Амурская область, 29 июня, ИА «Порт Амур». Еще вчера ты был никем, а завтра твою идею купили миллионы! За считанные дни собрать инвестиции со всего мира на свое маленькое или большое дело стало реальностью благодаря краудфандинговым площадкам в интернете. Принцип их работы прост: выкладываешь на сайт свой бизнес-план или интересный проект и ждешь вложений от спонсоров.
Что такое краудфандинг?
О краудфандинге (в переводе с английского — «народное финансирование») широко заговорили во всем мире после ошеломляющего успеха американской площадки Kickstarter, появившейся в 2009 году. Самая большая удача постигла авторов умных часов Pebble, интегрированных со смартфоном. Разместив свой проект на сайте, они стали известны на весь мир. А умную электронику купили почти 70 тысяч человек, вложив в идею более 10,2 млн. долларов.
В России краудфандинг появился в 2008 году с сайта Kroogi.com. Однако широкий интерес к этому направлению в нашей стране возник после старта ресурса planeta.ru: в 2011 году инициаторы площадки предложили поклонникам группы Би-2 стать акционерами нового альбома музыкантов. Взамен спонсоры получали автограф, диск с песнями и приглашение на закрытый концерт группы. В результате поклонники собрали 1,3 миллиона.
— Сейчас кроме музыки, появились новые категории: кино, театр, малый бизнес, социальное предпринимательство и другие. За три года было реализовано более 2 тысяч проектов, мы собрали более 230 миллионов рублей, — комментирует PR-менеджер «Planeta.ru» Олеся Проглядова.
Сегодня, по подсчетам интернет-аналитиков, насчитывается более 20 российских крауд-площадок. Как правило, условия размещения проектов и сбора денег на них похожи: если идея проходит отбор, устанавливается определенный срок, за который народные акционеры «скидываются» на ее реализацию. Необходимую сумму диктует автор проекта.
Средства перечисляются только в том случае, если собрана вся сумма (на Kickstarter, Boomstarter) либо ее часть (от 50% на Planeta.ru). Иначе деньги возвращают жертвователям. В случае успеха, энный процент от собранных дивидендов получает крауд-площадка и платежные системы, через которые проводились переводы. Также автор должен выполнить обязательства перед акционерами.
— За каждый вклад акционеры получают некие уникальные акции: что-то с автографом, раритетные издания, куклы из мультфильмов, первые выпуски каких-то изобретений. Краудфандинг — это скорее магазин уникальных товаров, — объясняет Олеся Проглядова.
Отдельное место занимают благотворительные крауд-площадки: «С миру по нитке», «Начинание», «Тугеза». Такие ресурсы осуществляют поддержку культурных и социальных проектов, не взимают процент и перечисляют средства, независимо от того, собрана вся сумма или нет. К примеру, коллектив «Тугеза» — сообщество волонтеров, объединившихся в интернете, вступить в который может любой желающий из любого региона России и даже мира. Инициаторы организуют всевозможные акции — собирают посылки одиноким бабушкам, средства на ночлежку для бездомных, на нянь для ухода за детьми-отказниками и т.п.
— Люди не всегда представляют реальную картину важности или сложности тех или иных видов оказания помощи. Мы просвещаем, рассказывая о проблемах в социальной среде. Самой большой нашей акцией была постройка санблока в социальной гостинице «Виктория» в Псковской области для детей с клеймом «умственно отсталые». Мы собрали почти миллион рублей. Недавно собирали деньги на помощь пострадавшим в пожарах Забайкалья, — рассказывает координатор интернет-сообщества «Тугеза» Александр Гарматин.
Что мешает прославиться на весь мир амурчанам?
Главная задача крауд-площадок — давать жизнь уникальным проектам. Так, благодаря американскому Kickstarter, мир услышал, о ручке-стилусе, способной переводить рукописный текст в цифровой, наушниках, повторяющих форму уха, гаджете для групповых селфи. Российские ресурсы в большинстве своем стали фабрикой однотипных идей или разовых проектов: чаще всего вскладчину выпускают музыкальные альбомы, финансируют фильмы, книги и помогают со стартовым капиталом для бизнеса. Однако это не значит, что уникальных проектов в нашей стране и в Амурской области в частности нет. Инноваторы и просто заинтересованные в электронике, робототехнике и приборостроении объединились в группу «Tech-In Благовещенск» в социальных сетях для обмена опытом.
— На краудфандинговых площадках продвигают проекты, готовые на 80%. Не всегда есть возможность действительно уникальную идею воплотить за собственные деньги, — считает участник группы «Tech-In Благовещенск» Павел Иванов.
Так, инноватор Михаил Рожков работает над идеей «живого» конструктора для детей уже несколько лет. Но до сих пор не готов тестировать ее в глобальной сети.
— У нас еще не создан прототип готового продукта, — поясняет Михаил. — Для доведения прототипа до минимального продукта могут потребоваться существенные ресурсы на материалы, точное оборудование, программное обеспечение, команда. Этот этап является самым сложным с точки зрения привлечения средств: затраты могут составлять от 5 000 до 500 000 долларов США, а результат не всегда прогнозируем. Часто вопрос даже не в деньгах, а в доступе к оборудованию и узким специалистам, которые необходимы для реализации критически важной части работы.
Вместе с тем для амурских стартапов крауд-платформы — едва ли не единственный способ привлечения средств.
— Во многих городах России работают технопарки, где создатели интересных проектов встречаются, делятся опытом. У нас такого нет. Многие авторы уезжают в центр страны, где доступны условия для собственного развития, — говорит Павел Иванов.
В 2014 году ребята организовали первый Амурский инновационный форум — чтобы узнать друг о друге больше и через СМИ заявить о своих идеях. О том, что найти спонсоров новым проектам непросто, знают и в АмГУ. С 2014 года при экономическом факультете вуза работает бизнес-инкубатор: студентам помогают развивать интересные проекты — составлять бизнес-планы, просчитывать расходы и возможности их реализации.
— Когда проекты готовы, мы презентуем их амурским бизнесменам. Из своего опыта могу сказать, что наши предприниматели не особо хотят в них вкладываться, — констатирует руководитель бизнес-инкубатора АмГУ Станислав Сериков.
За два года финансово идеи студентов еще не поддержали ни разу. Сейчас бизнес-инкубатор ищет спонсоров для двух проектов — гостиницы для домашних животных и интернет-портала об интересных событиях Благовещенска.
— В прошлом году я побывал в бизнес-инкубаторе Владивостокского госуниверситета экономики и сервиса. Под технопарк там выделено отдельное здание с организационной структурой. Больше 20 молодежных проектов уже реализовано. Например, «Караджи» — магазин элитных мужских аксессуаров. Это идея студентов ВГУЭС. Первый магазин они открыли во Владивостоке, а затем по всей России появились филиалы. Нам такая работа пока только предстоит, — рассказывает Станислав Сериков.
Кто хочет вкладывать деньги в чужой успех?
Аналитики предрекали, что народная благотворительность обречена на провал. В 2013 году Фонд «Общественное мнение» провел опрос о готовности людей помогать нуждающимся. Оказалось, что 85% респондентов никогда не оказывали благотворительность организациям и инициативным группам, а 33% и не собираются этого делать. По данным опроса, многие готовы пожертвовать деньги на операции больным детям. Но! 35% — только лично в руки, и всего 2% — через интернет или электронный кошелек. Отношение к краудфандингу и сейчас остается неоднозначным. Многие отмечают, что в глобальной сети трудно отследить, куда тратятся собранные финансы. Тем более, организаторы крауд-платформ не требуют кропотливых отчетов и зачастую не отслеживают судьбу заявленных проектов. Весомым минусом спонсорства через такие ресурсы остается и процент от собранных средств. Он может быть весьма солидный — от 5 до 15%.
Автор уникальной технологии по производству объемных изображений Александр Шпагин считает, что крауд-площадки в России пока не стали подспорьем в реализации серьезных идей. Лучшей альтернативой народной благотворительности, по его мнению, может стать участие в государственных конкурсах на научные проекты. В 2013 году на развитие своей идеи Александр выиграл грант программы «Старт» Фонда содействия инновациям и совместно с АмГУ открыл малое инновационное предприятие.
— С гранта в 1 миллион рублей я в течение года буду платить зарплату троим сотрудникам и дальше работать над проектом. На boomstarter редко собирают до 2 миллионов рублей на один проект. Чаще всего около 300 тысяч рублей. Это незначительные суммы, — считает Александр.
В то же время для «приземленных» идей минусом местечковых конкурсов остается несолидная сумма выигрыша. К примеру, в Благовещенске максимальный грант на проекты в сфере культуры не превышает 400 тысяч рублей, на лучшие социально-значимые проекты — 150 тысяч рублей, а на бизнес-старт молодым предпринимателям муниципалитет выделяет 50 тысяч рублей.
— Я не считаю краудфандинг серьезной возможностью открыть свой бизнес. Кто хочет вкладывать деньги в чужой успех? — высказывает свою позицию председатель амурского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Борис Белобородов. — Хорошей поддержкой молодых инициатив стало бы появление в регионе венчурного фонда, который вкладывает инвестиции в расширение малых предприятий либо финансирует рискованные идеи. Во многих городах страны такие фонды есть.
— Краудфандинг — это инструмент тестирования рынка: успешности идеи своего продукта. Это хорошее начало для коммуникации с первыми клиентами, — в свою очередь уверен Михаил Рожков.
— Пока многие амурчане просто не знают о краудфандинговых площадках. Кто-то не понимает, как в интернете оказать помощь. Со временем они станут популярны, считает Анна Лиманская, выложившая проект на крауд-площадку.
Амурские проекты на крауд-площадках
Впервые амурские проекты на крауд-платформах появились в этом году. В марте сбор средств на создание фильма об Албазинской иконе Божией Матери на сайте nachinanie.ru объявила благовещенская епархия. Из заявленных ста тысяч рублей в глобальной сети удалось собрать половину суммы.
— Чтобы участвовать в благотворительных грантах, необходим опыт и готовность собирать бумаги. Нам порекомендовали этот сайт коллеги из других регионов, которые давно и успешно находят таким способом спонсоров на благие дела, — рассказала пресс-секретарь Благовещенской епархии Анна Лиманская.
Документальная картина выйдет на экран в марте 2016 года — к 350-летию принесения на Амур главной Дальневосточной святыни.
— Последние издания об Албазинской иконе вышли 10 лет назад. В нашем фильме мы расскажем об истории чудотворного образа и о современных чудесах святыни. В одной из газет мы нашли китайские свидетельства о том, как Албазинская икона защищала амурские рубежи во время военного столкновения с ними. Многие в то время видели, как по берегу Амура ходила светлая женщина, а китайцы стреляли в упор и не могли в нее попасть! — рассказывает Анна Лиманская.
В Благовещенске благодаря интернет-акционерам появится большой уличный шкаф для обмена книгами. Акция на крауд-площадке boomstarter.ru была объявлена Амурской областной научной библиотекой. Необходимую сумму — 35 тысяч рублей — уже собрали.
— Иного доступного и удобного способа поиска спонсоров для финансирования таких проектов нет, — считает замдиректора Амурской областной научной библиотеки Оксана Праскова. — Подобные уличные книжные шкафы популярны в других крупных городах. Почему бы и в Благовещенске не установить такой же? Многим горожанам некогда сидеть в библиотеке, а так они смогут взять книгу по пути домой.
На boomstarter.ru искал спонсоров для издания своей книги о мироощущении известных философов 19 века и психотерапевт Максим Чекмарев. На научно-популярный труд автора «Путь к целостности: Чему нас учат Шопенгауэр, Кьеркегор и Ницше?» из 252 тысяч рублей не пожертвовали и четверти суммы. — Деньги я не получил. Зато узнал, кому интересна такая литература. Книга все равно будет издана, — поделился планами автор.
Автор: Анна Дерова
Фото: ampravda.ru, kickstarter.com, together.ru, dengi.alexyanovsky.com
Источник новости: http://portamur.ru/news/detail/dengi-iz-vozduha//