На Дальнем Востоке в разгар экономического кризиса Российские железные дороги ликвидируют одно из своих крупнейших в регионе предприятий. Около 500 человек одновременно могут остаться без работы в городе Шимановске Амурской области. Населенный пункт с населением менее 19 тысяч человек обслуживает подвижной состав на Транссибе: в нем работает вагонное депо. Это градообразующее предприятие. В ответ на обращения людей руководители обещают их учесть и одновременно продолжают готовить списки на увольнение.
Город Шимановск не известен большинству россиян, однако на слуху у железнодорожников. Здесь находится крупный цех ремонта пассажирских вагонов и несколько других похожих предприятий. Ближайшие альтернативы для ремонта – в сутках езды на запад или 12 часах на восток.
Как во многих небольших городах вдоль Транссибирской магистрали, в Шимановске железная дорога – та отрасль экономики, без которой люди не привыкли выживать. Эти предприятия удерживают работников, которые иначе давно сменили бы место жительства, и позволяют городкам и поселкам сохранять относительное социальное благополучие. Кроме того, зарплаты там обычно выше средних. Слухи о закрытии местного вагонного депо пошли в конце 2014 года. К началу нынешнего марта они превратились в подтвержденную информацию. Предприятию приказали начать подготовку документов о массовом увольнении. По словам председателя профсоюзного комитета организации, сокращенные сотрудники, скорее всего, не найдут взамен другой работы:
– Численность работников нашего пассажирского вагонного депо – 310 человек. Еще 160 человек – это аутсорсинговые компании, связанные с депо. У нас также 233 ребенка до 18 лет. У многих дети-студенты учатся в других городах. И умножьте всё на три – это средний состав семьи. Вакансий в центре занятости Шимановска, когда мы обратились за информацией, было 45. И все вакансии специфические, требующие подготовки – врачи, другие медицинские работники, педагоги. Наша специализация никому не нужна, – говорит Людмила Дёрова.
Причиной ликвидации депо называют снизившиеся объемы ремонтных работ. Все последние годы «Российские железные дороги» и дочерние компании этой корпорации отменяли в регионе поезда – как пригородные, так и дальнего следования. Когда в середине 2014 года прекратил ходить поезд Благовещенск–Москва, загрузка депо снизилась до 50 %. За прошедший с того времени год стало понятно, что возвращать поезда на Дальний Восток никто не собирается.
За происходящим наблюдают не только работники, но и власти Шимановска. В городке, где чуть более 10 тысяч работоспособных жителей, увольнение пятисот – нерешаемая проблема, уверена председатель местного совета депутатов Светлана Боешко:
– Естественно, будет социальный взрыв, ведь снизится уровень жизни. У нас и так идет отток населения. Для нас, конечно, самое важное – занять людей. Но это абсолютно нереально в нашем городе. У нас каждое рабочее место на счету. Тем более, что если мужчин мы могли бы как-то еще более или менее устроить, поскольку здесь рядом строится космодром Восточный, то женщин – вообще нереально. Кроме того, там есть сотрудники, которым под 50 лет. Естественно, их почти никак не трудоустроить. А ведь у нас есть и железнодорожная поликлиника, то есть эти закрытия чреваты дальнейшими. Все это будет нарастать как снежный ком. У нас в городе уже сейчас недостаточные отчисления НДФЛ (налога на доходы физических лиц) за январь 2015 года. Практически во всех учреждениях города людей уведомили о сокращении двух-трех рабочих мест. Они в Шимановске идут и без проблемы с депо – в пенсионном фонде, в учреждениях образования… Сейчас сокращения в пожарной части. Все “оптимизируются”.
Сейчас безработица в городе – около 4 % (в среднем по Дальнему Востоку – 6,5 %). Если предприятие полностью прекратит работу, она почти удвоится. С началом строительства нового российского космодрома Восточный – он находится в 40 километрах от Шимановска – в регионе надеялись, что он даст тысячи рабочих мест местным жителям. На практике оказалось, что благодаря множеству субподрядчиков – московских фирм до местных жителей доходят лишь остатки как денег, так и работы. На космодром безуспешно надеялись и железнодорожники.
– У нас очень много работников, которые ездили на космодром. Фактическая заработная плата там не соответствует той, что указывается в объявлениях о вакансиях. И вообще, у нас работник проехал 15 фирм и ни в одной не смог устроиться. То есть все вакансии были на бумаге. За два года у нас из депо ушло на космодром 4 человека. Это ведь о чем-то говорит? Помимо прочего, у всех фирм-субподрядчиков там сразу написано: работа на период строительства, 2015 год. То есть там, естественно, срочные договора на год-полтора, – рассказывает руководитель профкома Людмила Дёрова.
В начале нынешнего марта с коллективом встретились руководители «Федеральной пассажирской компании» – дочки РЖД, к которой относится предприятие. Они еще раз пообещали все взвесить; послушали предложения от работников, что можно сделать, чтобы не закрывать депо. А на следующий день прислали приказ, подписанный еще до встречи: упразднить депо в Шимановске, ликвидировать вагонный участок в Благовещенске, ко 2 июня 2015 года уволить сотрудников.
– Таких случаев в России будет много, но чаще будут пытаться идти по пути постепенного “сжатия занятости”. Обычно просто сокращают численность, а закрытие целых подразделений – я пока про это не слышала. Видимо, только господину Якунину позволено делать такие большие закрытия. Ну, город маленький, шуму будет немного. Я думаю, что части увольняемых оформят пособие по безработице, часть какое-то время подержат на общественных работах. Других мер я предложить не могу, потому что их нет. Давать деньги на открытие малого бизнеса бессмысленно, потому что его продукцию, услуги никто не будет покупать. Там нет денег у потребителей. А господин Якунин сейчас действительно рубит занятость в РЖД, до этого рубил зарплаты. Заставить Якунина опять открыть это производство, мне кажется, не по силам никому. В конце концов, и конфликт дочерних компаний РЖД, которые занимались электричками, с региональными властями закончился тем, что последним просто подкинули денег из федерального бюджета, чтобы они оплатили компаниям РЖД эти резко возросшие тарифы на перевозку, – комментирует происходящее профессор Московского государственного университета, директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич.
Кризис не мешает одной из крупнейших госкомпаний страны сотнями увольнять людей в самых разных регионах. Письма Путину пишут в Кургане – там готовятся закрывать местный вагонный участок с 300 сотрудниками. В Чебоксарах речь идёт о 600 сокращенных проводниках и прочих специалистах. Число увольнений на Забайкальской железной дороге в 2015 году достигнет 790.
Сокращение в Амурской области проходит на фоне сразу двух недавних трагических событий в этом регионе. В январе 2015 года в областном центре сокращенный сотрудник Центробанка расстрелял троих коллег и застрелился сам. Следом в городе Белогорске, соседнем с Шимановском, убили заместителя начальника локомотивного депо, ответственного за кадры. Прямой связи между всем этим не видно, но и не думать о совпадениях местные жители не могут. Среди тех, к кому они обратились за помощью, помимо губернатора и Путина, есть первый президент РЖД. 77-летний Геннадий Фадеев родился и вырос в Шимановске. Он возглавлял компанию до 2005 года, а до этого шесть лет был министром путей сообщения России.
Источник новости: http://www.amur.info/analytics/2015/03/19/5482