Амурская область, 11 декабря, ИА «Порт Амур». Сегодня в рамках проекта СИБУР «Химия в школе XXI века» амурским ученикам средних классов и лицеистам показали, как с помощью школьного предмета распутать даже самое хитроумное преступление.
Расследовать кражу, пожар, убийство, отравление, раскрыть обман или разгадать секрет фокуса — как оказалось, все это просто, если знаешь школьный курс химии. На практике это доказала куратор программы «Химия в школе XXI века» Любовь Стрельникова в своем интерактивном шоу «Следствие ведут химики».
— Я буду рассказывать вам истории, а вы предлагайте мне их разгадки, пусть это будут даже самые бредовые версии — мы все принимаем, обсуждаем и пробуем, — начала свое шоу Любовь Николаевна. — Дело №1 «О бабочках». Во Франции середины XIX века жил один известный энтомолог. Кстати, кто такой энтомолог?
В большой аудитории АмГУ взмывает «лес» рук, кто-то не выдерживает и кричит с места: «ученый, который исследует насекомых».
— Правильно! Так вот, известный энтомолог Пьер Болеро коллекционировал бабочек. И однажды он заметил, что все его коллекционные насекомые выгорели на солнце, кроме одной — красивой бабочки Морфида. Сегодня, кстати, она прилетела к вам, — говорит Любовь Стрельникова и показывает ребятам красивую голубую бабочку в рамке. По залу проносится шепот восхищения.
Так начинается история о том, что энтомолог решил выяснить загадку яркости бабочек. В чем она состоит, призывает узнать школьников и ведущая шоу. Чтобы узнать секрет, аудитория надувала мыльные пузыри, изучала синтетическую одежду и даже подозревала химиков из позапрошлого столетия в некомпетентности. Когда загадка была раскрыта (а дело было в строении чешуек бабочки), ребятам предложили новую историю.
— Вы знаете человека изображенного на портрете? Как вы думаете, в каком веке он жил? — судя по одежде и парику, школьники угадывают, то на экране — герой из XVIII века. — Это Джакомо Казанова — очень умный и образованный человек, хотя вы слышали про него другое.
И вот выясняется, что однажды его посадили в тюрьму, а он, применив только то, что приносили ему в камеру, умудрился проделать дырку в мраморном полу. Однако его замысел побега был раскрыт, а детям задали вопрос: что же такого сделал Казанова, чтобы продырявить мраморный пол?
— Вилкой проковырял! — крикнул кто-то из зала.
— Дорогой мой, я предлагаю вам взять вилку и в компании своих товарищей попробовать прорыть с помощью вилки маленькую дыру в мраморе — у вас ничего не выйдет, — заметила профессиональный химик. — Предлагайте другие варианты.
И варианты были: кто-то предположил, что мрамор растворяет кислота, но кроме уксуса у Джакомо в камере ничего не было.
— Давайте проведем опыт: у меня есть колба с уксусом и несколько крошек того самого мрамора из дворца в Венеции, где сидел в заточении наш герой. Опускаем мрамор в уксус, и что? Правильно, ничего не происходит, — опровергает очередную версию Любовь Николаевна, и тут же дает подсказку: что может вступить в реакцию с уксусом?
Среди версий оказалась и правильная — известь, именно ей скреплялись между собой блоки мрамора. Наливая на швы уксус, Казанова разрушал кладку. Так у него и получилось вынуть мраморную плиту.
— Мораль сей басни такова: учите химию, мало ли как жизнь сложится, — пошутила ведущая и предложила еще одну задачку: как спрятать бриллианты на виду у всех.
Таких ситуаций, интересных фактов и веселых опытов для ребят подготовлено много — почти на 2 часа известный химик и автор книги «Из чего все сделано? Рассказы о веществе» Любовь Стрельникова увлекла ребят в, казалось бы, скучный мир формул и молекул. Каждый новый опыт был зрелищнее предыдущего, а каждое следующее дело — запутаннее. Но со всеми ловушками ребята справились, а на последок в качестве подарка за свои старания получили интересную книгу, написанную Любовью Николаевной.
Источник новости: http://portamur.ru/news/detail/zadachka-dlya-shkolnikov-kak-sbejat-iz-tyurmyi-s-pomoschyu-uksusa//