Амурские полицейские разбирают злодеев «на детали»

В праздничный день стражи порядка раскрыли профессиональные секреты

Может ли рядовой благовещенец «вычислить» преступника в толпе? Замечает ли обычный житель, в какой обуви идет прохожий или сколько родинок на его лице? Как правило, простые люди не придают значения таким деталям. А для полицейских они важны. С их помощью стражи порядка «рисуют» портрет преступления.

Открытые окна авто зимой и «агрессивная езда»

Где только не приходилось искать злодеев амурских правоохранителям! И в шкафах в общежитиях, в камышах на болоте, в подвалах, в недостроенных домах. А иногда злоумышленники пытаются спрятаться в своих (или чужих) автомобилях. Городские госавтоинспекторы это знают, поэтому внимательно смотрят на поведение водителей в потоке авто. Вызывают подозрение, в частности, «агрессивная езда», несоблюдение скоростного режима, резкое торможение или, наоборот, необоснованный «газ в пол». 

— Чтобы выявить водителей в состоянии алкогольного опьянения, мы нередко дежурим в местах концентрации питейных заведений. Также можно понять, что водитель возможно в состоянии опьянения, если он зимой ездит с открытыми окошками или постоянно курит. Еще по манере вождения может быть заметно, что он волнуется. Все эти детали наталкивают нас на то, чтобы остановить водителя, проверить его документы и состояние, — рассказывает инспектор отдельного батальона МО МВД России «Благовещенский» Денис Зябрев. 

Случается, что водители даже не подозревают, что едут на авто с перебитыми номерами или подделанными документами. Такие машины инспекторы тоже находят: по ориентировкам или случайно остановив для проверки документов. Отправляют автомобили на экспертизу. 

Начальник экспертно-криминалистического отдела городской полиции Александр Лесков рассказывает: определить, что авто «нелегальное» можно по вторичному окрашиванию рамы. Поэтому краска снимается, поверхность, на которую нанесен номер, шлифуется и обрабатывается травящим раствором. И тут опытный эксперт видит контуры первичных знаков. Это значит, что его перебивали либо под другие документы, либо для каких-то иных целей. Вообще, — признается Александр Лесков, — от него сложно скрыть, что в конструкцию машины внесены какие-то изменения. Подобными экспертизами он занимается с конца 90-х. Тогда еще перебивали «Москвичи». 

— Всегда интересно выяснять, откуда машина, что с ней происходит, это приносит чувство такой удовлетворенности личной. Когда хозяину машину возвращаешь после угона, которая несколько лет она где-то бродила, просто приятно! Был случай, попался мне Lexus, мы установили собственника, он был из Новосибирска. Представляете? 3 года женщина искала свой угнанный автомобиль, — вспоминает начальник экспертно-криминалистического отдела МО МВД России «Благовещенский» Александр Лесков. 

«Бывалый» или первый раз?

Сотрудники УГРО благодаря своим методам работы могут отличить «опытного» злодея от человека, который решил преступить закон впервые. Например, так было с мужчиной, которого сейчас подозревают в совершении серии краж и мошенничестве. Он успел вынести золото, деньги и технику из четырех частных домов в разных районах города. Действовал всегда по одной схеме — простукивал дома, если никто не откликался, проникал внутрь через окно и выносил ценности. Поймали его как раз во время очередной «вылазки». Он как обычно собрал ценные вещи, сложил похищенное в постельное белье, все это свернул в кулек и хотел уйти незамеченным. После того, как понял, что полицейские его выследили, бросился бежать. Но тщетно. Уйти от сотрудников уголовного розыска ему не удалось. Кстати, последние знали, что злодей «бывалый». 

— По почерку совершения преступления видно насколько профессионально он вскрывает замки, открывает двери, окна. Или это происходит, скажем так, наобум. Плюс мы анализируем какие следы преступник оставил на месте преступления: был ли он в перчатках, прячет ли лицо, если есть камеры видеонаблюдения. Обычно те, кто был осужден ранее за подобное, пытаются маскироваться, и продумывают, как не засветиться, а те, кто впервые, такие детали упускают, — поделился опытом сотрудник отдела уголовного розыска МО МВД России «Благовещенский». 

Форма носа и следы обуви

Злодеев, которых подвела «маскировка» потерпевшие описывают по памяти. Полицейские с помощью воспоминаний составляют субъективные портреты. Важна каждая деталь, — отмечает старший эксперт-криминалист Виктор Симоненко, — В программе, где составляют фотороботы, лицо можно «собрать» полностью. Там только причесок почти 300. Причем, это не нарисованные эскизы, а собранные с фото реальных людей. Можно даже выставить морщинки! Правда, занимает это не один час. Очень часто сначала приходится оказывать психологическую помощь потерпевшим, ведь каждая встреча с преступником — это стресс. Зато метод действенный. 

— Недавно был случай. С женщиной-потерпевшей составляли субъективный портрет по факту открытого хищения имущества. По факту грабежа. Составили портрет, разослали ориентировку, и сотрудники патрульно-постовой службы задержали похожего человека и на самом деле он оказался тем самым злодеем, — рассказывает старший эксперт экспертно-криминалистического отдела МО МВД России «Благовещенский» Виктор Симоненко. 

Опытные полицейские, к слову, и не так могут удивлять. Виктор Симоненко делится, что по следу на оконной раме, допустим после кражи, правоохранители могут сказать, чем орудовал злодей. Один из последних случаев в его практике тоже поражает. Эксперт изъял на месте происшествия следы обуви. Элементы рисунка подошвы остались на полу. Так вот, по памяти криминалист определил, какой марки были кроссовки на преступнике. Тем самым сузил круг подозреваемых. 

Соседи все слышат и видят 

У инспекторов ПДН свои приметы. На слово своим «подопечным» они не верят: постоянно наведываются с проверками в семьи, которые стоят на учете, особенно к тем, у кого изъяли из семьи детей. Во время визитов обращают внимание на внешний вид родителей, состояние квартиры, даже на то, что лежит в холодильнике. Исправились нерадивые мамы и папы или нет, полицейские могут понять по мелочам.

— Даже если мама или папа уверяют, что перестали злоупотреблять алкоголем и встали на путь исправления, на помощь приходят соседи. Они точно знают, как обстоят дела на самом деле. Человека, который живет в многоэтажке всегда слышно и видно, если он злоупотребляет и ведет себя шумно. Поэтому, когда благовещенцы действительно хотят, чтобы ребенка вернули в семью, им по-настоящему приходится менять свою жизнь, — делится старший инспектор по делам несовершеннолетних городского отдела полиции Елена Баженова. 

На сегодняшний день в Амурской области больше 4 тысяч полицейских. В том числе благодаря способности замечать детали, они достойно несут свою службу. 

Источник новости: Portamur.ru