Драматург и писатель рассказала, почему амурская столица для нее — центр мира
Порт Амур продолжает рассказывать о Благовещенске и его преображении глазами известных амурчан. На этот раз мнением о городе поделилась Яна Стародуб-Афанасьева, драматург, писатель, автор проекта «Самый-самый Благовещенск»: «Благовещенск для меня априори самый лучший, самый-самый — это мое ощущение города так и перешло в чистом виде в название моего проекта — «Самый-самый Благовещенск», миссия которого по большому счету — передать это мое ощущение, восприятие и убеждение другим людям — благовещенцам и гостям города, знакомым и незнакомым, любящим и ненавидящим свой город. Разным людям. Это проект о людях и фактах, которые прославили Благовещенск на всю страну и на весь мир, и обо всем самом первом в городе. Не знаю, кого больше удивил «Самый-самый Благовещенск» — людей, которые впервые в жизни узнали о том, какие великие события здесь вершились, какие великие люди рождались, жили и умирали… Или удивил меня как автора, когда я увидела, что люди с картами «Самого-самого Благовещенска» заполонили город, стали с какой-то невероятной скоростью пересказывать друг другу истории про то, что «у нас в Благовещенске родился тот, кто первый в мире расшифровал первые геномы вирусов оспы; жил и ходил по вот этим тротуарам 29-кратный чемпион мира по пулевой стрельбе и вот тут сидел, и воооон там похоронен человек, который впервые в мире разработал и применил внутривенный гедоналовый наркоз». Люди стали иначе относиться к городу, уже не пренебрежительно и уж точно не как к «провинции без истории». А дальше Благовещенску совсем повезло, потому что его возглавил Олег Гатауллович Имамеев. И первое, что он сделал со своей командой, — придумал визуализировать «Самый-самый Благовещенск» прямо на территории Благовещенска. То есть то, что еще позавчера было неизведанными тайнами, лежащими кипой разрозненных документов, справок, монографий, артефактов в разных архивах города, области и страны, вчера превратилось в мои тексты на карточках формата А5 игры «Самый-самый Благовещенск», а сегодня — в памятники, муралы, арт-объекты прямо на улицах города. Так появился Амурозавр на набережной, так появился Керберозавр на Нагорной — недалеко от того места, где его и обнаружили, а ведь это одно из крупнейших динозавровых местонахождений: здесь нашли двух из 12 уникальных динозавров России! А на территории Амурской области нашли пять! Пять из двенадцати! Здесь! У нас! Раньше об амурских динозаврах знал очень ограниченный круг людей. Сегодня, глядя на Амурозавра и Керберозавра, люди как минимум понимают, что 65 миллионов лет назад по амурской земле ходили вот такие существа, и нигде больше в мире такие существа не встречались. А максимум — идут с детьми в наш Палеонтологический музей (с самой большой в России палеонтологической коллекцией!) и узнают потрясающие подробности. Или люди смотрят на мурал «Дмитрий Пешков» на стене жилого дома, где написано «Беспрецедентный в мире одиночный конный переход из Благовещенска в Санкт-Петербург», «193 дня в пути», «154 населенных пункта», а потом включают фильм «Серко», снятый французами о необычном благовещенском казаке… И идут читать о подвиге, и восторгаются, и удивляются, и как-то иначе начинают относиться к землякам… Или, когда смотрят на мурал «Ярослав Кулик», или, когда фотографируются возле арт-объекта «Монета Ларина». Удивительные люди, удивительные истории, их переосмысление и вот такое арт-воплощение рождают иное отношение к городу — им хочется любоваться, гордиться, приводить и привозить гостей, показывать, рассказывать. У меня есть московские друзья и знакомые, которые настолько воодушевились моей любовью к Благовещенску, что свои отпуска стали тратить не на Лазурные берега, а на амурские. Они едут сюда, чтобы посмотреть на это «уникальное», с моих слов, место. Все столичные и питерские люди театра, которых я привезла сюда на фестиваль «Территория детства», уехали с нежным и даже трепетным чувством к Благовещенску, потому что каждый день я открывала для них что-то, что вызывало их ахи, охи и «не может быть!». Я счастлива, когда удается заражать этим людей. Вот на днях у меня состоялась презентация книги в Центральном доме литераторов в Москве, и на презентации этой было много людей, которые родом из Благовещенска. И столько слов было посвящено Благовещенску, что директор одного из театров в своей речи сказал: «После сегодняшней презентации чувствую себя несколько ущербным. Потому что я не из Благовещенска». Да что там говорить, у меня даже пьеса такая есть, в которой столицу решили переносить из Москвы в Благовещенск… Комедия, абсурд, но очень реалистичный абсурд. По-моему, совершенно очевидно, что Благовещенск для меня — центр мира. Центр моего мира. Здесь все любимое, здесь все заряжает энергией. И если есть формула любви, то для меня совершенно очевидно, что есть формула родного города. Потому что родной город — это константа. А констант в жизни человека немного: только город и родители. Ну то есть поменять можно что угодно — фамилию, имя, жену, мужа, друзей, работу, в целом жизнь, а вот место рождения и родителей поменять невозможно. Это место твоего начала, твоих сил и твоей энергии. Это то, что зашито внутри каждого человека и то, что в целом определяет жизнь. А если быть совсем точной: определяет жизнь как раз то, КАК ты относишься к своим родителям и к месту своего рождения. Мне видится только один вариант — боготворить».Источник новости: Portamur.ru