Из федерального бюджета на реконструкцию трасс в Тындинском и Сковородинском районах выделены беспрецедентные для этих территорий средства — более 5 миллиардов рублей. Уже сегодня на нескольких участках вовсю развернулись строительные работы. Сколько километров новых автодорог появится на севере области и что это даст местным жителям, выяснял наш корреспондент.
Миллиарды на «Лену»
Старт масштабной реконструкции федеральных дорог на Дальнем Востоке дал в августе 2010 года премьер-министр Владимир Путин. Тогда во время турне по автотрассе «Амур» председатель правительства заявил дорожным строителям, что с окончанием работ на автомагистрали Чита — Хабаровск работы у механизаторов и мостостроителей не убавится. Более того — объемы, наоборот, увеличатся. На Дальнем Востоке четыре основных федеральных дороги: «Амур» (Чита — Хабаровск), «Уссури» (Хабаровск — Владивосток), «Колыма» (Якутск — Магадан), «Лена» (Большой Невер — Якутск). И если трасса «Амур» новая, то остальные магистрали давно нуждались в реконструкции. До 2010 года на этих дорогах велось только текущее обслуживание, медленными темпами менялись деревянные мосты на железобетонные.
Полтора года назад ситуация коренным образом изменилась: одновременно на всех дорогах стартовала реконструкция нескольких участков. Так, в Амурской области на федеральной трассе «Лена» начались работы на 151—155-м км в районе Тынды и на 5 километрах за поселком Соловьевский. Прошлой осенью на первом участке завершили земляные работы, а на втором и асфальтирование. 28 апреля состоялся аукцион по выбору генерального подрядчика на выполнение работ по реконструкции 30 километров автодороги Большой Невер — Якутск, проходящих по территории Приамурья с 93-го по 123-й
километр. На эти цели из федерального бюджета выделено 4,5 миллиарда рублей. Столько денег на строительство автодорог в Тындинском районе никогда не выделялось.
— Это был аукцион с довольно большими объемами, как выделенных средств, так и строительных работ. Предстоит выполнить реконструкцию 30 километров трассы «Лена» в Амурской области, — рассказывает и. о. начальника ФКУ «Дирекция строительства дорог «Дальний Восток» Наиль Назмутдинов. — В ходе аукциона был выбран генеральный подрядчик — ОАО «Бамстроймеханизация». Это довольно крупная строительная компания, которая у нас работала на строительстве дороги Чита — Хабаровск, а сейчас ведет реконструкцию трасс «Лена» и «Уссури». В этом году проведено несколько аукционов по дороге Большой Невер — Якутск на общую сумму более 10 миллиардов рублей, это примерно поровну между Амурской областью и Якутией. Хотя если смотреть на протяженность дороги в этих регионах, то приоритет отдан Приамурью.
Покорение Яблоневого хребта
Участок автодороги «Лена» между развязкой с трассой «Амур» в районе Большого Невера и Тындой сегодня считается одним из самых грузонапряженных на всей почти 1200-километровой дороге. Здесь следует большой поток транспорта, как в северную столицу Приамурья, так и далее на якутские города Нерюнгри, Алдан, Якутск. Причем, как отмечают дорожники, с каждым годом машин становится все больше. Это связано с тем, что открыт сквозной проезд в Благовещенск, Хабаровск. Люди стали чаще ездить в эти города за покупками, на отдых. Однако если автомобилисты 650-километровый участок от Благовещенска до Большого Невера преодолевают за 6—7 часов, то 170-километровый отрезок федеральной трассы «Лена» до Тынды за 3—4 часа.
— Дорога от Невера до Тынды — это настоящий кошмар, — делится дальнобойщик Виктор Гаврилов. — Летом она настолько разбита, что почти на всей трассе больше 20 километров в час не разогнаться: пучины, ямы, размывы. Вот и считайте, что можно ехать и 7 часов до Тынды. Особенно тяжелая дорога через перевал Онон.
Именно на самый сложный участок трассы и решил сделать акцент Росавтодор. До 2015 года строителям предстоит полностью перестроить 30-километровый участок дороги с 93-го по 123-й километр. Здесь дорога взбирается на вершину Яблоневого хребта и потом спускается к реке Джелтулак. По проекту здесь предусмотрено значительно смягчить подъемы и спуски, построить капитальные мосты через реки Онон и Джелтулак, уложить водопропускные трубы и самое главное — асфальтовое покрытие.
— Для нас эта федеральная трасса — связующая нить с поселками на юге района: Урканом, Соловьевском и на севере с Моготом. Поэтому мы, конечно, заинтересованы в том, чтобы эта дорога была в нормальном состоянии. Мы в свою очередь в этом году планируем на выделенные средства отремонтировать подъезд от автодороги «Лена» к поселку Могот, — говорит глава Тындинского района Тамара Лысакова. — Кроме этого, мы планируем восстановить 50 километров дороги от Ларбы до Лопчи. 5 миллионов пойдет на внутрипоселковые дороги в Соловьевске. Здесь один из участков улицы Советской будет заасфальтирован. Мы уже привели в надлежащее состояние дорогу от Восточного до Бестужева, теперь надо идти дальше до Маревой.
Большой Невер избавится от пыли
Масштабная реконструкция автодорог началась и в Сковородинском районе. Этим летом здесь будет полностью заасфальтирован 13-километровый участок дороги между Большим Невером и Сковородином. Работы финансируются также из федерального бюджета в рамках открытия международного коридора с Китаем, который пройдет от трассы «Амур» и выйдет у границы с КНР в Джалинде. То, что эта дорога наконец-то будет заасфальтирована, в первую очередь обрадовались жители Большого Невера. В центре этого поселка на улице Старика начинается федеральная трасса «Лена», дорога на Сковородино и Джалинду. И если дорога на Якутск всегда в хорошем состоянии, то на Сковородино — уже давно в разбитом виде.
— От этой дороги мы столько всего натерпелись: пока не было трассы «Амур», здесь один за другим шли перегонщики автомобилей, потом четыре года каждую минуту ездили строители нефтепровода на тяжелых машинах. Пыль в поселке стояла невыносимая: повесишь белье на веревки, уже через 10 минут оно серое от пыли. В огородах овощи, ягода тоже были покрыты толстым слоем пыли, — вспоминает местный житель Александр Матвеев. — А чего нам стоила дорога до районного центра?! За ней ведь практически никто не следил, ехали эти 15 километров до Сковородина по полчаса.
Сейчас ООО «Брус» готовит дорогу к асфальтированию: укладывает водопропускные трубы, выравнивает кюветы, подъезды к другим улицам. В администрации поселка впервые ощутили столь значимую поддержку со стороны федеральных властей.
— Большой Невер всегда был транспортным центром для развития не только севера Приамурья, но и Якутии. Сначала через нас шли грузы на Якутск, потом на строительство БАМа, последние годы в нашем поселке базировались нефтяники. Но, к сожалению, от этих проектов Большой Невер ничего так и не получил. А здесь действительно крупная стройка, — радуется глава администрации Большого Невера Вячеслав Лоптев. — От дороги будет построено более 20 съездов к нашим улицам, 4 автобусных остановки, сделаны тротуары. Конечно, о таком мы могли только мечтать.
Как подчеркивает Вячеслав Лоптев, радует и то, что строительное предприятие, ведущее реконструкцию дороги, зарегистрировано в Большом Невере. В ООО «Брус» работает более 250 человек. Налоги от зарплаты — прибавка в местный бюджет. Такая же ситуация и со строителями, которые будут вести реконструкцию трассы «Лена» в Тындинском районе. ОАО «Бамстроймеханизация» зарегистрировано в Тынде, поэтому часть налогов также будет оставаться по месту базирования предприятия. Ну а преимущества от масштабной реконструкции дорог в первую очередь почувствуют местные жители. Для них отдаленность от областного и районных центров сегодня — главная проблема. С открытием современных дорог эта проблема будет частично решена.
Источник новости: http://portamur.ru/news/detail/na-severe-amurskoy-oblasti-nachalas-masshtabnaya-rekonstruktsiya-avtomobilnyih-dorog//