Почему амурчане болеют раком

Амурская область, 23 декабря, ИА «Порт Амур». Ежегодно в среднем у трех тысяч жителей Амурской области диагностируют рак. В России в структуре смертности онкопатология вышла на второе место, уступив только сердечно-сосудистым заболеваниям. От злокачественных опухолей жители нашей страны умирают чаще, чем от внешних причин — ДТП и убийств. Болезнь не щадит никого: ни детей, ни молодых и красивых мам. Как уберечь себя и свою семью от рака, как вовремя выявить это заболевание и как с ним жить, если вы попали в число заболевших? О ложных страхах, связанных с онкоболезнями, рассказывает заведующая радиологическим отделением областного онкологического диспансера Наталья Дорофеева. 

— Наталья Сергеевна, что такое рак?

— Рак — это заболевание, при котором под действием неблагоприятных факторов здоровые клетки меняют свою структуру и начинают жить своей жизнью, бесконтрольно делиться и не подчиняться приказам организма. Страдает тот орган, на который оказывается большее негативное воздействие. В структуре заболеваемости ведущие места занимают рак легких, кожи и молочной железы. 

— В последнее время создается впечатление, что заболеваемость раком растет: в амурских СМИ все чаще объявляют сбор средств на лечение от онкологии.

— Заболеваемость раком растет, но не такими огромными темпами, как может показаться. 
Болеет все больше известных людей, эти истории стали чаще публиковать в СМИ, рассказывать по телевидению, поэтому создается такое впечатление. По России заболеваемость раком выросла примерно на 5,8%, у нас в регионе этот показатель немного меньше. На учете в областном онкодиспансере на сегодняшний день состоит около 16 тысяч человек — это всего 2% амурчан, учитывая, что население региона около 800 тысяч человек.  При этом более половины пациентов состоят на учете по пять и более лет. 

В последнее время смерть от онкологических заболеваний вышла на второе место в России в структуре смертности от всех заболеваний. Раньше этот показатель занимал третью позицию — после смертности от сердечно-сосудистых заболеваний и болезней от внешних причин — травматизма, убийств. Это не значит, что заболеваемость раком серьезно растет. Развивается здравоохранение. Увеличивается количество травмпунктов по всей области, работает санавиация. Люди стали чаще выживать после ДТП и всевозможных травм. 

— Правда, что рак молодеет? В Амурской области на слуху несколько случаев, когда онкологию нашли у молодых и красивых мам, у подростков?

— Не совсем так. По статистике, средний возраст заболевших раком в России, том числе в Амурской области — 64 года. Заболевших трудоспособного возраста в структуре онкозаболеваний — 35%. В первую очередь, у молодых находят заболевания лимфатической системы, кроветворной ткани и опухоли, которые являются следствием эндокринных нарушений. В некоторых случаях, к раку приводит неконтролируемый прием гормональных препаратов.

— В обществе сейчас появились страхи, что появление онкозаболевания может спровоцировать беременность. У Жанны Фриске рак нашли во время беременности. Недавно в Тынде умерла молодая женщина Оксана Маслова, ставшая мамой. У благовещенки Олеси Подкопаевой рак обнаружили, когда она носила под сердцем ребенка. 

— Чаще всего у беременных диагностируют заболевания лимфатической системы. Заболевшие женщины в большинстве своем имеют предрасположенность к онкозаболеванию еще до беременности, которая провоцирует бурное развитие болезни. Так как у будущей мамы отключается иммунитет, собственная защита организма ослабевает. На самом деле таких случаев немного. 

— Каковы причины заболеваемости раком? Амурчанам онкология чаще передается генетически?

— Как правило, люди, имеющие генетическую предрасположенность к раку — а их не более 2% от числа больных с онкопатологией — более внимательно относятся к своему здоровью, зная, что болезнь заложена у них в генах. Они своевременно проходят скрининговые обследования, зачастую у них выявляют болезнь на ранних стадиях, когда возможно провести качественное лечение.

Исследования показали, что лидирующую позицию среди неблагоприятных факторов, способствующих развитию рака, занимает неправильное питание и курение. Этими факторами обусловлены 2/3 случаев рака. Поэтому в последние годы в стране и в нашем регионе растет количество заболевших именно раком кишечника. Рак — это любовь к фастфуду, колбасам, в которых используется нитрит натрия, оказывающий канцерогенное действие. Избыточный вес является одним из факторов риска рака молочной железы и рака тела матки. Уже доказано, что полные женщины чаще болеют раком.

— Как часто в Амурской области диагностируют рак у детей? 

— Количество заболевших детей не меняется из года в год — это 20-22 ребенка. Раком болеют дети разного возраста, в том числе и грудные.

— Откуда такое заболевание берется у детей?

— Причины заболеваемости у детей — это генетические «поломки» либо нарушения эмбрионального развития, возникшие под действием вредных факторов на организм будущей матери. К примеру, будущая мама работает в условиях вредного производства — на шахте, заводе, тем же маляром. Практически любая профессия сегодня связана с неблагоприятными факторами. Женщинам нужно избегать их, в особенности в первый триместр беременности. Сказываются вредные привычки — если беременная курит или употребляет алкоголь. Беременность нужно планировать. У нас женщины редко идут к гинекологу, когда готовятся стать мамой. 

— Как заметить у себя рак? Как уберечь себя и своих близких от этого заболевания?

— Необходимо регулярно раз в три года проходить диспансеризацию, а при работе на вредных производствах — ежегодные профилактические осмотры. Во время диспансеризации выявляются факторы риска онкопатологии и предопухолевые заболевания, назначаются скрининговые обследования с целью выявления рака на ранних стадиях. Рак визуальных локализаций (кожи, губы, молочной железы, полости рта) может заподозрить врач любого профиля при осмотре пациента. А у нас, когда приходит вызов из поликлиники для прохождения диспансеризации, человек говорит: «Некогда. Не хочу». 
Чтобы не заболеть раком, нужно вести здоровый образ жизни. Учеными разработана противораковая диета. Принципы ее просты: уменьшить потребление жирного, жареного, копченого, чаще есть фрукты и овощи. 

— Можно ли вылечить рак?

— Можно. Заблуждение нашего общества в том, что рак — это приговор. Часто люди приходят к нам, когда болезнь уже вышла из-под контроля и говорят: «А я все не верил. Я боялся». Если люди рано обращаются к врачу — на 1 или 2 стадии рака — то возможно полное излечение. При этом при первой стадии рака зачастую можно обойтись хирургическим вмешательством — удалить опухоль. В моей практике есть случаи, когда женщины побеждали рак, и через два-три года мы давали им добро на беременность. И они рожали здоровых детей. 

— Как часто в Амурской области онкобольные побеждают рак?

— Мы не ведем такой статистики. Если пациент однажды встал на учет в онкологический диспансер, мы наблюдаем за ним в течение всей жизни. Если исходить из того, что на 1-2 стадиях рака выявляется 50% больных, то каждый второй либо излечивается, либо на достаточно долгий срок мы продлеваем заболевшим жизнь. К сожалению, чаще люди узнают об онкопатологии случайно. На первых этапах рак не приносит боли. Опухоль может быть размером до одного миллиметра, а метастазы уже появились в других органах. 

— Лечение рака в Амурской области бесплатное?

— В России лечение онкопатологии входит в программу гарантированной медицинской помощи, которая оказывается бесплатно. И химиотерапию, и лучевую терапию проводят в областном онкодиспансере. В последнее время мы используем высокотехнологичные методы лечения, которые раньше проводились только в центральных клиниках — пациенты проходят у нас высокодозную химиотерапию, малоинвазивные операции при помощи эндоскопического оборудования. В случаях, когда пациенту необходима помощь в центральных клиниках страны, министерство здравоохранения выделяет квоты на лечение. 

— Тогда почему люди едут лечиться за рубеж?

— У человека есть право выбора. Пациенты сами решают, где проходить лечение. По уровню медицины и лечению рака Россия не уступает мировым клиникам и даже опережает их по некоторым направлениям. Многие едут за рубеж в ожидании чуда на излечение в том числе и такие знаменитости, как Александр Абдулов, Олег Янковский, Мария Козакова, Анна Самохина, Жанна Фриске. Но чуда не происходит…

Мнение

Ольга Сычева, 33 года, мама троих детей. Диагноз: рак прямой кишки.

— Когда я узнала, что у меня рак, была уже 4 стадия заболевания. Узнала я случайно: начала очень часто болеть, хотя обычно простужаюсь редко — занимаюсь спортом, веду здоровый образ жизни, сижу на правильном питании. Сначала я все списала на стресс: был очень большой загруз на работе, я стала меньше высыпаться, как раз кризис ударил. 

Я заподозрила, что у меня может быть рак раньше, чем врачи. У меня бабушка умерла от рака кишечника, у папы был рак желудка. Я говорила об этом врачам. Но гастроэнтеролог ничего не заметила, и мы месяц лечили гастрит. В этом проблема нашей медицины. Врачи считают: если ты молодая и хорошо выглядишь, то не можешь серьезно болеть. Самочувствие у меня ухудшалось: все это время держалась температура 37,2, я уставала от того, что просто иду по коридору, похудела очень сильно — с 60 до 51 килограмма. Только после того, как мне сделали биопсию, наши врачи начали подозревать рак печени. Меня отправили в Корею на пересадку. Только там через три дня, после обследования, мне поставили точный диагноз. Мне сказали, что я приехала очень поздно: у меня 4 — неоперабельная — стадия рака, мало шансов на выздоровление. Пока в клинике собирали консилиум, я боялась, что меня отправят домой готовиться к смерти. 

Сразу я не верила, что у меня рак. Еще когда была дома, пошла к гадалкам, эти бабушки говорили: «У тебя нет рака». Я не чувствовала этой болезни: ни болевых ощущений, ни страха. Я думала: как это так? У меня четвертая стадия, у меня метастазы в печени и в костях, а я ничего не испытываю. 

Говорят, что рак — это в первую очередь эмоциональная болезнь. Я сразу сказала детям, что у меня серьезный диагноз. Когда в семье об этом узнали, у нас не было тягостного ужина. Никто не плакал: ни я, ни дети. У нас есть вера, что я излечусь. Я воспринимаю себя здоровой. Хотя, когда я приехала в Корею, мне сказали, что у меня осталось 20% здоровой печени, и она может в любой момент отказать. Мне назначили очень интенсивный курс химиотерапии, каждый — по 2,5 суток непрерывного вливания. Такой курс проводится каждые две недели. В эти дни я постоянно с капельницей: она на колесиках, с ней можно ходить даже в столовую. 

Сначала я ужасно боялась химиотерапии. Мне провели лекцию, напугали: «Будьте готовы — ко второму курсу у вас полностью выпадут волосы». Сестры мне сразу привезли парик. Я сама ждала, когда же облысею. И вот уже 9 курсов химиотерапии прошло, а волосы у меня на месте. Я себя умею настраивать. Я думала: «Вот именно у меня волосы не выпадут! Ну а если и выпадут, мне их не жалко». Врачи мне говорили, что два месяца я обязательно должна провести в Корее под строгим наблюдением, до октября. А у меня сын шел в первый класс, я очень хотела попасть к нему на линейку. Я представляла: «Я приехала домой. Я веду его на 1 сентября». Так и случилось.

У меня начались улучшения: уменьшилась опухоль на 30%, печень восстановлена на 40%. Улучшается самочувствие и внешний вид. Даже врачи говорят, что не ожидали такого результата. Никто не дает прогнозов, что будет дальше. Рак непредсказуем. Но почему бы именно мне не стать тем редким случаем, когда чудом человек выздоравливает!

Ксения Ефимова, мама 9-месячной Насти Дубогрызовой, которой диагностировали онкопатологию:

— В нашей семье Настя второй ребенок, желанный. Ее диагноз для всех нас стал шоком. Ни у меня, ни у мужа никто в роду не болел раком. Настя родилась здоровой — 9 баллов по шкале Апгар. Обследования ни в роддоме, ни в больнице ничего не показали. А в 7 месяцев у нее началось кровотечение. Врачи сначала подозревали, что ребенок подвергся насилию. А потом выяснилось, что у Насти злокачественная опухоль, которая уже дала метастазы в легкое. У дочери рак желточного мешка. Как объяснили врачи, это эмбриональное заболевание – опухоль врожденная, она росла вместе с ребенком. 

Когда я узнала, что у моей доченьки рак, я сама попала под капельницу. За эти два месяца Настя перенесла восемь наркозов: она проходила сложные исследования, анализы, переливание крови. Недавно выяснилось, что у Насти образовался тромб в вене из-за того, что опухоль начала расти. Врачи говорят: если он оторвется, то неизбежна смерть. 
Недавно мы пережили первый курс химиотерапии — это восемь дней непрерывно под капельницей. Опухоль стала меньше, но процедуру Настя переносит тяжело: у нее поднимается температура до 39 градусов, начинается тошнота, уже выпадают волосы на висках. Настя даже не плачет, когда ей ставят уколы. Привыкла. 

В последний раз мы были на улице осенью. Врачи запрещают нам выходить — у дочки слабый иммунитет. В коридор — только в маске. А ей нужно общаться, гулять. Она уже ходит, когда держится за мои руки. Настя — самая маленькая в отделении онкогематологии. Страшно здесь находиться, видеть страдания детей. Страшно не знать, что будет дальше. Плачу каждый день, почти не сплю. Боюсь: вдруг завтра последний день… Я очень хочу вылечить ребенка. У Насти вторая стадия рака. Излечение еще возможно, но во многих клиниках нам отказали. Настю не взяли в Южной Корее, в московском центре имени Рогачева не оказалось мест. Сейчас дочку готовы принять в Испании. У нас уже готовы загранпаспорта. Но лечение стоит 10 миллионов рублей, а собрали мы только около 800 тысяч. 

Статистика

В 2014 году в Амурской области на учете в областном онкологическом диспансере состояли 15 997 человек. 

В прошлом году было зарегистрировано 3012 новых случаев онкопатологий. Среди заболевших 1372 мужчины, 1640 женщин и 20 детей. В 2014 году от рака в Амурской области умерли 1314 человек. Среди них 741 мужчина, 565 женщин и 4 ребенка. 

Вы можете помочь!

Насте Дубогрызовойможно пожертвовать деньги через мобильный банк – номер телефона 909 812 5525 (Билайн) или перевести средства на карту № 5547 596685 348050 (Промсвязьбанк) – получатель Ксения Ефимова. 

Ольге Сычевой
Номер банковской карты для перечисления средств (Сбербанк): 4276 8030 1220 3069
Реквизиты для переводов (Сбербанк):
Получатель Садович Татьяна Тимофеевна (мама Ольги)
Счет получателя  40817810503010029656
Наименование банка Дальневосточный банк ОАО «Сбербанк России» г. Хабаровск
БИК Банка получателя 040813608
Кор. счет 30101810600000000608
Телефон мужа Ольги: 8-909-810-38-10 (Денис). 

Источник новости: http://portamur.ru/news/detail/pochemu-amurchane-boleyut-rakom//