314 лет назад Петр I издал знаменитый указ, запрещающий носить бороды

Петр I вернулся после 15-месячного пребывания за рубежом 25 августа 1698 года. С тех пор, пишет свободная энциклопедия «Википедия», началась его преобразовательная деятельность.

Петр решил изменить внешние признаки, отличающие старославянский уклад жизни от западноевропейского. В Преображенском дворце он вдруг стал резать бороды вельможам, и уже 29 августа 1698 года был издан знаменитый указ «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии», запретивший с 1 сентября ношение бород.

В «Русском архиве» приведены слова Петра Великого по поводу причин принятия таких мер: «Я желаю преобразить светских козлов, то есть граждан, и духовенство, то есть монахов и попов. Первых, чтобы они без бород походили в добре на европейцев, а других, чтоб они, хотя с бородами, в церквах учили бы прихожан христианским добродетелям так, как видал и слыхал я учащих в Германии пасторов»

Запрет на ношение бороды вызвал бурное недовольство во всех слоях общества. Были зафиксированы случаи массового неповиновения и даже самоубийств по этому поводу не только среди духовенства или старообрядцев, но и в светской среде. «Босое рыло» вступало в конфликт с культурными традициями и религиозными нормами: церковь считала бритье бород грехом и не благословляла безбородых.

17 апреля 1722 г. — Петр I ввел подать на ношение бороды в размере 50 рублей в год.

***

29 августа 1885 года был запатентован первый мотоцикл. Правда, тогда двухколесный механический транспорт назвали «Повозкой для верховой езды с керосиновым двигателем».

Инженер Готлиб Даймлер работал в фирме «Отто», где с 1872 года занимался созданием двигателя внутреннего сгорания. Десять лет спустя, вместе с коллегой Вильгельмом Майбахом, он основал собственную фирму, пишет calend.ru.

К 1885 году двигатель Даймлера прошел стадию исследований и был готов к использованию. Оставалось лишь найти подходящую машину для его установки. Самым простым вариантом оказался велосипед. К нему изобретатель и присоединил свое детище. В итоге, 29 августа 1885 года была запатентована «Повозка для верховой езды с керосиновым двигателем». Впервые мотоцикл продемонстрировали в ноябре 1885 года.

Велосипед с деревянной рамой и ременной передачей, массой 50 килограммов, с одноцилиндровым бензиновым двигателем, рабочим объемом 264 кубических сантиметров имел мощность всего 0,5 лошадиных сил. Колеса его были с железными ободами и деревянными спицами.

Первым решил прокатиться Майбах. Деревянный прадедушка мотоцикла отправился в дорогу со скоростью 12 км/ч. Возвращения Даймлер ждал долго, и вот наконец Майбах появился, заглушил мотор, завел мотоцикл на место и вздохнул: «Это не машина, Готлиб, это костедробилка. Я вас поздравляю!».

И все же новый вид транспорта оказался довольно удачным и уже в первом своем варианте очень походил на современный мотоцикл, так как основывался на компоновочных принципах, оставшихся незыблемыми до наших дней.

Источник новости: http://portamur.ru/news/detail/314-let-nazad-petr-i-izdal-znamenityiy-ukaz-zapreschayuschiy-nosit-borodyi//