Поворот на Восток

Мы носим вещи с биркой «Made in China». И сложно найти амурчанина, хотя бы раз не побывавшего на другой стороне Амура. Таксисты в Хэйхэ давно матерятся на русском. Больше 50% бюджета нашей страны — таможенные сборы. В 2012-м, в самый прибыльный год, Благовещенская таможня принесла в госказну свыше 7 миллиардов рублей. Однако граница между Россией и Китаем не всегда была «золотой».
 
Как все начиналось 
 
Еще 30 лет назад далеко не все амурчане могли вот так просто увидеть народ, живущий всего в 700 метрах. Граница между государствами, впервые установленная еще в 1689 году, по-настоящему открылась только спустя больше полутора веков. 
 
— Горбачев подписал указ, разрешающий приграничные прямые связи, в том числе и с Китаем, — вспоминает гендиректор фирмы «Амуртурист» Екатерина Тушминская. — После долгих согласований нам разрешили в качестве эксперимента отправить за границу туристов. 24 сентября 1988 года я повезла первую группу тогда еще в поселок Хэйхэ.
 
Благовещенск — Хэйхэ, 1980 г.
 
 «Амуртурист» стал первой турфирмой, установившей контакт с Поднебесной. С китайской стороны идею зарубежных путешествий поддержала компания «Интурист». Сначала россияне выезжали за границу по советским паспортам, китайцы — по карточкам, подтверждающим гражданство. Путевка длилась один день, ночевать в Китае было запрещено. 
 
— В то время в нашей стране жили очень бедно, прилавки были пусты. И когда мы приехали в Китай и увидели товары, от которых ломились стеллажи, это был шок! — делится впечатлениями Екатерина Тушминская. — Люди увозили с собой даже носовые платки — таких красивых расписных платков, как в Китае, у нас не было. Брали канцелярские товары — ручки, невиданные у нас карандаши с резинками, ранцы для школьников. Везли костюмы «Адидас», кроссовки.
 
— У людей в советское время денег не было. Процветала народная торговля — бартер, — вспоминает начальник управления международного образования и сотрудничества БГПУ, директор Института Конфуция, блогер нашего сайта Николай Кухаренко. — В свою первую поездку в Китай я надел на себя шинель, сверху — еще шинель, шапку военную, положил в сумку мясорубку, в детском магазине купил пистолет. На них выменял кожаную куртку, кассетный плеер и мешок смеха — тронешь, и он начинает смеяться. 

вид на Китай с площади Благовещенска, 1980 г.
 
В 90-е столица Приамурья гремела на весь Советский Союз. В приграничный город ехали из Сочи, Ялты, Москвы, Санкт-Петербурга. Первые билеты в Китай стоили 24 рубля (по сравнению со средней зарплатой в 180 рублей — копейки). Юань был в полтора раза дешевле рубля: туристы сдавали в России 50 рублей, а в Китае получали 75 юаней. Брать за границу больше денег запрещалось по закону. 
 
— Люди контрабандой везли с собой рубли и обменивали их у китайских торговцев, — рассказывает Екатерина Тушминская. — У них не было уверенности, что они приедут в Китай снова. Ежегодно у нас в очереди стояло по 60-70 тысяч туристов. 
 
В 92-м КНР и Россия подписали соглашение о безвизовых туристических поездках. Для поездки через Амур начали оформлять загранпаспорта. А людей, получавших новый документ, становилось все больше. По данным Благовещенской таможни, в 1992 году границу пересекли 728 тысяч человек. 
 
— Было время, когда мы работали даже ночью, — рассказывает гендиректор пассажирского порта «Амурассо» Алексей Лазуткин. — Сегодня речной вокзал отдыхает один день в году — 1 января. До скачка доллара через границу в среднем каждый день проходило больше тысячи человек. 
 
Расширилась и география поездок: в составе туристической группы без визы можно посетить почти весь Китай. А в связи с нестабильной экономической ситуацией и оттоком туристов в Поднебесной пошли на эксперимент: индивидуальные безвизовые поездки стали доступны в некоторые южные провинции — Шанхай и Шэньян. 
 
 
Приграничный бизнес и торговля
 
С открытием границы начинает налаживаться международная торговля. В первые годы работы, с 1989 по 1992 гг., через границу проследовало свыше 1 млн. 700 тысяч тонн экспортно-импортных грузов. 
 
— Сначала у нас не было переводчика китайского, и мы общались с иностранцами языком жестов. Чтобы хоть как-то их понимать, приглашали китайцев, которые уже давно жили в Благовещенске и знали русский язык, — вспоминает Евгений Курочкин, в 90-е — замначальника Благовещенской таможни.
 
Впрочем, языковой барьер не сдержал и стремительно развивающийся малый бизнес. На таможне китайских предпринимателей встречала детвора: «Дядя, дай жвачку!»
 
— Китайцы везли к нам косметические наборы. Тогда у нас продавали только помаду и тушь, а эти наборы были красивые, в красной коробке, — рассказывает главный госинспектор Благовещенской таможни Андрей Рыжиков. — Ходовым товаром были расписные термосы с помпой. А отсюда увозили металл и даже КАМАЗы. У них ведь принцип работы какой: все разобрать, а потом собрать свое. 
 
Большим толчком к налаживанию коммерческих связей с Китаем стала ельцинская либерализация экономики, стартовавшая в 91-м году. Она дала не только свободу предпринимательству — жить после скачка в капитализм стало труднее. 
 
— Когда людям месяцами не платили зарплату, меня сократили с работы, я осталась с грудным ребенком на руках. Пришлось открывать свое дело, — рассказывает жительница Тынды Ольга Осиянова. — У меня было 2 тысячи рублей, еще две я заняла у соседки и поехала в Благовещенск. Купила на складе оптового обмена 20 килограммов китайских надувных игрушек и перепродавала их в нашем городе. 
 
Сегодня Ольга — директор тындинского супермаркета «Детский мир». Бизнес-леди не понаслышке знает: многие крупные амурские предприниматели раскрутились благодаря китайскому посредничеству. 
 
— Китайцы тогда, распознав закупщика, давали в долг. Люди, начинающие дело, не имели свободных денег, и это было существенной поддержкой. 
 
ночная панорама китайского города Хэйхэ.
 
В 92-м году была утверждена первая в Китае Хэйхэская зона приграничного экономического сотрудничества, на которой действовали особые экономические льготы. По информации Торгового представительства РФ в КНР, сегодня в Китае действует более 200 особых экономических зон. Компаниям, работающим на их территории, предоставляется льготный режим налогообложения, финансовые, таможенные и другие льготы, в том числе по валютным операциям. Ставки подоходного налога в свободных экономических зонах составляют 15-25%. Потому сегодня каждая вторая вещь — «Made in China». Тындинская предпринимательница Ольга Осиянова давно не сотрудничает с китайцами. Но из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска в ее магазин все равно привозят игрушки китайского производства.
 
— Тот же велосипед «Stels», который собирают в Люберцах: все его комплектующие изготовлены в Китае, — констатирует Ольга Осиянова. — И фабрики известных фирм стоят за речкой. Не только игрушек, но и косметики, и одежды.
 
Жители Поднебесной в свою очередь нередко приезжают к нам на заработки и в качестве бизнесменов. По данным амурского управления миграционной службы, в 2014 году в наш регион заехали почти 20 тысяч трудовых мигрантов из КНР. Они везде — на стройках, фермах, в ресторанах. Многие осели в крупных китайских торговых центрах, на наших глазах выросших из рынка. 
 
Китайцы по-прежнему доставляют к нам всевозможный ширпотреб. А с собой увозят амурские сою и зерновые, мед, муку и кондитерские изделия. В 2014 году на Благовещенской таможне оформили почти 2,5 млн. тонн грузов. Их стоимость составила более 600 млн. долларов. Пресекают и контрабанду. Чего только не пытались незаконно провезти через границу — попугаев, медвежьи лапы и даже исторические ценности.
 
На таможенном посту Поярково идет оформление , прибывшей из КНР техники
 
Какие у нас перспективы
 
Падение рубля сказалось на отношениях России и Китая. Впервые за всю историю пассажиропоток поменял направление. В январе 2015-го Китай посетило в два раза меньше русских туристов, чем за аналогичный период прошлого года. Страдают предприятия-перевозчики, падают таможенные платежи. По данным амурского министерства внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства, уже не первый год сокращаются и показатели внешней торговли с азиатским соседом. Товарооборот с КНР в 2014-м снизился почти на 16% и составил 660 млн. долларов США. Но если в прошлом году спад произошел за счет сокращения объемов импортных поставок, сегодня снижаются объемы импорта и экспорта. Однако в новых экономических условиях появились и новые перспективы: китайцы увозят за границу все больше продовольствия — кондитерские изделия, муку, зерновые — которые для жителей Поднебесной теперь стали в два раза дешевле. 
 
— В 2014 году в Китай было поставлено около 21 тысяч тонн сои, 7,4 тысяч тонн кукурузы, 658 тонн соевого масла. С начала текущего года объемы поставок сои и кукурузы за границу увеличились. Кроме того, только в январе в Китай было экспортировано около 5 тонн меда и 140 тонн шоколадной продукции, — комментирует начальник отдела министерства внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства Амурской области Александр Коршунов.
 
Приграничные государства тесно связывают крупные экономические проекты. Так, в 2009 году были возобновлены экспортные поставки в Китай электроэнергии. В рамках проекта нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» в 2010 году на территории Амурской области было построено ответвление нефтепровода до китайского города Дацин. Большие перспективы для нашего региона также связаны с планами двух стран по развитию сотрудничества в газовой сфере. В рамках реализации Восточной газовой программы России планируется строительство магистрального газопровода «Сила Сибири». В Приамурье появятся газоперерабатывающий, гелиевый и газохимический комплексы. Инвестиции оцениваются в 30 млрд. долларов. 
 
 
— Правительство области видит большие перспективы в развитии приграничного туризма. Сейчас Амурская область на 3-м месте по приему китайских туристов, и это не предел, — считает Александр Коршунов. — Для привлечения иностранных туристов будут создаваться объекты показа, гостиницы. Уже в этом году запланирована реализация объектов трансграничной транспортной инфраструктуры — моста через Амур в районе городов Благовещенск—Хэйхэ и канатной дороги
 
На прилегающих территориях к мостовому переходу через Амур планируется создать особые экономические зоны — как в Китае, так в Амурской области. Это позволит привлечь инвесторов для рынков обоих государств, а в перспективе нарастит объемы грузоперевозок. В свою очередь, канатная дорога увеличит пропускную способность через границу. По планам властей, с введением фуникулера наш регион ежегодно смогут посещать свыше миллиона туристов — это в 20 раз больше, чем в прошлом году. 
 
— Экономика России повернулась на Восток, — считает Николай Кухаренко. — Наш президент встречается с главой КНР 3-4 раза в год. Как сообщали СМИ, китайское агентство «Dagong» провело анализ состояния российской компании «Газпром» и присвоило ей высшую оценку. Сегодня страны БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР) перекраивают геополитическую карту. Мир перестает быть однополярным, в котором правит США, руководящие странами НАТО, как марионетками. 
 
Россия и Китай продолжат и гуманитарное сотрудничество, начавшееся еще в прошлом веке. Уже в начале 90-х в Благовещенском педуниверситете начали обучать китайских студентов русскому языку. Сегодня между Россией и Китаем действует межправительственное соглашение о взаимном признании документов об образовании. Так, получив в российском университете диплом бакалавра, можно продолжить обучение в магистратуре в Китае. А в 2007 году в Благовещенске был создан Институт Конфуция.
 
— Мы занимаемся популяризацией китайского языка и культуры, — поясняет начальник управления международного образования и сотрудничества БГПУ, директор Института Конфуция Николай Кухаренко. — Предлагаем платные курсы по китайскому языку и ряд бесплатных занятий — гимнастика, каллиграфия, чайные церемонии. Кстати, пожилых людей обучают китайскому языку бесплатно, а потом пенсионеры ездят в Хэйхэ, устраивают танцы и чаепития с китайскими соседями. По стипендиальным программам отличников учебы отправляем летом на месяц в Китай — учиться и путешествовать.
 
Фото: архив ИА «Порт Амур», Благовещенская таможня, ok.ru.

Анна Дерова.

 

Источник новости: http://portamur.ru/news/detail/povorot-na-vostok//