Бывший амурский учитель построил казачью станицу на кухонном столе

Некоторое время назад бывший учитель истории и директор одной из зейских школ, а ныне пенсионер Вячеслав Соколовский превратился в инженера-конструктора, архитектора и строителя в одном лице. Строит он ни много, ни мало — целую казачью станицу. Правда, пока вся она умещается на кухонном столе. Но это пока. И Вячеслав Васильевич, и его сын Евгений (автор идеи) уверены — очень скоро им удастся возвести такую же, только настоящую, прямо под Благовещенском, в селе Грибском. Об этом пишет «МК» на Амуре».

Проект

Стройплощадку в собственной квартире Вячеслав Васильевич развернул еще в середине ушедшего лета. Терпеливо работал два месяца. Иногда даже ночью, когда в голову приходила очередная идея, вставал и принимался за дело.

— Вообще, этой идеей всю нашу семью заразил сын Евгений. Дело в том, что его прадеды по линии жены, Поповы, из казаков были, — рассказывает Соколовский. — Но дело даже не в этом. Все началось с того, что три года назад он организовал свое крестьянско-фермерское хозяйство в селе Грибском. Выращивает там овощи, а еще обзавелся двумя десятками лошадей, построил конюшни, сделал беговую дорожку. Теперь зимой здесь ребятишки на санях катаются, летом — на телегах. В Рождество, Масленицу праздники на всю округу устраивают.

О Грибском Вячеслав Васильевич упомянул не случайно. Ведь по сути своей это не просто село, а самая настоящая станица. Тут до сих пор еще живут потомки кубанских казаков-переселенцев. Сын Соколовского мечтает возродить ее, создав этнический музей и ипподром с конюшнями.

— Понимаете, в чем идея. Там не просто срубы будут стоять и лошади пастись. По плану в столице должна кипеть настоящая казачья жизнь! — объясняет Вячеслав Соколовский. — Построим ремесленные мастерские: кузницу, где куют подковы, гончарную, где делают керамические горшки и кувшины, посадим шорников, что изготавливают уздечки и седла из кожи.

Соколовские уверены, что от желающих посмотреть на быт казаков и покататься на лошадях отбоя не будет, ведь до областного центра всего 25 километров. Да еще часть местных жителей получат работу.

— У подобного отдыха обязательно найдутся почитатели. Грибское — это же настоящий райский уголок природы! И леса с грибами и ягодами, и озеро с хрустальной водой, где рыбу ловить можно, — продолжает мужчина. — В окрестностях села есть даже водопад, пусть и небольшой. Можно совершать конные прогулки, благо площадь усадьбы — 20 гектаров — вполне позволяет.

Макет

Свою идею сын Вячеслава Васильевича впервые презентовал на ярмарке «Амурэкспофорум». Тогда ему помогал профессиональный архитектор. Он сделал трехмерные модели всех построек на компьютере. Когда же дело дошло до изготовления макета, тот запросил огромную для сельского фермера сумму — сто тысяч рублей.

— Тогда я вызвался сыну помочь. Правда, поначалу сам не представлял, как и что делать, ведь никаких чертежей не было. Да и ни чертить, ни рисовать я никогда раньше не пробовал, — признается мастер-самоучка. — Поэтому все идеи из головы, строил на глазок и из подручного материала. Конечно, для начала почитал кое-что в интернете и понял главное — все должно иметь прямой угол.

Постепенно на одном квадрате кухонного стола поднялась настоящая казачья станица. В основу всего легла стеновая панель для кухни из деревоплиты. Мастер положил на нее зеленую «поляну» ковролина. Потом стал возводить здания: атаманскую избу, усадьбы, загоны для лошадей, гостевые домики. Рядом с ними стоит центр народных ремесел: гончарная, столярная, кузнечная и шорная мастерские. Есть даже печка.

Главное же украшение всего — часовенка. Она небольшая, но ладная, с голубым куполом и золоченым крестом.  
— А на противоположной стороне будет рынок, где местные крестьяне смогут торговать свежими овощами и фруктами, а зимой — мясом и салом, — проводит экскурсию по мини-станице Соколовский. — Вот этот симпатичный домик — кафе, там традиционные казачьи блюда продавать будут, к примеру, кумыс и вареники. В центре майдана — просторная двухэтажная изба атамана, туда сельсовет перенести можно, а старое его здание под детский сад отдать.

Сейчас все эти строения очень даже похожи на настоящие. Разве что размером в десятки раз меньше. Однако построить их было не так просто. Сначала Соколовский решил мастерить здания из пенопласта, но материал оказался ненадежным. Сам он все время крошился, да и мастика, которая скрепляет детали, то и дело сыпалась. Тогда Вячеслав Васильевич попробовал использовать потолочную плитку, которая оставалась у знакомых и соседей после ремонта. Ножовкой выпиливал нужные детали, потом, осторожно подцепляя их пинцетом, скреплял между собой бесцветным стойким клеем.

— Честно сказать, очень помогает скреплять… «крепкое» словцо, — смеется Соколовский. — Работа-то филигранная, терпения требует. Пока получишь деталь нужного размера, не один час потратишь.

Вообще у каждого домика в игрушечной станице своя особая технология строительства. Взять хотя бы две казачьи усадьбы: кубанскую и амурскую.

— Изба в нашем представлении всегда рубленая, деревянная, а на Дону и Кубани дом называют словом «курень». Это мазанка, где стены обязательно обмазывают глиной и белят. Поэтому она у меня белая. Кровлю кроют светлым золотистым камышом. Его я заменил прутиками веника. Во дворе печку-горнушку сложил. В ход пошел белый пластик, — делится строительными секретами мужчина. — Что же касается дома амурского казака, то он намного основательнее и теплее — изба-пятистенка из бревен. Она так называется потому, что разделяется внутри перегородкой: в одной половине семья живет, в другой скотина.

В качестве каркаса для избы он использовал китайскую мозаику. Эту идею подсказала внучка Машенька, которая в детстве очень любила собирать из нее домики. Девочка тоже очень увлечена семейной казачьей мечтой. В школе она уже даже пишет исследовательские работы по теме развития агротуризма. С ними представляет нашу область на всероссийских олимпиадах.

— А вы знаете, из чего колодец сделан? — продолжает рассказ Соколовский. — Узнаете? Это же китайские палочки для еды. Разрубить их на несколько миллиметровых заготовок было очень непросто. Я ее и ножом, и ножовкой, кое-как одолел. Сюда же перекочевала дверная цепочка. На ней теперь держится маленькое ведерко…

Конечно же, больше всего времени пришлось потратить на ту самую маленькую часовенку. Крыша выполнена в форме бочки, покрыта черепицей из пластикового уголка. На ней установлена глава — купол-луковица из пенопласта. Стены мастер отделал самоклеящейся бумагой «под дерево». А окна и двери заказал в интернете. На сайтах магазинов он нашел образцы и распечатал на цветном принтере. После все покрасил акриловой краской.

Надежда

— Знаете, младший сын Вадим иногда смеется над нами. Говорит, мол, задумали нечто нереальное, — размышляет Вячеслав Васильевич. — Другие люди живут же себе спокойно. Хотя мы понимаем, для реализации проекта кроме наших частных инвестиций потребуется немалые государственные средства вложить.

И эти средства будут. Проект казачьей станицы включили в долгосрочную целевую программу «Развитие туризма и этнокультурного наследия в Амурской области на 2012-2016 годы». Соколовские очень надеются, что уже в будущем году они получат частичную финансовую поддержку от властей и их мечта наконец начнет осуществляться.

Источник новости: http://portamur.ru/news/detail/byivshiy-amurskiy-uchitel-postroil-kazachyu-stanitsu-na-kuhonnom-stole//