Амурская область, ИА «Порт Амур», 8 ноября. Открытые лекции ведущих российских ученых о современном Китае состоялись в Благовещенском государственном педагогическом университете. Преподаватели из вузов Москвы и Санкт-Петербурга побывали в Приамурье в рамках работы Фонда поддержки публичной дипломатии имени Горчакова, с которым сотрудничает благовещенский Институт Конфуция. Лекторы рассказали об экономическом положении КНР, внешней политике страны и ее трансграничном сотрудничестве с Россией. Выдержки из выступления руководителя школы востоковедения НИУ «Высшая школа экономики», профессора Алексея Маслова опубликовала газета «Благовещенск».
О ВВП и среднем классе
Полтора года назад в России был огромный энтузиазм по поводу того, что Китай будет выступать основным импортозаместителем для нашей страны. Мы развернулись от Запада к Востоку в надежде, что Китай решит все наши проблемы. Но этого не произошло, поскольку в Китае есть своя повестка дня — так называемая agenda: Китай, в первую очередь, решает свои проблемы. Там идет падение ВВП: с 8 % в 2012-2013 годах до 7 % в 2014-м и 6,4 % в 2015-м. Но это, конечно, не единственный показатель, потому что если смотреть только на ВВП, самая быстрорастущая экономика в Азии получается у Монголии, где два года назад было 20 % роста. Бирма со своими 8,3 % тоже опережает Китай. При этом ВВП на душу населения в Китае продолжает расти.
В целом население КНР будет продолжать богатеть. Благодаря этому в стране появился, так называемый, средний класс. В 2005 году он составлял в Китае 75 миллионов человек, в то время как сейчас — 275 миллионов. Это не просто люди с определенными доходами, у них есть и определенные потребности. Когда они начнут стареть, то будут совсем не похожи на сегодняшних китайских стариков в майках и закатанных штанах. Они будут, как японцы, которые хотят ездить по всему миру, и пенсия в 200 юаней их уже не будет удовлетворять. Это приведет к еще большей нагрузке на бюджет, потому что если эти люди не будут получать привычные блага, то могут произойти социальные дисбалансы.
О внутреннем долге
В Китае растет инфляция и идет замедление темпов роста внутреннего рынка. Экспорт из Китая упал почти на 25 %, поскольку китайские товары подорожали. Во время мирового кризиса 2008 года Китай активно выдавал населению деньги, реальная заработная плата превышала номинальную (то есть ту, которую выписывают). Получается, что на кризисе китайцы разбогатели, взяли ипотеку и кредиты, но потом начался рост ВВП, и деньги пришлось отдавать. А отдавать зачастую уже нечего — деньги потрачены. Таким образом, в стране вырос внутренний долг.
Рост ВВП за счет потребления в Китае составляет 35 %. Это самый низкий процент в Азии. К примеру, в Малайзии и Индонезии ВВП растет за счет потребления значительно быстрее — на 50-60 %. Для сравнения: Германия объявила, что если у них рост ВВП за счет потребления упадет ниже 45 %, это будет кризис. А ведь это действительно кризис, если внутренний рынок не развивается. Кроме потребительского долга в Китае есть и другой, возникающий из-за плановых убыточных предприятий, которые все время кредитуются у банка. Крупнейший пример из них — Аньшаньский металлургический комбинат.
О Шелковом пути
Как вернуть экономике прочные позиции? Во-первых, нужно затеять большие проекты. Вот откуда выплывает идея «экономического пояса Шелкового пути», с помощью которой Китай надеется решить свои проблемы. К слову, сейчас в Китае 55 % городского населения, а к 2060 году его окажется 90 %, а это те люди, которые в обязательном порядке будут получать пенсию. То есть, нагрузка на бюджет огромна, а удешевлять товары уже невозможно.
Товар можно сделать привлекательнее за счет уменьшения его себестоимости. Но ведь Китай пока не владеет всеми торговыми путями мира, поэтому-то он и предлагает «экономический пояс Шелкового пути». Конечно, он потребует гигантских вложений, но Китай думает на 30-40 лет вперед. Также это поможет связать более развитые южные и менее развитые северо-западные регионы страны. При этом, как такового плана, у них нет, но они стараются привлечь в проект как можно больше государств. Россия в данном случае, как мне кажется, заняла очень сбалансированную позицию, так называемого, сопряжения с Шелковым путем. То есть, мы его поддерживаем, в тех моментах, где он пересекается с нашими проектами.
О конкуренции с другими азиатскими странами
Ожидается, что Китай должен перейти от модели экстенсивного развития на модель интенсивного технологического развития, то есть в этом смысле постепенно превращаться в Японию, Южную Корею и Тайвань. Сейчас Китай находится в условиях очень жесткой конкурентной борьбы с другими азиатскими странами. Кроме Японии и Южной Кореи он является самой дорогой страной в Азии, там самая невысокая заработная плата. Создать предприятие дешевле в Индии или Вьетнаме — там ниже налоги и само ведение бизнеса.
Свежим взглядом
Лекции о Китае российских востоковедов в Благовещенске были весьма познавательными и полезными не только для тех, кто состоит с «заречным соседом» в деловых отношениях. Лекторы приводили примеры исторических вех, анализировали методики управления в разные годы, делали прогнозы о том, какие сферы бизнес-сообщества Китая станут ведущими. Говоря о китайской экономике соотносительно России, Алексей Маслов отметил: «Проблема в том, что мы иногда оцениваем Китай мерками 10-летней давности, как будто не желая замечать, что он изменился. Нужно вырабатывать новые формы работы с Китаем, учитывая все факторы».
Источник новости: http://portamur.ru/news/detail/veduschie-vostokovedyi-rossii-rasskazali-blagoveschentsam-o-sovremennoy-ekonomike-kitaya//