Отпраздновать день рождения по интернету, из Благовещенска устроить онлайн-конференцию для крупных компаний Москвы, стать и продавцом и доставщиком – что только не придумают амурские компании, чтобы поддержать свой бизнес во время пандемии. Какие сферы болезненнее всего переживают кризис, а какие смогли приноровиться к новым условиям — читайте в нашем материале.
Зарабатываем всего 5% от прошлой прибыли
Одна из серьезно пострадавших отраслей экономики сегодня — общественное питание. Сложно было даже договориться об интервью с руководителями компаний — в нескольких столовых и ресторанах рассказывать о своем положении отказались. Директор одной из фирм прокомментировала коротко: «Все плохо, выручка упала в пять раз, еду на вынос люди практически не берут, персонал приходится увольнять». Подробно о ситуации решились рассказать в столовой «Наслада».
— «Еда на вынос» не приносит практически никакого дохода. Я могу по пальцам одной руки пересчитать клиентов, которые регулярно приходят и покупают блюда в столовой, — рассказывает заместитель директора Наталья Колбасицкая. — Доставка тоже не востребована. Может, потому что людям неудобно есть в офисном помещении среди своих коллег. В любом случае, клиенты звонят и жалуются, что устали есть макароны и хотят обедать у нас, но за едой не приходят. Мы сократили объемы, законсервировали два помещения.
Чтобы хоть как-то удержать и занять сотрудников, компания открыла кулинарную лавку. Столовая начала выпускать полуфабрикаты – котлеты, вареники, пельмени. Однако большой выручки это не приносит. Руководители надеются, что принять посетителей в обычном режиме общепитам разрешать хотя бы в сентябре. Как продержаться до этого времени — большой вопрос.
— Аренду никто не отменял, долги копим, но хотя бы коммунальные услуги оплачиваем. Зарплаты стали меньше. Кто-то из персонала нашел другую подработку, многие пока остаются с нами, у людей долги, съемное жилье, ипотека. Планируем выходить со своей продукцией в торговые сети. Опять же, чтобы даже не заработать, а просто занять своих работников, — сокрушается Наталья Васильевна.
Маска в помощь
Срочно переориентироваться пришлось и текстильному магазину «АмурТекс». Когда вся страна оказалась на самоизоляции, компания не работала всего неделю. Открылась благодаря тому, что стала в больших объемах выпускать тканевые маски, которые вошли в список стратегических товаров.
— Наши швеи отложили все заказы и начали «выдавать» маски. Спрос на них был невероятный, поэтому привлекли еще швей на дому. Изделие элементарное, поэтому хороший мастер в день мог сшить до 100 штук. Большое количество масок заказывали крупные предприятия, приходили и розничные покупатели, возле магазинов даже стояли очереди. Кроме масок, люди покупали и другую текстильную продукцию. Поэтому на сегодня финансовая ситуация выровнялась, — пояснила маркетолог компании Екатерина Сорокина.
Сейчас фирма отказалась от услуг привлеченных швей, с заказами справляются своими силами. Время дикого спроса на маски там называют «безумным».
— Как стихийно оно началось, так неожиданно и закончилось. А мы еще раз сделали вывод, что экономика развивается непредсказуемо, и ни к чему нельзя быть полностью готовым, — отметила Екатерина.
Вместо официантов — программисты
Тем, кто работает в event-сфере, тоже пришлось искать новые варианты заработка.
— В конце марта у нас отменилось примерно 25 мероприятий, которые могли своей выручкой «закрыть» годовой бюджет. Но коронавирус спутал все планы, и мы, по сути, начали с чистого листа. Пришлось подстраиваться под ситуацию. Молодоженов, с которыми мы запланировали свадьбы, продолжили консультировать, но в онлайн-режиме. Понятно, что сроки торжеств сдвигаются, так как пока не работают кафе и рестораны, но клиентов стараемся не терять, — рассказывают владельцы event-агентства «Центр современных событий» Иван и Татьяна Дурневы.
Держаться на плаву агентству помогают конференции, форумы и корпоративы, которые сейчас перешли в интернет. Еще до пандемии команда Дурневых внедряла онлайн-сервисы в программы «офлайн» мероприятий. Во время пандемии она пошла дальше — создала свою виртуальную платформу, которая объединила в себе сайт, чат-бот и интерактивные приложения.
— Наши заказчики ведь тоже оказались в сложном положении. Например, одна нефтяная компания еще в марте планировала провести большой розыгрыш автомобиля, который должен был собрать от 500 до 1 000 человек. Во время пандемии такие мероприятия оказались под запретом, розыгрыш хотели отменить вовсе. Мы предложили провести его в интернете. В результате обеспечили трехчасовую профессиональную трансляцию с единым графическим дизайном и интерактивом. А, например, сотрудникам другой крупной компании поднимали корпоративный дух. Люди работали на полной «удаленке». А с помощью нашей платформы мы смогли их объединить и развеселить — проводили онлайн-викторины, опросы, конкурсы, устраивали виртуальные «квартирники», — вспоминают предприниматели.
По словам event-специалистов, проводить виртуальные мероприятия ничуть не легче, чем работать в офлайн-режиме. Интернет-серверы перегружены, могут быть технические сбои, да многим участникам онлайн-встреч проблемно даже зарегистрироваться и нужна техподдержка.
— Раньше в нашей команде было много артистов, сегодня привлекаем программистов. Были официанты и повара — теперь техподдержка и дизайнеры, — признается Иван Дурнев. — Надеемся, когда жизнь войдет в привычное русло, мы вновь вернемся к привычным «офлайн»-событиям, но наши виртуальные наработки с нами останутся. Оказалось, что в «онлайн»-мероприятиях тоже есть свои плюсы. Например, можно сэкономить, если не собирать клиентов по всей стране, а провести профессиональный прямой эфир. Или же привлечь на форум или конференцию участников со всего мира. Тем более приятно, что, находясь в Благовещенске, мы можем организовать интернет-встречу для компаний Москвы или Санкт-Петербурга. Понятно, что каждый рубль сегодня зарабатывается в два раза сложнее, потому что идем мы по незнакомому пути.
День рождения по Skype
Для студии стильного праздника «Звездный носорог» кризисное время тоже стало своего рода проверкой на прочность.
— Так совпало, что буквально перед карантином мы потратили всю нашу «подушку безопасности» — больше миллиона рублей вложили в обновление костюмов к Новому году. Поэтому, когда в области запретили проводить массовые мероприятия, у нас остался единственный источник дохода — оформление шарами. Наша команда решила срочно искать другие варианты, — поделилась своей историей директор Мария Маренич. — Начали с прямых эфиров в Instagram. Денег они не приносили, но помогали быть на слуху, показывали, что мы работаем, а это тоже важно.
Раз нельзя проводить праздники «вживую», аниматоры решили развлекать детей и взрослых в «онлайне» — предложили дни рождения и праздничные вечеринки по Skype или Zoom, придумали «домашние» квесты. В таком формате добиться от человека эмоций гораздо сложнее, аниматорам приходилось в два раза больше «выкладываться», чтобы заставить ребенка танцевать, прыгать и веселиться.
— Сейчас это спросом не пользуется. Люди устали сидеть дома и в интернете. А мы ждем, когда нам официально разрешат работать Думаю, произойдет это не раньше Нового года. Сотрудникам снизили зарплату, тем, кто был бы с этим не согласен, предложили уйти в творческий отпуск. Радует, что большинство ребят осталось с нами. Плюс — где могли, сократили расходы. Занимаемся теми вещами, которые раньше откладывали — маркетингом, концепцией студии, документами. Думаем, в каком направлении еще двигаться. Кризис — это не всегда плохо. Это время, когда проверяется команда и ты сам, и открываются новые возможности, нужно только их найти, — уверена Мария Маренич.
Соцсети выручают
Среди магазинов одежды, обуви и аксессуаров к кризисному времени тоже относятся неоднозначно. С одной стороны, они простаивали всего две недели по сравнению с крупными городами страны, где строгий карантин был намного дольше. С другой стороны, объемы продаж все же упали — одни люди до сих пор стараются не ходить по общественным местам, у других просто нет на это денег.
Владелица небольшого магазина аксессуаров и сувениров Tzan-tzan shop Ксения Савинкина изначально сделала ставку на социальные сети. Во время полной изоляции хорошую службу ей сослужила страница в Instagram.
— Во время тотальной самоизоляции люди сидели дома. А дни рождения, праздники никуда не делись. Я принимала заказы через сайт магазина и соцсети, собирала подарочные боксы, упаковывала их и сама же доставляла. Даже открытки подписывала, чтобы заказчику не приходилось лишний раз выходить из квартиры. Арендодатель пошел навстречу и немного снизил цену. Некоторые российские производители, с которыми сотрудничаю, дали скидку, что тоже приятно, — рассказывает Ксения.
Подстроившись под коронавирусное время, в магазине стали продавать тканевые маски с прикольными рисунками.
— Честно говоря, я удивилась спросу, потому что думала, что они есть у всех. Но заметила, что маски стали больше как аксессуар, людям захотелось чего-то оригинального, раз уж теперь мы ходим в них постоянно. Что касается продаж, то их вообще сложно прогнозировать. Казалось бы, в апреле все сильно боялись нового вируса, а для магазина месяц стал очень удачным месяцем. А вот, например, в июне выручка не очень. Я думаю, это от того, что у меня сейчас много аксессуаров для путешествий и пляжного отдыха, которые этому году мало у кого планируются.
Фото: radio1.news
Источник новости: https://portamur.ru/news/detail/kajdyiy-rubl-daetsya-v-dva-raza-slojnee//