когда школьники возвращаются с каникул из сел и деревень в город, от жизни в котором уже отвыкли.

Дорога или дорожка?

Согласно своду ПДД, велосипед — транспортное средство. Но его хозяин может передвигаться как по дороге (по направлению движения, но по обочине, не выезжая на середину полосы), так и по тротуару. «Если ты едешь быстро, то твое место на дороге, — говорит председатель амурской федерации велосипедного спорта Иван Болотин. — А если тебе некуда спешить, то лучше ехать по тротуару».

Иван — велосипедист с многолетним стажем и даже с будущей женой познакомился в велопоходе. Говорит, что с тех пор как сел за руль, ни разу не становился участником аварий. Несмотря на это, на дороге ему случалось попадать в затруднительные ситуации, когда потоком машин его прижимало к обочине или перед ним старался проскочить особо прыткий водитель.

И на дороге, и на тротуаре владельцы двухколесных получают в свой адрес массу негатива — пешеходы и автомобилисты осыпают их упреками. Велодорожки, которых очень много в Европе и по пальцам можно перечесть в России, могли бы исправить ситуацию и уменьшить число велосипедных ДТП. Но пока в городе есть лишь одна такая — в благовещенском парке Дружбы. В остальных парках города кататься на великах официально запрещено.

— Было бы логично оборудовать велодорожки на вновь строящихся или реконструируемых городских объектах. Например, на улице Студенческой, где сейчас идет реконструкция, вполне хватило бы места для таких дорожек. Обустроить их в центре города довольно проблематично — у нас узкие дороги. Водителям самим не хватает места на них, — высказывают мнение в ГИБДД области. — Но прежде чем заниматься обустройством велодорожек, в администрации должны оценить целесообразность их создания. Быть может, в городе недостаточно велосипедистов, которые являются постоянными участниками дорожного движения.

Появление велодорожек на центральных улицах города — скорее фантастика, чем реальные перспективы.

 — Если мы хотим создать дорожки для велосипедистов, то нам придется задействовать под эти цели либо часть тротуара, либо часть дороги, но в обоих случаях мы, скорее всего, нарушим установленные нормативы по ширине. Например, ширина тротуара в зависимости от улицы должна быть от 1,5 до 4,5 метра, — аргументируют в управлении архитектуры и градостроительства городской администрации.

Что касается новостроек, то сейчас в городе, по словам специалистов, не строится ни одного объекта, где в проекте были бы предусмотрены велодорожки. Этот элемент вправе внести в техзадание на проект заказчик строительства, но ни мэрия, ни частные инвесторы этого не делают. Оборудование дорожек для велосипедистов означало бы дополнительные затраты.

Один путь — на набережную

Хозяева байков сходятся во мнении, что отдельные дорожки для них в городе нужны, но пока никакой инициативы в этом направлении не проявляли. «Пока велосипедистов еще не так много. Но когда появится критическая масса, думаю, этот вопрос будет решаться, — говорит Иван Болотин. — А пока было бы хорошо, если бы власти отремонтировали уличные тротуары. А то на наших улицах выживают только горные велосипеды — остальные ломаются в два счета».

В благовещенском велоклубе «Амурбайк», существующем с 2005 года, сейчас около 25—30 постоянных членов — это те, кто регулярно участвует в велопрогулках и велопоходах. Большинство из них — профессиональные велосипедисты, которым уже давно не интересно катание по городу. По словам одного из его участников Александра Германа, чаще всего они выезжают в окрестности Благовещенска, но бывают и дальние велопробеги — до Свободного, из Шимановска в областной центр, из Февральска в Экимчан.

Но если профессионалы предпочитают выезжать за город, то простые смертные на двух колесах летом запруживают улицы областного центра. И покататься в свое удовольствие им можно только на набережной Амура, где, правда, нет специальных дорожек, зато есть свободная от автомобилей пешеходная зона.

 — В проекте реконструкции набережной реки Амур не были предусмотрены велосипедные дорожки. Но в ближайшем будущем на новом участке набережной будут оборудованы стоянки для велосипедов — для них созданы специальные карманы, — объяснили в Главном управлении капитального строительства Благовещенска, являющемся заказчиком строительства объекта.
полугодие 2013 года. Шесть из них произошло в областном центре.

Источник новости: http://portamur.ru/news/detail/amurskim-velosipedistam-net-mesta-v-gorodskih-djunglyah//