Благовещенск, 25 июля, ИА «Порт Амур». Сегодня свой профессиональный праздник отмечают сотрудники следственных органов РФ. Напроситься в пару к следователю, который выезжает на место происшествия, не просто: работа серьезная, не терпит спешки, неуместных вопросов и постороннего вмешательства. Дежурного сотрудника могут вызвать на место преступления в любой день недели, в любое время суток. Однако иногда эти суровые и ответственные люди готовы приоткрыть завесу таинственности и некоторой навеянной фильмами романтики. Своими глазами работу следователя на месте преступления увидел корреспондент ИА «Порт Амур».
«Жертвы» в комнате отдыха следственного комитета
Будущим следователям необходимые знания дают в учебных заведениях. Однако без практики они — пустой звук. Только после того, как сотрудник СК окажется на месте преступления, и станет понятно, насколько кропотлива и ответственна эта работа. От того, насколько объективно следователь оценит обстановку и как тщательно соберет улики, упакует их и отправит на экспертизу, зачастую зависит исход уголовного дела.
Тренируются начинающие сотрудники, что называется, «на кошках» — в управлении СКР по Амурской области есть нулевой этаж. Одно из главных помещений здесь — комната отдыха водителей, однако иногда она превращается в своеобразный учебный полигон, где опытные криминалисты устраивают новичкам настоящие ловушки — проглядишь одинокую каплю крови на полу или брошенный окурок — дело нераскрыто, преступник остался на свободе. В качестве «жертв» — манекены, с которыми «поквитались» разными способами.
На каждой точке есть зацепка, будь то полотенце, которым кто-то вытерся или случайно оброненный телефон. Опытные следователи говорят, что идеальных преступлений не бывает — преступник всегда оставляет следы. Главное — увидеть и понять их. Так что не дай тебе Бог случайно уничтожить улику, например, неправильно снять отпечаток пальца — в учебном классе за это поднимут на смех коллеги, а вот в реальной ситуации будет не до шуток. Поэтому на месте преступления работа происходит по-настоящему скрупулезная.
Мумия
Рабочий день в редакции подошел к концу. Впереди «маячил» вечер в приятной компании друзей, как вдруг звонок: собирайтесь, за вами заедут через 10 минут — обнаружен труп. В полицию Благовещенска поступило сообщение от сантехника. Мужчина приехал в многоквартирный дом, расположенный по переулку Советскому, 31, чтобы устранить поломку. Однако вместо выполнения своей работы ему сначала пришлось давать показания участковому — в подвале он нашел мумифицированное тело человека.
На место происшествия оперативно выезжает следственная группа. Им предстоит непростое и, чего уж греха таить, не самое приятное дело — осмотр трупа. Из подвала мумифицированное тело вынесли на улицу, где вокруг него сгрудились следователь, полицейский, криминалист и женщина-судмедэксперт. Следователь осматривает место обнаружения мертвого человека, а затем делает записи со слов судмедэксперта: перед ними на холодном асфальте распростерт мужчина приблизительно 40 лет. Умер чуть больше месяца назад, следов насилия не обнаружено.
— Жаль, что нет личинок — тогда можно было бы точнее определить дату смерти, — сетует профессионал и продолжает осмотр. В какой-то момент при подъеме одного из слоев одежды умершего, поднимается пыль — судмедэксперт, не смотря на то, что работает в маске, чихает и продолжает: «кожные покровы целы…».
Трупного запаха нет, маленькое иссохшее тело легко поддается манипуляциям типа сгибания конечностей и поворотов его для осмотра со всех сторон. Месячное пребывание трупа в сухом вентилируемом помещении с постоянной температурой иссушило его, сделав похожим на тряпичную куклу.
Страха и неприязни у корреспондента, вопреки его предположениям, мертвый человек не вызывает.
Местные жители, которые в сторонке наблюдают за работой правоохранительных органов, мрачно шутят про пирамиды и мумии, а еще удивляются, почему так долго тело оставалось не обнаруженным. Из тех, кто стоит на улице, никто раньше убитого мужчину в этом районе не видел. Так что личность его пока не установлена. Но это, уверяет следователь Дмитрий Ланин, всего лишь дело времени. На его памяти — а работает он в следственном управлении более 5 лет — все такие безымянные «находки» со временем идентифицировались.
Кто этот маленький человек, установят специалисты. Возможно, это будет быстро — если в базе данных есть его отпечатки пальцев. Может, он из тех, кого давно ищут родственники, и особые приметы типа шрамов или татуировок в ориентировках по «потеряшкам» (пропавшим без вести людям) совпадут с теми, что есть на теле умершего. А если и это не поможет, то специалистам придется изъять часть ребра умершего для отправки на генетическую экспертизу.
Уже через пять дней после обнаружения будет установлено, что погибший — мужчина 1972 года рождения, вел бродяжнический образ жизни, злоупотреблял спиртными напитками, его опознал брат. Причина смерти — острое отравление изо-амиловым спиртом.
После обнаружения мумии, корреспондента долгое время не тревожили: в Благовещенске редко совершаются преступления, выпадающие из разряда обычных. Следователи шутят — а не принять ли корреспондента, которого пообещали взять с собой на место преступления еще раз, в качестве «талисмана» в следственное управление —— дежурства следователей проходят вполне «спокойно»: за первое полугодие следователями только следственного отдела по Благовещенску за первое полугодие рассмотрено 1150 сообщений о преступлениях, из них 10 — убийства, 18 — причинение смерти по неосторожности, 8 — причинение тяжкого здоровья человеку, повлекшее его смерть, 263 — другие преступления против жизни и здоровья, 49 — изнасилования, 62 — иные преступления на сексуальной почве, 53 — невыплата заработной платы, 160 – о преступлениях против собственности, 123 — превышение должностных полномочий и другие. И вся эта работа лежит на плечах десятка следователей.
Коттедж в Плодопитомнике
Первый день весны. Снова вечер, снова звонок. На этот раз три трупа. Больше других подробностей пока нет. Через считанные минуты после звонка журналиста прямо с работы увозят в Плодопитомник. Там у трехэтажного коттеджа с двух сторон от дороги выстроились служебные машины: полиция, скорая, следственный комитет. На улице около двух десятков мужчин. Они курят, тихо переговариваются, ждут, когда можно будет войти в дом.
Во дворе за коваными воротами перед входом в некогда гостеприимный дом дежурят полицейские. У ног больших чужих людей крутится щенок английского бульдога. Собака нюхает нежданных гостей и, кажется, не понимает, что происходит.
Следователи заходят в дом. Все в нем выглядит так, будто время остановилось: брошенные в повседневной суете личные вещи и пакеты с продуктами. Справа на втором этаже — просторный зал с камином. Собак — их оказалось две — уже заперли в ванной. Они слышат человеческие голоса, скулят и скребут когтями дверь. Их никто не выпускает, и без них в доме царит суета.
На этом же этаже кухня. Предметы интерьера перед входом в нее, а также обои на стене покрыты бурыми каплями и потеками. Именно в кухне, где все перевернуто вверх дном, находятся тела пожилых мужчины и женщины, а также их сына. Здесь уже работают следователи и эксперты.
В доме вообще много людей — не часто в небольшом городе происходят такие преступления. Так что свои дома покинули не только дежурившие следователи и полицейские, но и их руководство. Прямо на полу перед входом в кухоньку разложены и раскрыты чемоданы, в которых лежат инструменты следователей — всего несколько десятков наименований, среди которых ультрафиолетовые осветители, пленки для снятия отпечатков пальцев, пинцеты, скальпели, ножовки, отвертки, плоскогубцы и даже пищевая фольга.
Два сотрудника выходят из кухни, подходят к окну. Один показывает другому что-то: «На стекле кровавый отпечаток пальца. Там, смотри, лежит нож…». К стеклу никому не велено подходить, пока все не будет зафиксировано специалистами. Сесть на стул или диван нельзя, даже если устал. Сходить в туалет? Терпи — до ванной комнаты криминалисты доберутся не скоро — слишком много работы в кухне, холле и гостиной.
Криминалист кадр за кадром переносит на карту памяти фотоаппарата всю картину с места преступления. Кадров — только из кухни — десятки, а ему предстоит отснять буквально каждый квадратный сантиметр поверхностей этого трехэтажного дома. Это раньше, говорят опытные сотрудники, пленку берегли, а современная техника позволяет сделать столько кадров, сколько потребуется, чтобы не пропустить ни одной детали.
Работа похожа на давно отлаженный механизм. Все стоят на своих местах, чтобы не мешаться, ждут своей очереди. Например, маленькая хрупкая девушка в костюме медика — ей необходимо заполнить свои бумаги с места происшествия. Она спокойна, сосредоточенна. Говорит, что успела повидать многое.
Часть правоохранителей опрашивает соседей, у родственников, которые нашли окровавленные тела, показания уже взяты. Кто-то ищет сотовые телефоны всех умерших, чтобы установить последние звонки и СМС.
На кухне, между тем, трупы осматривают следователь и судмедэксперт. «Трупные пятна при надавливании… глубокие порезы на…». Тела сотрудники двигают и переворачивают бережно, даже с уважением.
Работы много, на место происшествия следователи приехали около 16:00. За окном уже сумерки, прошло часа два с момента, как в доме «закипела» работа. По теплому помещению начинает растекаться сладковатый запах. Неподготовленному корреспонденту поясняют: так пахнет смерть. Уставшие мужчины потирают глаза: домой еще не скоро. Упаковывать тела, собирать улики, делать снимки следователи закончили глубокой ночью.
Между тем, звонить в правоохранительные органы представители разных СМИ начали еще вечером — слухи по Благовещенску расходятся слишком быстро. Однако следователи хранят молчание. Все комментарии и информация только утром, когда у тех, кто провел в доме в переулке Весеннем несколько часов, появятся версии произошедшего.
С места происшествия увезена масса улик, собраны потожировые следы, волоски, образцы отпечатков пальцев. Спустя некоторое время, когда расследование шло полным ходом, пришлось устанавливать владельца одного из таких отпечатков. Чтобы понять, кто «наследил», процедуру дактилоскопии прошли все, кто был вечером 1 марта в доме: полицейские, следователи, медики, члены семьи и журналист ИА «Порт Амур».
Оказалось, все побывавшие на месте трагедии специалисты были аккуратны — вероятно, след пальца оставил кто-то из гостей, побывавших здесь несколько дней назад, когда хозяева дома были еще живы.
В настоящее время расследование данного уголовного дела продолжается, поэтому пока мы не можем рассказать все, что видел корреспондент нашего информагентства на месте происшествия.
Редакция ИА «Порт Амур» искренне желает сотрудникам СКР по Амурской области побольше спокойных дежурств без происшествий. Счастья вам и вашим семьям!
Фото с мест происшествий
Источник новости: https://portamur.ru/news/detail/ot-podvala-do-kottedja-na-plodopitomnike-gde-sledovatelyam-prihoditsya-raskryivat-prestupleniya//