Благовещенский учитель поделился мыслями о ЕГЭ, конфликтах и патриотизме

Даниил Скатов: «Школа — это о людях»

Преподаватель кафедры Всеобщей истории, философии и культурологии, учитель истории и обществознания Алексеевской гимназии Благовещенска, аспирант БГПУ, победитель и призер педагогических конкурсов Даниил Скатов в профессиональный праздник рассказал о современной школе, поделился мыслями о ЕГЭ и раскрыл секрет привлечения внимания учеников. На Порт Амуре — интервью с молодым специалистом. — Как Вы пришли в профессию, почему? — Если говорить о профессии педагога в целом, то это поступление в БГПУ в 2016 году после 11 класса. Скажем, работа с людьми меня всегда привлекала больше всего. Потом годы учебы, педагогика, профильные предметы: история, обществознание. Но в целом все, конечно, поменял выход на практику. На практику мы вышли на четвертом курсе, и там я точно понял, что хочу работать с детьми, хочу их учить. Практика на пятом курсе окончательно это закрепила, поэтому после выпуска в 2021 году я сразу устроился работать в школу, в Алексеевскую гимназию города Благовещенска. Туда же, где и учился 11 лет. После этого два года магистратуры. Поступило предложение от нашего заведующего кафедры Всеобщей истории, философии и культурологии — Дмитрия Владимировича Буярова, где сейчас и являюсь преподавателем, попробовать себя на поприще уже преподавателя высшего учебного заведения. И вот уже, так сказать, боевое крещение было пройдено не так давно. Неделю назад состоялась первая пара. — Расскажите о вашем первом уроке в качестве учителя, как это было? Что за класс, какая была тема, как вас восприняли ребята? — Я пришел в 8 класс к своей классной руководительнице, которая когда-то у меня была. Урок, обществознания, тема, кажется, социальная структура общества, либо социальные группы в обществе. Мы изучали какие бывают субкультуры, что такое вообще субкультура, контркультура, из кого общество состоит, какие бывают социальные группы и так далее. К уроку я был готов хорошо, но все равно где-то отвлекся, началось приведение примеров. Мы даже подискутировали с учащимися, к этому уроки обществознания очень располагают. В целом урок прошел достаточно интересно, на мой взгляд. Насколько я помню, учащимся тоже понравилось. — Трудно ли сегодня преподавать историю, что при этом важно донести детям? Это же не только набор дат и исторических личностей… — Ну насчет того, что трудно ли преподавать, сразу однозначный ответ, конечно. Меняются федеральные рабочие программы. В этом году у нас новый учебник, который когда-то станет единым. Сейчас в соответствии с компетентностным подходом мы стараемся детей этим самым компетентностям различным научить. Это довольно трудно, потому что урок все еще 40 минут, а учить приходится много и разному. Важно, чтобы это все было интересно. Дети требуют интереса и простой формат: прочитали параграф, выучили, рассказали даты — такое уже давно не подходит. На помощь педагогу приходят разные современные технологии, начиная с информационно-коммуникационных, мультимедиа, чтобы как минимум добавить наглядности, заканчивая хитрыми проблемными вопросами, которые способны увлечь ученика. Конечно, игровые технологии, без них никуда, ведь в школе, это все еще дети с ними нужно играть. А есть пример этого хитрого проблемного вопроса? — Например, одна из таких любимых «штук» — урок по Северной войне, допустим, Петр 1. Северную войну мы знаем, в 1721 году Ништадский мир, он выигрывает, но при этом проигравшей Швеции Петр 1 платит послевоенную как будто бы контрибуцию, хотя это очень странно. Причем, деньги достаточно большие — это половина годового бюджета страны. Почему он вообще платит проигравшей стороне? И вот этот вопрос уже должен учащихся немного погрузить, а действительно, почему? И конечно же в конце урока мы даем ответ на этот вопрос, для чего это нужно было. Были у этого определенные цели по приобретению земель. В целом учащиеся, конечно, всегда более отзывчивы на тех уроках, на которых эти технологии используются. — А с дисциплиной как обычно на уроках? —Я учитель более такого либерального толка, не то, чтобы у меня там на уроках совсем балаган и дети кидаются портфелями, на стульях, катаются и так далее. Но в рабочей обстановке дети явно могут пошуметь. Если вдруг есть какая-то историческая и даже не очень шутка, мы всегда можем посмеяться. Не хочется мне быть чрезмерно строгим учителем с указкой, который вот готов наказать за любой шорох. Дети, они хотят веселиться. — Кому сегодня надо идти учителя, а кому не надо? Какими качествами в наше время должен обладать учитель? В интернете много видео с конфликтными ситуациями (не могут успокоить детей, неадекватное поведение, силу применяют), вы думали об этом? Почему так происходит? Как вы выходите из сложных ситуаций с поведением детей? — Идеальных педагогов и людей просто в принципе не бывает. Но качества некоторые в себе стоит воспитывать — «терпение» сразу на языке оно вертится. Если говорить про конфликтные ситуации школе, конечно, они происходят в любом случае, потому что школа — это прежде всего о людях. У молодых людей в силу не сформированных еще черт личности, не сформированного понимания, что они находятся в обществе, есть иногда склонности поконфликтовать. Нужно стараться подавлять конфликт в его зачатках. Дети бывают разные. Есть конфликтующие просто потому, что они чего-то не поняли, конфликтующие не совсем осознанно. К сожалению, есть дети, которые идут на конфликт специально, выводя учителей, проверяя их на прочность. У меня бывали моменты, не такие, которые попадают в те самые видео, где учителя явно превышают нормы закона. Но в целом бывали ситуации, когда я садился и просто не знал, что делать, иногда даже чуть ли не слез просто пробивало. Но потом ситуации разрешались, ребята извинялись, где-то я извинялся за что-то, если переборщил. Наверное, самое главное правило, не доводить конфликт до такого состояния, когда потом вы проходите точку невозврата. Остальные качества педагога — это компетентность в предмете, компетентность в педагогике, умение быть организатором учебного процесса. — Вы преподаете историю в школе и в вузе. Какие сегодня дети и студенты, как находите к ним подход, как завоевываете их внимание, при том, что сегодня все внимание молодежи сосредоточено на гаджетах… — Да, конечно, с этим немного сложнее. Вопрос в гаджетах стоит остро всегда. Особенно в школе, потому что в вузе считается, что люди все-таки уже взрослые достаточно. Они способны сами себя контролировать. Как вытаскивать? Ответ универсальный — это заинтересовать, по-другому никак. Не обязательно, используя только информационно-коммуникационные технологии. Опять же на помощь приходят игровые методы: постановки, сценки различные. Пусть это будет даже историческая небольшая постановка, сооруженная на ходу. Пусть так, но учащиеся уже будут чувствовать какую-то сопричастность к процессу. К обучающимся вузе предъявляются более строгие требования. Студенты должны обладать более полной широтой знаний, но никто не воспрещает, и где-то веселиться, так скажем, в кавычках. Конечно, на парах со студентами нужно применять те же игровые технологии, просто игры становятся чуть взрослее. Мы используем те же квизы, более усложненные викторины. Таким образом, повышаем их интерес к предметам. — Что думаете о ЕГЭ, надо ли его отменять или лучше оставить? — Я точно не ярый противник ЕГЭ. Большой аргумент за — с введением ЕГЭ абсолютно у любого школьника при наличии знаний по предмету, при наличии хорошей подготовки есть возможность поступить в любой топовый вуз страны. У меня есть примеры, когда ученики не только из Благовещенска, а даже из деревень поступали в СПБГУ, МГУ на бюджетной основе. ЕГЭ дает определенный стимул для того, чтобы учиться. Но к ЕГЭ нужно готовиться. Школьная программа обладает очень большим объемом информации. В этом объеме есть то, что на ЕГЭ не проверяется. У учителей и так достаточно большая нагрузка, а им еще нужно как-то детей на тех же элективах к экзамену подготовить. Проводить отбор материала, который действительно нужен и попадается. Помимо того, ЕГЭ не всегда в полной мере может проверить полный спектр компетенции, которыми обладает учащийся. Будь это в моей власти, я бы трансформировал экзамен. Интересны олимпиадные задания, например. Если бы это все подогнать, скрестить, совместить. Но в целом я бы ЕГЭ пока не отменял. — Как относитесь к усилению патриотического воспитания в школе, в вузе? Как на своих уроках раскрываете эту тему? — Я всегда был сторонником этого в целом, и то, что сейчас этому уделяется больше внимания, на мой взгляд, хорошо. Патриотизм надо прививать с начальной школы. Чтобы в 11 классе мы как раз не получали людей, которые говорят, зачем мне эта страна, зачем она мне нужна, что она мне дала. Рассказывая, в том числе, на исторических примерах, что действительно было такого в стране, почему так важно защищать Отечество, почему важно сохранять эту историческую память, чем опасны потеря этой исторической памяти и отказ от нее? Я на это смотрю положительно, позитивно, и сейчас мы внедряем это на уроках в еще больших объемах. — Есть точка зрения, что образование должно быть ближе к жизни, приземленнее. Допустим, чтобы детей учили каким-то обычным навыкам: распределять бюджет, платить за коммунальные услуги, выходить из конфликтных ситуаций, правильному питанию и так далее. Другая точка зрения — надо оставить плюс-минус все как есть, потому что каждый предмет в школе — это картина мира, разные взгляды на мир. Ваше мнение на этот счет. — В этом и заключается изменение парадигмы современного образования. Мы говорим о том, что нужно внедрять больше практических навыков на уроках, при сохранении базовых предметов, которые в школе есть для всестороннего и гармоничного развития личности, дать некоторую базовую информацию по абсолютно каждой научной дисциплине. При этом мы пытаемся приобщить учащихся к этому предмету путем практики. Сейчас у нас уроки права проходят, мы разбирали с детьми гражданскую отрасль права, в том числе домашние задание для них — попробовать составить какой-нибудь простой договор. Вот тот самый практический навык, который может пригодиться, хотя вроде бы мы исходили из теоретического материала. То же самое стоит делать на других предметах, на физике, на химии, приводя те явления и процессы, которые встречаются в повседневной жизни. Я сторонник того, что школе должны остаться все предметы. Большинство учащихся, даже если они уходят после девятого класса, идут в колледжи, ссузы. Если это 10 и 11 класс, они потом все равно поступают в вузы. Эти знания в какой-то мере им обязательно пригодятся. — Что думаете о необходимости изучать историю родного края. Со стороны кажется, что в этом месте у нас пробел. Немногие дети знают историю Дальнего Востока, Амурской области, города, села в котором живут… Нужно ли вводить дополнительные часы в обязательную программу для истории родного края, каковы перспективы у этого направления, по-вашему? — Федеральные рабочие программы уже предусматривают изучение краеведческого материала. Конечно, историю родного края важно изучать. Мы говорили о внимании к патриотизму. На мой взгляд, личный, патриотизм начинается с любви к малой родине. Сложно полюбить всю страну, если ты даже свой край не узнал со всех сторон. Ведь край обладает уже своей достаточно богатой историей. Я считаю, что это достаточно важно и необходимо изучать. — Самая интересная страница истории Амурской области, на ваш взгляд, почему? — Если говорить об интересных страницах нашей истории, для меня это присоединение Дальнего Востока к Российской империи, деятельность Николая Николаевича Муравьева, амурского епископа Иннокентия Вениаминова. Один из таких самых интересных эпизодов, в том числе, в честь которого у нас арка триумфальная стоит — приезд цесаревича Алексея в 1891 году и как раз, в том числе, появление нашей Алексеевской гимназии, в которой я и работаю. Для меня эти события имеют определенный след, потому что школа для меня — это такая совсем малая Родина, в которой я в том числе и учился и работаю. Это такой эпизод из истории моей малой родины, то есть Благовещенска. Это то, что для меня наиболее близко. Фото: БГПУ

Источник новости: Portamur.ru