От жизни русской деревни в черно-белой графике до акварельных пейзажей китайской природы. X Российско-китайская ярмарка раскрывает искусство и культуру двух стран с разных сторон. Сегодня в ее рамках в областном краеведческом музее открылось сразу восемь выставок и еще одна в «Доме Саяпина».
— Благодаря этому фестивалю тысячи людей на обоих берегах Амура познакомятся с оригинальным декоративно-прикладным искусством ведущих российских мастеров, уникальными художественными произведениями китайских авторов. Вместе с картинами известных художников здесь работы и молодых авторов. Надеюсь, что выставки, которые открываются, сегодня вызовут огромный интерес жителей России и Китая, — отметил на открытии экспозиций начальник Госинспекции по охране объектов культурного наследия Амурской области Виталий Ребизант.
Сегодня впервые в Благовещенске открылась выставка Игоря Обросова. Около 50 работ в стилях графики и живописных полотен заняли один из самых больших залов музея. Игорь Обросов был наставников известного амурского художника Александра Тихомирова. И сегодня жители Благовещенска и Хэйхэ смогли узнать, чьими работами вдохновлялся их земляк.
На открытии этой череды выставок московские гости вручили подарок музею-мастерской Александра Тихомирова — скульптурную композицию с бюстами амурского автора и его друга, директора Музея русского искусства в Харбине Лю Минсю. Выполнил ее член Российской академии художеств Александр Бурганов. Он сделал две композиции: одну для музея Тихомирова в Хэйхэ, вторую для мастерской в Благовещенске.
Накануне автор передал скульптуру в мемориальный музей в китайском городе.
— Я был потрясен размахом, с которым сделан музей Тихомирова в Хэйхэ. Очень достойно. Впечатляет мемориальная экспозиция. Слава Богу, что Благовещенск позволил себе его мемориальную мастерскую, которая драгоценна для памяти его личности, — отметил Александр Бурганов.
Вместе с экспозицией картин Обросова на втором этаже музея разместилась выставка фотографий к 10-летию Российско-китайской ярмарки культуры и искусства. По этим кадрам можно проследить, как менялся фестиваль. Здесь снимки с выступлений приглашенных коллективов и даже несколько вариаций символов фестиваля.
Сразу две экспозиции привезли в Благовещенск дальневосточные музеи. Якутские коллеги представили работы мастеров своего региона в разных техниках. Выставка декоративно-прикладного искусства собрала и традиционную одежду, и шитье из ровдуги, и работы из шкур нерпы, конского волоса и т.д.
В соседнем же зале разместилась выставка Хабаровского краеведческого музея, рассказывающая о быте коренных народов этого региона. Как призналась главный научный сотрудник отдела этнографии Виктория Малакшанов, в Благовещенск они привезли 0,001% своей коллекции. Но этих экспонатов достаточно, чтобы сложить представление о верованиях, ремеслах и быте нанайцев.
Здесь есть и традиционный наряд невесты, украшенный вышивками-защитой от злых духов. Особое внимание уделялась спине — месту, которое девушка не видит. Сюда к ней незаметно мог подкрасться злой дух.
В экспозиции соседствуют и нанайский календарь 19 века — где точками отмечен каждый день, а дополнительными палочками православные праздники, и уже более современные расшитые ковры.
— Коренные народы Амура обильно украшали всегда матрацы, одеяла, постельные принадлежности. Когда пришли сюда славяне со своей культурой ковров и полотенец. Нанайцы приняли и трансформировали эту культуру: появились вот такие декоративные ковры. Относятся эти работы в 20-м годам прошлого века, — уточнила Виктория Баторовна.
Есть в экспозиции и современные экспонаты, например, мужской костюм из ровдуги (замши), расшитый бисером, со стилизованным изображением гагары.
Посетить большинство выставок амурчане и китайские гости смогут в течение месяца — до 21 июля. На два месяца в областном краеведческом музее задержится только экспозиция картин Игоря Обросова.
Фото: museumamur.org
Источник новости: https://portamur.ru/news/detail/akvarelnyie-peyzaji-rasshityie-kovryi-nanaytsev-i-grafika-rossiyskogo-hudojnika//