Среди множества врачебных специальностей нет главных и второстепенных — важны абсолютно все. Но есть настолько редкие, что их можно встретить даже не в каждом регионе России, пишет «Амурская правда».
Накануне Дня медицинского работника АП побывала в гостях у Натальи Ефимцевой — единственного в Приамурье врача-эмбриолога семейной клиники «АмурМед», благодаря знаниям и заботе которой десятки бездетных амурских семей обрели счастье отцовства и материнства.
«Ассистентка» Природы
Эмбриологическая лаборатория — в прямом смысле слова закрытая зона, самое недоступное помещение в клинике, образно говоря, святая святых. Доступ в нее ограничен даже медперсоналу. Такие меры не случайны, потому что именно здесь происходит самый ответственный этап экстракорпорального оплодотворения — здесь в условиях строжайшей стерильности зарождаются и выращиваются будущие эмбрионы.
— Я выполняю функции контролера-наблюдателя, и моя основная задача — это содействие, — пояснила Наталья Ефимцева. — Во время проведения процедуры оплодотворения вне организма эмбриолог должен создать все благоприятные условия и добиться тем самым успешного результата.
Наталья Васильевна привела любопытное сравнение. В Шотландии много лет назад появилась своеобразная командная игра — она называется керлинг. Игроки запускают тяжелую каменную биту по льду — кто дальше. И пока бита неспешно скользит к цели, вся команда дружно расчищает путь, полируя лед специальными метелочками, ведь любая шероховатость может повлиять на результат. У эмбриологов, занимающихся ЭКО, такая же цель. Они стараются убрать для зародыша все препятствия, «расчистить» эмбриону дорожку, по которой он войдет в жизнь.
— Мы лишь «ассистируем» делу Природы, — улыбается Наталья Ефимцева. — Причем делаем это, пользуясь не только всеми своими знаниями и опытом, но и самыми современными технологиями.
Невидимый фронт
Эмбриологи, как и чекисты, называют себя бойцами невидимого фронта. Им менее других узких специалистов приходится общаться с пациентами, между тем на них лежит огромная ответственность. Ведь эмбриолог оплодотворяет яйцеклетку, культивирует будущую жизнь, пристально наблюдая каждый день за делением, делает оценку эмбрионов.
— Их качество оценивается по их внешнему виду — по тому, как они делятся, быстро это происходит или медленно, по характеру клеток. Я отбираю среди эмбрионов наиболее перспективные.
— Роль эмбриолога в успехе ЭКО самая главная?
— Я бы так не сказала. Успех — это результат слаженной работы целой команды. Моя задача — использовать все возможности, чтобы получить хороший эмбрион. Задача гинеколога-эндокринолога или репродуктолога — постараться получить оптимальное количество хороших яйцеклеток и подготовить женщину к переносу эмбрионов в матку. Только такая совместная работа может в конце концов привести к наступлению ожидаемой беременности.
Лучистый венец яйцеклетки
В сентябре исполнится уже 25 лет, как ЭКО осуществляется в России. За это время прогресс шагнул далеко вперед. После рождения в Англии первого ребенка «из пробирки» одним из важнейших качественных этапов, позволивших российским медикам подняться на новый уровень, стало открытие и применение ИКСИ (внутрицитоплазматического введения сперматозоида).
Этот метод позволяет помочь людям, которые раньше при ЭКО не имели возможность получить беременность: парам с мужским фактором бесплодия, женщинам с врожденными особенностями яйцеклеток, не позволяющим сперматозоидам проникать в них.
— Если, к примеру, выбираем программу ЭКО, то мы работаем не с пробиркой, а с четырехлуночным планшетом, — эмбриолог показала прозрачную чашку с маленькими углублениями. — Здесь помещается не более 4—5 яйцеклеток, я добавляю сюда сперматозоиды, и… в соответствии с законами природы происходит таинство зачатия.
Почти микрохирургия
— Возможно, для пары подойдет программа ЭКО + ИКСИ. В таком случае искусственным путем оплодотворяется именно эмбрион. Такая манипуляция приравнена к микрохирургии, потому что выполняется она под высокоразрешимыми объективами микроскопа, причем не руками, а специальными иглами и манипуляторами. Ведь невооруженным глазом увидеть яйцеклетку невозможно и тем более сперматозоид — он еще более мелкий, — пояснила доктор.
После оплодотворения «эмбриональная мама» каждый день наблюдает за будущим потомством. Эмбрионы выращиваются 3—5 дней, после чего эмбрионы с лучшими качественными показателями переносятся в полость матки.
Мужчины больше виноваты
Так сложилось традиционно, что чаще всего, если в семье нет детей, винят женщину. Это мнение ошибочное, говорят специалисты.
— За прошлый год только по нашему центру мужское бесплодие среди обследуемых пар составило 67 процентов. При мужском факторе бесплодия мы рекомендуем программу ИКСИ, — говорит эмбриолог. — Сегодня мы создали в клинике банк спермы. Разработка и внедрение в практику методов криоконсервации открыла новые возможности для вспомогательных репродуктивных технологий. Наличие банка криоконсервированных гамет эмбриона человека расширяет возможность повысить эффективность самих программ искусственного оплодотворения.
— Наталья Васильевна, и кто может стать донором?
— Критерии оценки очень строгие. Во-первых, это возрастной фактор. Мы работаем только с молодыми людьми от 20 до 35 лет. Первый необходимый метод исследования — спермограмма. Если качество нас удовлетворяет, мы проводим дальнейшее обследование. Донор обследуется специалистами, сдает анализы на различные инфекционные и вирусные заболевания.
По словам Натальи Ефимцевой, в клинике ведется строгий учет не только антропометрических данных доноров, но и социальное положение, статус в обществе, цвет волос, глаз, черты лица. И даже знак гороскопа — по просьбе женщин.
— Естественно, что учитывается и группа крови, резус-фактор. Если существует мужское бесплодие в какой-то обратившейся к нам паре, то можно подобрать донора, похожего на супруга.
Если случаются «сбои»
— Чаще всего это происходит на этапе имплантации, то есть на этапе «вживления» эмбриона в эндометрий матки, — констатирует Наталья Ефимцева. — Это наименее изученный и наименее контролируемый этап. Если созревание яйцеклеток, качество эмбрионов мы видим, то после их переноса у нас нет возможности наблюдать, как ведет себя эмбрион, где он располагается в полости матки, как происходит это взаимодействие. Допустим, женщина 10 лет не могла родить ребенка: беременность наступала, но по каким-то причинам плод замирал или происходил выкидыш. И при искусственном оплодотворении тоже порой докторам мешают какие-то особенности женского организма…
Источник новости: http://portamur.ru/news/detail/122261//